Итоги 2023 года: нефтегазовые доходы тормозят, экспорт держится на плаву

Автор: Эксперты Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
2023 год охарактеризовался рядом вызовов российской экономике и промышленности, в частности нефтегазовой отрасли. Год стал серьезной проверкой для ТЭК и нефтяной промышленности России. Заработали в полную силу санкции и ограничения Евросоюза – бывшего основного импортера наших энергоресурсов. Но отказ ЕС от импорта российской нефти не стал фатальным ударом для бюджета.

На фоне санкций российские компании перенастроили логистику и переориентировали поставки нефти и нефтепродуктов в дружественные страны. Прежде всего, это АТР, африканские страны, латиноамериканские страны – если речь идет о нефтепродуктах. Основными потребителями нефти стали Китай, Индия, Турция и ряд других стран.

Экспорт нефти – это один из главных источников пополнения российского бюджета, и оперативное перенаправление экспорта на других потребителей позволило с минимальными потерями пережить и эмбарго, и установление ценового потолка. Потолок был установлен на уровне $60 за барр., а затем он должен был пересматриваться раз в два месяца, что у ЕС не получилось. А указом Президента РФ было запрещено торговать с теми покупателями, которые придерживаются потолка цен.

ЕС, подталкиваемый США, пытался блокировать морские перевозки российской нефти. Но попытки запретить судовладельцам перевозить российскую нефть в основном провалились. Россия в течение последних лет обзавелась своим независимым флотом танкеров, который европейские СМИ тут же окрестили «серым» или «теневым флотом». И желающих заработать на транспортировке нефти отнюдь не стало меньше.

В ноябре Россия, входящая в альянс ОПЕК+ вместе с основными странами-поставщиками нефти, согласилась о добровольном снижении поставок на мировой рынок. Плюс к этому Россия и Саудовская Аравия в течение года приняли на себя ряд дополнительных ограничивающих обязательств. Таким образом, Россия, Саудовская Аравия и ОАЭ оказали влияние на цены на рынке нефти, не давая им упасть до критических значений.

По итогам трех кварталов 2023 года доля нефтегазовых доходов федерального бюджета упала до минимума за 16 лет и составила чуть более 28% всех поступлений

В то же время ряд стран, не входящих в ОПЕК+, в 2023 году увеличил добычу нефти, тем самым подтолкнув Саудовскую Аравию к рассмотрению возможного дополнительного сокращения добычи нефти. Среди лидеров роста добычи, в частности, США и Бразилия.

Некоторый диссонанс в мировую торговлю энергоресурсами внесли Бразилия и Венесуэла. Бразилия заявила о намерении присоединиться к ОПЕК+, но на особых для себя условиях – только в качестве наблюдателя, которому не нужно соблюдать ограничения на добычу нефти, что категорически не устраивает Саудовскую Аравию. В свою очередь, Венесуэла развязала агрессивную кампанию и провела референдум по присоединению части территории своего соседа – Гайаны, спорного региона Эссекибо, располагающего большими запасами полезных ископаемых, включая нефть.

Добыча нефти в РФ

Добыча нефти в России по итогам 2023 года, возможно, составит 527 млн т, что на 2% ниже, чем годом ранее (см. рис. 1). Это сокращение обусловлено, прежде всего, обязательствами России по сокращению поставок на мировой рынок в рамках договоренностей в ОПЕК+.

Рис. 1. Добыча нефти в России, млн тонн ИРТТЭК_1.jpg

5 сентября Россия объявила, о сокращении экспорта нефти на 300 000 барр./сутки до конца 2023 г. Вице-премьер Александр Новак заметил, что объемы снижения будут корректироваться ежемесячно «в зависимости от ситуации на мировом рынке нефти». С марта этого года и до конца 2024 г. РФ также добровольно сокращает добычу нефти на 500 000 барр./сутки. К добровольному сокращению добычи нефти также присоединились еще восемь стран ОПЕК+, в том числе главный партнер России – Саудовская Аравия. Королевство с 1 мая сократило добычу нефти на 500 000 барр./сутки, а с июля и до конца года – еще на 1 млн барр. Кроме того, в августе Россия решила снизить экспорт на 500 000 барр./сутки, в сентябре – на 300 000 барр. Это снижение не касается договоренностей в рамках сделки ОПЕК+.

