Кнут и пряник

Автор: Кирилл Молодцов - председатель редакционного совета журнала НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ
Колонка председателя редакционного совета НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ Кирилла Молодцова
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Одна и та же ситуация на рынке может повторяться в разное время, но, как правило, несколько в другом контексте. Я имею в виду рост цен на топливо и меры по регулированию. Сравним 2018 год и текущие процессы.

В 2018 году цены на нефть и курс доллара больше влияли на внутренний рынок, чем налоговый маневр. Экспортная альтернатива была более привлекательной для трейдеров, чем конъюнктура внутреннего рынка.

В 2018 г. средняя цена бензина для потребителей на внутреннем рынке увеличилась на 11%, что существенно превысило темпы инфляции, составившие 4,3% в указанном году. В мае-июне в стране даже прошли протесты против повышения цен на моторные топлива. Эксперты связывают влияние налогового маневра на отрасль с повышением социальной напряженности, ростом издержек на топливо в аграрном секторе, в дорожном строительстве, в ЖКХ, в воздушном и речном транспорте.

Чтобы погасить социальную напряженность, правительство и Госдума приняли срочные меры по стабилизации цен на моторные топлива.

Снизили акцизы, заключили соглашения с нефтяными компаниями о замораживании цен.

Решили скорректировать и налоги. В июле 2018 г. в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, препятствующие повышению уровня цен на моторные топлива до уровня мировых (а не это ли было целью налогового маневра?): был введен акциз на переработку нефтяного сырья и налоговый вычет по нему (при выполнении условий по объемам выпуска высокооктанового бензина класса 5 и дизельного топлива). В итоге в процесс включился знаменитый демпфер, который позволил нефтеперерабатывающим компаниям частично возместить «недополученную прибыль» при поставках топлива на внутренний рынок, если экспортные цены оказывались выше условных (индикативных) внутренних цен. Что позволило нефтепереработчикам сдерживать цены на топливо. Налоговый вычет стал действовать с 2019 года.

Прошло несколько лет, и демпфер спровоцировал развитие так называемого серого экспорта. Это когда трейдеры (или сами же ВИНК) покупали у НПЗ (получавших субсидии) по низким ценам топливо и отправляли его на экспорт. Анонс о сокращении демпфера в 2023 году вызвал обратный эффект и усилил топливный кризис. Не буду вдаваться во все подробности и нюансы ситуации 2023 года, вы и так помните все эти триггерные моменты. Тогда, после обращения аграриев, у которых дизель к уборочной стал золотым и дефицитным, правительство объявило о временном запрете экспорта дизеля и бензина. Ситуация стабилизировалась. Демпфер оставили в покое и налоговый вычет выплатили в прежнем объеме. Тут бы уже задуматься о пересмотре налоговой системы в принципе, продумать концепцию существования отрасли в будущем, ведь побочных эффектов от донастроек налоговой системы много, в том числе и то, что средняя стоимость бензина на внутреннем рынке ниже средней цены нефти. Парадоксально, но факт. Но пока мы не видим системного подхода, точечные меры превалируют в административной форме управления. В марте 2024 года запрет на экспорт бензина опять возобновился. В том числе и из-за того, что рынок эмоционально отреагировал на атаки дронов на НПЗ. А как еще? Угроза вполне реальная и ощутимая. С января по март ряд НПЗ закрылся на ремонт, и кто-то еще до сих пор ремонтируется. Минэнерго уверяет, что волноваться не стоит, так как производство топлива у нас профицитное, что и позволяло экспортировать излишки. Это так было. Сегодня структура потребления внутреннего спроса поменялась. Серьезно увеличился спрос со стороны сельхозпроизводителей, так как выросла урожайность зерновых и бобовых, прибавляются аппетиты сегмента автоперевозок, так как РЖД не справляется с нагрузкой, активизировался внутренний туризм, кроме этого, не забываем о потребностях фронта – топливо необходимо для техники, строительства. В таких тисках – угроза атак БПЛА и повышении спроса – считать рынок профицитным, да еще и в отсутствии системы хранения ну как-то легкомысленно. Точечные меры могут не помочь. Правда, кроме запрета экспорта, была увеличена норма поставок нефтепродуктов на бирже. ФАС считает эту норму достаточной. Трейдеры так не думают. Приближающийся горячий сезон покажет – за какие рычаги еще можно потянуть и будут ли работать предпринятые меры.

Но уже сейчас фьючерсные контракты с базовой точкой ценообразования с поставкой в мае торгуются на СПбМТСБ с хорошим ростом и по бензину, и по дизелю. Внешняя конъюнктура рынка также является провоцирующим фактором – цены на нефть высокие и могут продержаться на этих позициях несколько месяцев, – поэтому экспорт является привлекательным каналом сбыта, несмотря на запрет, который можно обходить. Думаю, трейдеры знают, как это делать. К лету спрос на топливо будет возрастать, и цены на АЗС могут хорошо скакнуть. И что тогда? Будет опять приказ – о замораживании цен на заправках и в мелком опте? Думает ли правительство о рознице с точки зрения сохранения бизнеса? Мониторят ли государственные органы потребности внутреннего рынка? Формируют ли концепцию развития топливной отрасли в будущем, учитывая новые геополитические, локальные вызовы? Контроль запасов и потребления – это задача чиновников. Поддержка и стимулирование малого и среднего бизнеса – это тоже задача государства. Эффективное функционирование отрасли – стратегический приоритет власти. Я надеюсь, что отраслевое ведомство скоро представит нам серьезный план для сохранения и преумножения энергетической мощи страны. В майском номере НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ мы предлагаем ознакомиться с анализом итогов налогового маневра, государственного регулирования независимых нефтяных компаний, стратегического планирования ТЭК. Предлагаем сравнить результаты развития технологий Китая и России.

Поздравляю всех с праздником Победы в Великой Отечественной войне! Энергетическая отрасль сделала все возможное для поддержки нашей армии, обеспечила войска топливом, а также смогла в тяжелое время осуществить технические и научные прорывы для добычи и переработки.