16 ноября 2022

Алексей Жихарев: «Главное – не отбить желание инвестора вкладывать в ВИЭ у нас в стране»

О перспективах развития сектора ВИЭ в России и мире в условиях глобального энергетического кризиса НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с директором Ассоциации развития возобновляемой энерге- тики (АРВЭ) Алексеем Жихаревым.


НГВ: Как текущий энергетический кризис влияет на проекты в области возобновляемой энергетики? Чего следует ожидать – снижения активности в данной области или же, наоборот, ее усиления?

А. Жихарев: Еще с начала кризиса, связанного с пандемией COVID-19, возобновляемая энергетика удивляет весь мир своей устойчивостью к негативным явлениям. Сегодня, так же, как и в годы пандемии, отрасль ВИЭ получила дополнительный импульс для масштабного развития, которое ускоряется. За 2022 год практически все мировые государства резко повысили свои планы по объемам строительства ВИЭ-генерации. Причем здесь не только Европа, которая, возможно, и вынуждена делать акцент на ВИЭ для обеспечения независимости от российских углеводородов, но и Китай, Индия, ЮАР, страны Латинской Америки. В совокупности в следующие 10 лет в мире должно появиться больше 3000 ГВт новых «зеленых» энергомощностей. Так что какого-то замедления или снижения активности в данном сегменте я точно не вижу и не прогнозирую. Очевидно, что именно возобновляемая энергетика в XXI веке будет играть важнейшую роль в технологическом, энергетическом и экономическом суверенитете большинства стран мира, Россия не является здесь исключением. Это глобальный исторический тренд.

НГВ: Будут ли изменения в соотношении сил в сфере производства ВИЭ-оборудования в мире? Как текущая ситуация скажется на европейских производителях?

А. Жихарев: Уверен, что текущий энергетический кризис заставит многих совершенно иначе посмотреть на понятие энергетической безопасности и процессы формирования стратегических приоритетов в энергетическом секторе. Очевидно, новые виды энергетики – возобновляемая и водородная – получат дополнительный импульс для развития, но вместе с тем, учитывая резко возрастающий спрос на технологии данных сегментов, уже наблюдаются локальные дефициты тех или иных компонентов, и в будущем борьба за доступ к ключевым компонентам, сырью и технологическим решениям может только обостриться. За последний год по всему миру фиксируется рост цен на энергетическое оборудование в сегменте ВИЭ. Именно этим и объясняется разворот ряда стран мира в сторону решений по стимулированию локализации производства ключевого оборудования. Даже страны Европы встают на эти рельсы, осознавая свои риски по все большей зависимости от поставщиков из Китая и других стран Азии. Похожие тенденции наблюдаются и в секторе электротранспорта. Наблюдая за взрывным ростом в данном направлении, страны пытаются стимулировать размещение гигафабрик на своих территориях, хорошим примером является проект китайской CATL по строительству завода с годовым объемом выпуска аккумуляторов сразу аж на 100 ГВт-ч.

НГВ: В условиях повышения цен на электроэнергию и металлы где будет выгодно размещать производство оборудования для ВИЭ?

А. Жихарев: Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Помимо цен на энергоресурсы и доступа к сырью, еще целый ряд факторов играют важную роль для инвесторов: это и налоговой режим, и государственные преференции, и близость к потенциальным рынкам сбыта, и транспортная доступность, и наличие логистической инфраструктуры, и много чего еще. Конечно, если смотреть только на два фактора, о которых спрашиваете вы, то в ответе напрашивается Россия, и это направление действительно важно развивать в XXI веке, в котором рост спроса на оборудование ВИЭ будет постоянно расти. Именно на это и нацелены программы поддержки данного сектора в России. Однако забывать про факторы, которые я упомянул выше, тоже нельзя, и по ряду из них в текущей ситуации есть вопросы. Надеемся, что они будут постепенно сняты.

НГВ: Испытывает ли какие-то проблемы отрасль «зеленой» энергетики России в связи с санкциями? Как обстоит дело с импортозамещением оборудования? Придется ли отказываться от каких-то проектов или откладывать их?

А. Жихарев: Введенные против России санкции, без- условно, оказали существенное влияние на промышленность России, и кластер ВИЭ-генерации здесь не исключение. Нарушена логистика, цепочки поставок компонентов для производства оборудования, ограничены международные расчеты – в общем, тут целая палитра, повторяться не буду. Правительство уже приняло ряд важнейших мер для недопущения кризисных явлений в отрасли, и работа постоянно продолжается. Стоит отметить, что и сами игроки нашего рынка достаточно оперативно сконцентрировались и успешно перенастроили ряд процессов: вместо отказавшихся работать с Россией компаний из недружественных стран нашли новых поставщиков, в том числе внутри РФ, сформировали новые логистические маршруты.

