«Газпром»: закрепиться на новых рубежах в Европе
Какие ключевые изменения произошли на европейском газовом рынке в январе-мае 2019 года, какие события текущего года могут развернуть тенденции в положительную сторону?
Для начала отметим, что спрос на природный газ во II квартале вышел на динамику роста (+2,9 млрд м3 или +6% ко II кварталу 2018 года). В случае холодной зимы у ПАО «Газпром» появятся возможности свести к минимуму или полностью ликвидировать недопоставки в сравнении с рекордным 2018 годом. Продолжает расти спрос на природный газ в сфере генерации. Кроме того, трансформация газового рынка Европы происходит на фоне увеличения потребностей в импортном газе из-за снижения собственной добычи (см. «Поставки крупнейших европейских производителей газа») и восстановления «азиатской премии» (разница между спотовыми котировками Азии и Европы).
Текущие тенденции
В первую очередь постараемся разобраться, какие факторы и события были определяющими в турбулентном I квартале 2019 года и что оказало наибольшее влияние на изменение динамики и структуры потребления газа в Европе.
Значительное отрицательное влияние на потребление оказал погодный фактор. Погодный индекс Европы был ниже как климатической нормы, так и уровня прошлого года (88,7% против 102,2% в I квартале 2018 года), в основном за счет теплой погоды в феврале и марте 2019-го (см. «Погодный индекс* по Европе в целом за I квартал 2019 года...»). Как следствие, отрицательное влияние погодного фактора составило –15,5 млрд м3 или –7,6% по сравнению с положительным влиянием в I квартале 2018 года (+1,3 млрд м3 или +0,7%).
При этом некоторое оживление экономической активности стран Европы не оказало заметного влияния на отборы газа. Индекс промышленного производства в январе-феврале 2019 года вырос после предшествующего снижения и составил –0,5% против –2% в IV квартале 2018 года (в январе-феврале прошлого года наблюдался рост индекса на 3,1%). Индекс доверия в промышленном секторе экономики, являющийся индикатором субъективного отношения к перспективам роста, продолжил падение и в конце I квартала 2019 года составлял –1,5 п.п.
Потребление газа в секторе производства электроэнергии увеличилось на 5,6 млрд м3 или 11,5%, что однако не смогло компенсировать снижение потребления в прочих секторах (–13,4 млрд м3 или –9,1%). Основной вклад в увеличение спроса на природный газ в электроэнергетическом секторе внесло снижение объемов атомной, гидро- и ветровой электрогенерации. Доля производства электроэнергии в структуре потребления газа увеличилась на 4 п.п. – с 24,8% в I квартале 2018 года до 28,8% за январь-март 2019-го.
В I квартале нынешнего года цены на энергоносители продолжили падение после достигнутого в октябре 2018 года пика. Так, нефтяные котировки снизились на 4,9% (по данным Bloomberg), составив в среднем $63,9/барр. Цена на уголь также несколько упала: на 7,2% по сравнению с I кварталом 2018 года, составив в среднем $75,7/т.
По мере снижения цен на конкурирующие энергоресурсы наблюдалась и отрицательная динамика котировок газовых торговых площадок в Европе. Средняя цена контракта «месяц-вперед» на хабе TTF (хаб для газовых поставок в Северо-Западной Европе, некоторых поставок СПГ, а также для поставок в другие части Европы, прим. ред.) упала до $216/тыс. м3 (–8,2% к I кварталу 2018 года). Цена на разрешения на выбросы CO2 при этом продемонстрировала значительный рост и составила 22,12 евро/т (+126,2% к I кварталу 2018 года). Это, в свою очередь, повышает конкурентоспособность газовой генерации по сравнению с угольной.
Во II квартале тенденция снижения цен продолжилась, оказывая поддержку спросу на газ в секторе электрогенерации. Так, в Германии спарк-спреды при пиковой нагрузке и с учетом стоимости эмиссий находятся на уровне 14 евро/МВт*ч, тогда как дарк-спреды – на уровне 1,5 евро/МВт*ч.