В целом можно констатировать, что добыча нефти за девять месяцев 2023 года снизилась по сравнению с прошлым годом, но снижение было незначительным. Во всяком случае, результат разочаровал ожидания недоброжелателей и пессимистов. Отрицательный результат был обусловлен не столько санкциями и потолком цен, сколько ограничениями в рамках соглашения ОПЕК+.

Суммарные поставки российской нефти в ЕС, Турцию, Японию и США по итогам девяти месяцев 2023 года снизились в годовом сравнении на 67-68 млн тонн. В свою очередь, суммарный прирост поставок в Индию и Китай за тот же период составил около 63 млн тонн. При этом следует учитывать, что помимо Китая и Индии, российские компании осваивали в 2023 году и другие рынки сбыта. В частности, были поставлены первые партии российской нефти в Пакистан.

В то же время произошло заметное увеличение поставок нефти на внутренний рынок. По данным Росстата, индекс производства нефтепродуктов составил в январе-сентябре текущего года 103,9% к соответствующему периоду прошлого года. При этом суммарное производство крупнотоннажных нефтепродуктов (автомобильный бензин, дизельное топливо, топочный мазут, авиакеросин, прямогонный бензин) выросло по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 4,0% – до 146,9 млн тонн, что стало максимальным показателем для данного периода за последние восемь лет[1].


Доходы

Доля нефтегазовых доходов в российском бюджете снизилась в этом году (см. рис. 2). По итогам трех кварталов 2023 года доля нефтегазовых доходов федерального бюджета упала до минимума за 16 лет и составила чуть более 28% всех поступлений. Среди причин – снижение мировых цен на нефть и регуляторные новации. В результате вклад нефтегазовых доходов в совокупные поступления федерального бюджета стал минимальным, по крайней мере с 2007 года. В последний раз сопоставимые значения наблюдались в пандемийном 2020 году (за девять месяцев – 29%). Госаудиторы объяснили такую динамику нефтегазовых доходов снижением средней цены на нефть марки Urals и на природный газ, а также налоговым маневром в нефтегазовой отрасли [2].

Рис. 2. Как менялась доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете ИРТТЭК_2.jpg

Нефтегазовые доходы федерального бюджета включают в себя не все налоговые сборы с нефтегазовых компаний, а только те налоги, которые прямо зависят от цены нефти. До 2018 года включительно они определялись как сумма налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, газа и газового конденсата и экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. С 2019 года в расчет добавились налог на дополнительный доход (НДД) и возвратный акциз на нефтяное сырье с демпфирующей компонентой (налоговый вычет, компенсирующий нефтепереработчикам негативное влияние снижения экспортной пошлины в рамках налогового маневра в отрасли; демпфер дополнительно компенсирует нефтяникам сдерживание внутренних цен на топливо).

Для повышения бюджетных доходов в 2023 году в очередной раз было увеличено НДПИ для добывающих компаний. Единственная цель повышения налоговой нагрузки – снижение маржинальности добычи нефти. Данная мера позволила компенсировать через демпферный механизм потери нефтеперерабатывающих компаний от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок по ценам ниже мировых и увеличила поступление НДПИ в бюджет в 2023 году. В 2023 году была продлена до 2025 года корректировка демпфирующего механизма, введенная в качестве временной меры в 2022 году. Связано это с тем, что российская нефть, находясь под давлением санкций, продавалась по цене ниже рыночной или со значительным дисконтом.

По мнению Счетной палаты, снижение нефтегазовых доходов бюджета как в долях, так и в абсолютном выражении по итогам трех кварталов 2023 года обусловлено рядом факторов, среди которых:

  • снижение поступлений НДПИ и вывозных пошлин
  • продолжение налогового маневра в нефтяной отрасли
  • переход месторождений на налог на дополнительный доход (НДД)
  • снижение добычи нефти в рамках обязательств России перед ОПЕК+

Сборы НДПИ на нефть снизились на 1,84 трлн руб. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – до уровня 6,21 трлн руб. В основном сокращение нефтяных доходов произошло в результате снижения средней цены на нефть марки Urals с $82,9 за баррель в декабре 2021 года, до $55,9 за баррель в декабре 2022 - августе 2023 года.