В рамках программы поддержки ВИЭ и так действуют достаточно серьезные требования по обеспечению степени локализации оборудования, а учитывая текущие сложности с импортом, станут еще более серьезным стимулом процесса импортозамещения. Сегодня отрасль ВИЭ активно переориентируется на отечественное оборудование. Например, такие члены АРВЭ, как компании «НоваВинд» (ГК Росатом) в сегменте ветрогенерации, а также «Хевел» и «Юнигрин энерджи» в сегменте солнечной генерации, на сегодняшний день являются основными производителями на российском рынке. Компании успешно реализовали задачу трансфера технологий и организовали производства ключевых критически важных компонентов. Даже несмотря на кризисные явления в экономике в связи с санкциями, в данный момент ведутся проекты как по строительству новых, так и по развитию действующих площадок. От ранее отобранных на конкурсных отборах проектов пока никто из инвесторов не отказывается. Уверенность в том, что проекты, пусть и с некоторой отсрочкой, будут реализованы, сохраняется. В ближайшее время мы ожидаем появление и новых участников рынка со своими планами по локализации производства. Уверен, что и в секторе ветровой и солнечной генерации появится еще как минимум по одному серьезному производителю.

НГВ: Разрабатываются ли в России новые технологии в сегменте ВИЭ, позволяющие стране вырваться в лидеры?

А. Жихарев: К сожалению, не могу сказать, что НИОКР – это наша сильная сторона. В России, наверное, только атомная промышленность может похвастаться инвестициями в инновации и научные разработки, которые по объему сравнимы или даже превышают мировые бенчмарки. По остальным отраслями НИОКР не в приоритете, и я считаю это важнейшей проблемой и тормозом для развития экономики – без собственных разработок нам будет крайне сложно опережать других. При этом в секторе ВИЭ все же есть чем похвастать. Та же самая ГК «Хевел» – лидер российской солнечной энергетики – благодаря научным разработкам собственного научно-технического центра на базе Института им. Йоффе добилась повышения КПД на ячейках для своих фотоэлектрических модулей до 23%, что позволяет компании быть одним из мировых лидеров по данному показателю. Очень надеюсь, что масштабы инвестиций в НИОКР будут расти, и российские компании смогут вырваться вперед еще не по одному показателю.

НГВ: На что России нужно делать упор в первую очередь, и требуется ли корректировка существовавших ранее стратегий развития отрасли ВИЭ?

А. Жихарев: В рамках дискуссии об энергетической безопасности и устойчивом развитии энергетики важно говорить о необходимости гармоничного энергоперехода. Мы движемся в направлении снижения выбросов парниковых газов и достижения разумного баланса между видами генерации. Однако работа в этом направлении должна быть скорректирована в сторону импортозамещения оборудования и поиска новых партнеров на неевропейских рынках. Несомненно одно! И участники рынка, и госрегуляторы говорят о сохранении планов по декарбонизации экономики и развитию отрасли ВИЭ, а также о необходимости принятия важнейших решений по наращиванию технологических компетенций, которые приведут к конкурентному преимуществу России в этой области. Важной темой с прошлого года является и развитие водородной энергетики. И здесь, особенно учитывая то, что мы пока еще не так сильно технологически отстали, у России тоже есть хорошие перспективы. Спрос на водородные технологии будет расти возможно даже быстрее, чем в секторе ВИЭ, только в дружественных странах на горизонте до 2035 года будут реализованы проекты по производству водорода с общей мощностью более 32 млн тонн. Это сотни гигаватт оборудования, мы просто обязаны занять в этом рынке свою нишу.

НГВ: Как обстоит дело с инвестиционной поддержкой ВИЭ-проектов в России? Наблюдается ли рост интереса со стороны азиатских партнеров?

А. Жихарев: Ключевой момент – не отбить желание инвестора вкладывать средства в развитие сектора ВИЭ у нас в стране. Мы видим потенциал для сотрудничества с азиатскими партнерами, например, из Китая и Индии, которые рекордными темпами наращивают «зеленые» инвестиции как на своих территориях, так и в других странах. С учетом формирования все большего числа углеродных рынков по всему миру, – в том числе и в России, где в сентябре был запущен реестр климатических проектов, – а также ожидаемый выход стран АТР на лидирующие позиции по углеродному регулированию в ближайшем будущем, те, кто предусматривает в своих корпоративных стратегиях поступательное развитие, беря во внимание аспекты климатической повестки и принципы устойчивого развития, принимают правильное долгосрочное решение.

Мы видим серьезный интерес со стороны азиатских и африканских компаний. Уже рассматриваются возможности реализации совместных проектов на Дальнем Востоке. Например, сейчас обсуждается реализация проекта гигаваттного ветропарка в Приамурье.

НГВ: Как вы видите перспективы развития гибридной генерации? Как обстоят дела с этим направлением в России?

А. Жихарев: Развитие гибридной генерации – это все-таки вопрос локальный. Применение таких технических решений актуально для изолированных территорий, которые, к слову, есть не только на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, где, безусловно, таких районов больше, но и в других федеральных округах. На сегодня уже реализован ряд проектов гибридных установок: в основном это комбинация солнечной и дизельной генерации, и большая часть таких объектов находится в Якутии. На ближайшие годы там запланировано строительство еще более 60 подобных энергокомплексов. В этом же направлении движется и Сахалинская область: там также планируется к реализации целая программа по развитию автономных гибридных энергоустановок. Есть и примеры применения ветроэнергетических установок вместе с дизельгенераторами, однако пока все такие проекты реализованы на импортном оборудовании. Обеспечить локализацию производства ветроустановки особого класса, – а для изолированных территорий размер и характеристики должны быть особые, – эпизодическими заказами локальных энергосбытовых компаний невозможно. Для масштабного развития необходима комплексная государственная программа развития такой генерации с совершенно четкими планами по объемам строительства. Тогда инвесторы не заставят себя долго ждать.