Удвоение поставок СПГ
Значительный рост объемов импорта СПГ в Европу наблюдается с октября 2018 года (см. «Динамика импорта СПГ в Европу»). В апреле 2019-го они достигли пикового значения в 11,4 млрд м3, немного снизившись в мае – до 10,4 млрд м3 (–9,1%). Это сопоставимо со среднемесячными значениями в 2010 и 2011 годах в 7,6 млрд м3. В июне поставки снизились еще на 8,8% и составили 9,5 млрд м3. Основное сокращение пришлось на Францию. Заметно также уменьшение поступления газа с терминалов СПГ в ГТС Нидерландов и Бельгии. Поставки регазифицированного СПГ в мае на внутренний рынок Испании, Великобритании и Италии демонстрировали волатильность, но в целом не существенно отличались от апрельских значений. В то же время в июне было заметно смещение поставок СПГ из Северо-Западной Европы в регион Средиземноморья. Наиболее заметное снижение поставок в конце II квартала было зафиксировано в Великобритании.
Характерно, что реэкспорт СПГ с ростом объемов его импорта практически обнулился. Это свидетельствует о том, что европейский рынок на какое-то время перестал играть роль «последнего прибежища» для глобального СПГ, превратившись в целевой рынок для поставок, что, в свою очередь, является следствием нивелирования «азиатской премии».
Рост поставок СПГ неизбежно приводит к вытеснению с рынка трубопроводного газа (ТПГ) того или иного производителя (см. «Поставки крупнейших экспортеров газа»). При этом основные маршруты поставок ПАО «Газпром» в I квартале 2019 года показали высокий уровень загрузки, значительно снизившись лишь на трубопроводе «Голубой поток». На отдельных маршрутах («Северный поток») загрузка достигала пиковых значений, превышая установленную мощность. Среди маршрутов других поставщиков загрузка снижалась на трубопроводе из Алжира при росте загрузки трубопроводов из Норвегии, Ливии и Азербайджана и Ирана.
Так, в I квартале 2019 года объемы поступившего СПГ составили 30,2 млрд м3, что превышает уровень января-марта 2018 года на 14,5 млрд м3 или 92% (см. «Баланс природного газа в Европе»). За указанный период поставки трубопроводного газа упали на 13,9%, до 60,6 млрд м3. Такое сокращение связано с незначительным увеличением чистого импорта на 4,7 млрд м3, составившим 90,8 млрд м3. Это произошло на фоне существенного падения отборов газа из ПХГ (–19,6 млрд м3 или –38,5%), которые равнялись лишь 31,1 млрд м3. Объемы запасов газа в ПХГ стран ЕС по состоянию на 30.06.2019 существенно превышают средний уровень 2013–2018 годов (+23,3 млрд м3) и находятся значительно выше значений прошлого года (+25,3 млрд м3).
Однако инфраструктурные ограничения препятствуют дальнейшему увеличению объемов СПГ на европейском рынке. При существующей на данный момент инфраструктуре по доведению объемов газа с регазификационных терминалов до центров потребления теоретически в Европу в 2019 году может быть поставлено порядка 144 млрд м3 СПГ, что превысит уровень прошлого года практически в два раза.
В связи с ожидаемым восстановлением «азиатской премии» уже в III квартале 2019 года часть объемов может быть вновь направлена в Азию вместо Европы (по оценкам, 20–30 млрд м3). Таким образом, порядка 114–124 млрд м3 СПГ будут конкурировать с трубопроводным газом в Европе, что будет означать дополнительное предложение газа относительно 2018 года в объеме 42–52 млрд м3.
На данный момент основные мощности по приему и регазификации СПГ в Европе, помимо Северо-Западного региона, расположены на Иберийском полуострове, куда трубопроводный газ из РФ не поставляется. Мощности по регазификации более чем на 70% превышают фактический спрос на газ в этом регионе. Однако ввиду недостаточности инфраструктуры между Испанией и Францией возможность использовать их для снабжения регазифицированным газом остальной Европы практически отсутствует. СПГ на Иберийском полуострове конкурирует преимущественно с трубопроводным газом из Алжира.
Стоит отметить перспективы развития инфраструктуры по отгрузке в сеть и приемных мощностей в регионе. Яркими примерами этого являются:
· строительство первого приемного терминала СПГ Брунсбюттель (Brunsbüttel) в Германии;
· возобновление работы приемного терминала Тисайд (Teeside LNG) в Великобритании;
· процесс сбора предварительных заявок на расширение возможностей по отгрузке в сеть регазифицированного газа, проводимый оператором терминала Гейт (Gate LNG Terminal) в Нидерландах;
· строительство новых и расширение уже существующих терминалов СПГ.
Все это позволяет Европе диверсифицировать источники поставок природного газа, а также обеспечить дополнительную гибкость импорта.
