Статья

Катализаторы: от импортозависимости к монополии?

Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Решение Запада о продлении секторальных санкций против России было довольно спокойно воспринято в отечественной нефтегазовой промышленности. И даже их некоторое расширение (в частности, за счет Южно-Киринского месторождения) не вызывает особой тревоги. Но есть одна болевая точка, удар в которую мог бы всерьез вывести отрасль из равновесия. Речь идет о поставках зарубежных катализаторов. Как отмечают эксперты, технологии изготовления катализаторов относятся к числу наиболее сложных в мировой промышленности. Недаром число стран, обладающих ими, меньше, чем число государств, имеющих атомную бомбу.
Во времена СССР в нашей стране было создано достаточно развитое катализаторное производство, в целом обеспечивавшее потребности отечественной нефтепереработки и нефтехимии. Но за последние десятилетия многие предприятия были закрыты, а большая часть оставшихся работает на оборудовании образца 50–60-х годов прошлого столетия. Кроме того, номенклатура катализаторов, необходимых для выпуска конкурентоспособной продукции, постоянно расширяется. Если к концу XX века она насчитывала около 230 позиций, то сейчас — вдвое больше…
В результате сегодня по некоторым процессам нефтепереработки и нефтехимии зависимость от иностранных катализаторов составляет 100%. Это обстоятельство уже давно вызывало беспокойство, но не более того. И только угроза введения санкций стала тем пинком, который заставил чиновников аврально решать и эту проблему. Начали, разумется, с дорожной карты, а катализаторы обрели приоритетность в общеотраслевом плане импортозамещения. Сможет ли Россия добиться прорыва в столь высокотехнологичной сфере? Пока предпосылки для этого неплохие. О своих планах радикального увеличения производства катализаторов объявили и компании, и регионы, и государство, сформировав две противоположные тенденции. С одной стороны, ряд компаний уже заявил о готовности в одиночку решить проблему снабжения российского рынка катализаторами, а это — путь к жесткой конкуренции. С другой — наметились попытки объединить промышленность «под крышей» некоей структуры, монополиста по сути, что конкуренции вообще не предусматривает…
Полная версия статьи доступна только после покупки
Стоимость
500