Существенное влияние на объем и структуру нефте-газовых доходов оказало изменение налогового и таможенного законодательства в рамках налогового маневра, в результате которого ставки вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты уменьшились в два раза по сравнению с 2022 годом. Так, если ставка пошлины на сырую нефть в сентябре 2022 года составляла $52 за тонну, то в сентябре 2023-го ее размер был на уровне $21,4 за тонну.

На снижение нефтегазовых доходов повлияло изменение структуры добычи нефти, а также продолжение процесса перехода ряда месторождений на режим НДД, которое изменило не только поступления НДД, но и НДПИ, отмечают аудиторы. Так, если за девять месяцев 2022 года доходы бюджета по НДД достигали 1,37 трлн руб., то в аналогичном периоде 2023 года они снизились почти в два раза, до 704 млрд руб.

Система НДД применяется с 1 января 2019 года к пяти группам месторождений. Размер налога составляет 50% дохода компании на конкретном месторождении за вычетом расходов на добычу и логистику. По состоянию на 2023 год на этот механизм налогообложения было переведено более 45% добычи нефти, заявлял вице-премьер Александр Новак [3].

Транспортировка нефти

Россия за 2022-2023 годы вывела экспорт нефти из зоны контроля Запада. Сегодня ежемесячный доход России от экспорта нефти в 2023 году оказался выше, чем до начала спецоперации на Украине.

На рынке перевозок нефти, помимо собственно российского танкерного флота, появилось множество зарубежных торговцев и судоходных компаний, перевозящих морем российскую нефть. Так называемый «теневой флот» и альтернативы западному морскому страхованию сами по себе не новость. Иран пользуется ими уже много лет. Но теперь, когда к ним прибегла Россия, эти меры стали еще более распространенными. Как сообщает МЭА, суточный объем морского экспорта нефтепродуктов из России вырос на 110 000 барр., что позволило России компенсировать падение экспортных цен и увеличить доходы от поставок нефти по морю. Как долго это будет продолжаться, неизвестно. Но ширящаяся роль «теневого флота» очевидна: в этом году на него пришлось порядка 45% транспортировки всей российской нефти.

В этом году отечественные нефтегазовые компании начали тестировать транспортировку – в том числе и нефти – в Китай по СМП. Первые проводки показали, что этот маршрут достаточно рискованный, и о коммерческих преимуществах перед Суэцем говорить пока не приходится. Анонсированный выигрыш по времени прохождения, как выяснилось, не так однозначен, поскольку зависит от ледовой обстановки и от загруженности работающих на маршруте ледоколов. Тем не менее сама геополитическая обстановка заставляет «Росатом» (оператор СМП) совместно с ключевыми российскими грузоотправителями развивать Северный морской путь, наращивая в восточном направлении объемы перевозок, в том числе нефти и нефтепродуктов.

По сравнению с газовозом «Великий Новгород» который преодолел 8 500 морских миль за 33 суток, нефтеналивным танкерам «Приморский проспект» и NS Arctic пришлось потратить больше времени на доставку 224 тыс. т нефти в китайский порт Жичжао. Первоначально предполагалось, что оба танкера затратят на транспортировку 38 суток. На деле получилось, что время от выхода из российского порта до прихода в китайский порт составило: для NS Arctic – 48 суток, для «Приморского проспекта» – 49 суток. Но, как говорится, лиха беда начало.

Однако, по мнению ряда экспертов, перенаправление продукции нефтегазовых компаний из балтийских портов на Северный морской путь вряд ли приведет к значительному увеличению объемов перевозок. Чтобы нарастить транспортировку, необходимо в достаточном количестве иметь танкеры ледового класса, которые в России массово не производятся, а также ледоколы. Без оперативного решения этих вопросов дополнительные объемы перевозок нефти по СМП оцениваются аналитиками только в 5-7 млн т в год.

Важной составной частью транспортировки нефти и нефтепродуктов являются российские порты. Согласно информации главы Минтранса Виталия Савельева, прозвучавшей в конце марта 2023 года на итоговой коллегии Министерства транспорта РФ, общее количество морских портов на конец 2022 года, включая порты новых регионов – Мариуполь и Бердянск, составило 63.