Ценовой разворот
В январе-мае 2019 года импортные цены на СПГ в Японии и Южной Корее увеличились на 12,2 и 11,2% соответственно. Это отражает рост контрактных цен, привязанных к нефтяным котировкам (см. «Динамика основных ценовых маркеров и “азиатская премия”»). На спотовом рынке АТР в I–II кварталах 2019 года цены JKM, напротив, опустились на 37% по сравнению с I полугодием 2018 года. Это было связано с теплой погодой и ростом предложения объемов СПГ на фоне высокой законтрактованности рынка АТР.
Увеличение объемов предложения СПГ является, наряду с теплой зимой, одной из причин снижения цен на газ в Европе. Характерно, что данная тенденция наблюдается как раз с октября 2018 года, что было обусловлено целым рядом фундаментальных причин. Котировки нефти, достигнув пика, начали свое падение, что также отразилось на снижении цены газа. В то же время в Азии происходит сокращение спроса на газ вследствие теплой погоды, замедления экономического роста в Китае, а также возвращения к атомной энергетике в Японии после аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 году. В результате в IV квартале 2018 года в Европе стал наблюдаться существенный рост объемов импорта СПГ. Цена на него в Юго-Западной Европе, ранее превышавшая цену в Северо-Западной Европе и TTF «месяц вперед», с февраля 2019 года практически совпадает с ними.
С начала 2019 года отмечалось снижение цен на импорт СПГ в АТР, с лагом после уменьшения нефтяных котировок. Спотовые цены в Европе также продолжили снижаться и в июне достигали уровня $3,6/млн БТЕ (примерно $125/тыс. м3), приблизившись к минимальному уровню августа 2009 года. В результате «азиатская премия» в марте 2018 года снижалась до менее $1/тыс. м3, в апреле составила всего $9, а в мае и июне увеличилась до $27 и $33 соответственно. Такая ситуация привела не только к дестимулированию реэкспорта СПГ в АТР, но и к большей привлекательности европейского рынка, так как для направления «гибкого» СПГ с Ближнего Востока в Азию необходима более высокая цена в АТР с учетом примерной сопоставимости затрат на транспортировку (Катар – Италия против Катар – Япония).
Сезонный спред достиг беспрецедентно высоких значений, что стимулирует закачку газа в ПХГ Европы (см. «Динамика запасов газа ПХГ стран ЕС») и является фактором, поддерживающим текущие отборы газа ПАО «Газпром», несколько смягчая ситуацию с конкуренцией. При сохранении текущего уровня закачки ПХГ Европы могут быть заполнены уже к концу этого лета. Риски прекращения украинского транзита после 2019 года вынуждают участников рынка создавать запасы, тем самым стимулируя спрос. Однако уже в октябре 2019 года, если потребление газа резко не вырастет или «азиатская премия» не достигнет необходимых величин, ситуация с конкуренцией в Европе обострится.
Прогнозы развития ситуации
Различные отраслевые агентства позитивно оценивают прогнозы спроса на газ в Европе. Согласно экспертам IHS, главным фактором роста остается использование газа для производства электроэнергии и на транспорте. На взгляд аналитиков Platts, ожидается продолжение роста не только в упомянутых сферах, но также и в коммунально-бытовом секторе, и в промышленности. В результате рекорд, установленный в 2010 году, может быть превзойден уже в 2022-м. Аналитики МЭА считают наиболее вероятным сохранение спроса на газ в Европе на уровне 2016–2018 годов.
Говоря о среднесрочных перспективах импорта, следует отметить, что в случае восстановления паритета цен в Европе и Азии возможен возврат на европейский рынок объемов СПГ, ранее перенаправленных на премиальный рынок АТР. Ожидается также рост поставок с новых проектов по сжижению (США, Австралия, Мозамбик), часть которых может быть отправлена в Европу.
Однако решающим фактором наличия свободных объемов СПГ станет уровень спроса на газ в Азии, в том числе в странах – новых импортерах. Коррективы в среднесрочные тенденции могут внести перезапуск атомных электростанций в Японии и динамика китайского спроса.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что конъюнктура европейского газового рынка сильно изменилась за последние годы. В первую очередь, стоит отметить сокращение уровня добычи при некотором росте доли СПГ в структуре импорта газа. С другой стороны, поставки ПАО «Газпром», даже несмотря на некоторое снижение относительно рекордного показателя 2019 года, по-прежнему гораздо выше исторических уровней. Таким образом, в среднесрочной перспективе Россия будет выступать в роли балансирующего поставщика на фоне сокращения добычи на Гронингенском месторождении в Нидерландах и менее гибких возможностей поставок из Норвегии.