Суммарные поставки российской нефти в ЕС, Турцию, Японию и США по итогам девяти месяцев 2023 года снизились в годовом сравнении на 67-68 млн тонн. В свою очередь, суммарный прирост поставок в Индию и Китай за тот же период составил около 63 млн тонн

Проектируемые и уже строящиеся мощности всех российских портов составляют 260 млн тонн. Для выполнения Комплексного плана и поставленной государством задачи этих портовых мощностей будет более чем достаточно. Однако в том, что реализация некоторых проектов будет осуществлена в полном объеме, сегодня нет уверенности из-за отсрочек, переносов, сомнений инвесторов и мировой экономической ситуации. По мнению некоторых экспертов, добавляет неопределенности агрессивная санкционная политика западных держав по отношению к России и нестабильность финансовых рынков [4].

«Зеленая» энергетика против

Попытки сторонников «зеленой» энергетики сократить использование ископаемого топлива в мире не увенчались однозначным успехом. Им успешно противостояли страны-поставщики нефти (ОПЕК и ОПЕК+) и промышленники стран-потребителей. С другой стороны – на фоне «зеленой» повестки снижались инвестиции в нефтяную отрасль. А это грозит кризисом недоинвестированности отрасли. Инвестиции нужны уже сейчас для того, чтобы в горизонте 7-10 лет обеспечить добычу углеводородов. По прогнозам аналитиков, в ближайшие год-два «зеле- ная» повестка не сможет существенно повлиять на рыночную энергетическую конъюнктуру в сторону снижения потребления нефти и других видов ископаемого топлива.

В ноябре 2023 года агентство РИА Рейтинг выпустило ежеквартальный аналитический бюллетень «Нефтегазо-добывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы» №52. Итоги января-сентября 2023 года [6].

Приведем из него некоторые основные факты по итогам трех кварталов 2023 года.

В третьем квартале мировой спрос на нефть превысил предложение на 1,4 млн баррелей в день, цена Brent выросла по сравнению со вторым кварталом на 11%.

Добыча нефти в России снизилась примерно на 1,6% в годовом сравнении, в Саудовской Аравии – на 6,4%, тогда как в США добыча выросла на 8,9%.

Цена на европейском газовом рынке немного выросла в третьем квартале, но по сравнению с прошлым годом она снизилась более чем в три раза.

Производство нефтепродуктов выросло до восьмилетнего максимума, производство бензина и дизельного топлива достигло рекордных значений.

Цены на бензин в среднем по России за год увеличились более чем на 9%. Остановить рост цен удалось только за счет вмешательства правительства.

Прогнозы

По мнению экспертов нефтегазовой отрасли, вторую половину 2023 года можно считать локальным минимумом, но на горизонте в три года «доля нефтегазовых доходов вернется в диапазон 34–36% – на уровни, характерные для 2016 и 2021 годов [6].

В 2024 году нефтегазовые доходы составят порядка 33% общих доходов федерального бюджета. Несмотря на сокращение дисконта Urals и ослабление курса рубля, против увеличения нефтегазовых доходов будут действовать тренды в росте налоговых льгот на добычу нефти, доли добычи, на которую распространяется НДД, против добычи под НДПИ [7].

Список литературы

  1. https://riarating.ru/macroeconomics/20231123/630252957.html
  2. https://www.rbc.ru/economics/23/11/2023/655dcfa69a79471d752b6f80?from=copy
  3. https://www.rbc.ru/economics/23/11/2023/655dcfa69a79471d752b6f80?from=copy
  4. https://www.cdu.ru/tek_russia/issue/2023/9/1185/
  5. https://riarating.ru/images/63025/28/630252862.pdf
  6. https://www.forbes.ru/finansy/500995-dola-neftegazovyh-dohodov-rossijskogo-budzeta-opustilas-do-minimal-noj-za-16-let
  7. https://www.forbes.ru/finansy/500995-dola-neftegazovyh-dohodov-rossijskogo-budzeta-opustilas-do-minimal-noj-za-16-let