САФОНОВА ТАМАРА: «Цены на нефтепродукты в перспективе будут зависеть от конъюнктуры мировых цен на нефть»

Аналитика и прогнозы
Источник фото: Getty images
Поделиться:
Рынок ГСМ хорошо демонстрирует как работает экономика страны. В этом году сегмент стал просто кунсткамерой уникальных действий регуляторов. В интервью НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ об актуальной ситуации в топливном сегменте рассказывает Тамара Сафонова, Генеральный директор ООО "Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора" (ООО «НААНС-МЕДИА»), к.э.н., доцент РАНХ и ГС при Президенте РФ. 

НГВ: Тамара Юрьевна, по вашему мнению, какие основные факторы влияют на рост или снижение цены на ГСМ? Можно ли сказать, что это совокупность таких факторов, как «серый» экспорт, прямая зависимость цены нефти от курса доллара и затяжной ремонт НПЗ? Или все-таки что-то другое? 

Т. Сафонова: Если на мировом рынке основным фактором, оказывающим влияние на цены на нефтепродукты, является стоимость нефти, то на внутреннем рынке России есть особенности. С одной стороны, рынок производства нефтепродуктов в России профицитен, что является отражением фактора развития нефтепереработки в стране и результатом вложения собственниками нефтеперерабатывающих мощностей инвестиций в процессы вторичной переработки. С другой стороны, факторы роста цен на нефть на мировом рынке, ослабления курса национальной валюты, тренда по обнулению таможенной пошлины на нефть, приводят к росту цен на нефтепродукты, как это произошло в августе-сентябре 2023 года. Ремонты на НПЗ могут привести к снижению предложения топлива на региональных рынках и увеличению затрат на транспортировку, если приближенные к рынку реализации заводы проводят ремонтно-профилактические работы. 

НГВ: Как повлияло на рынок решение о временном запрете экспорта бензина и дизеля?

Т. Сафонова: Согласно постановлению Правительства Российской Федерации (от 21.09.2023 № 1537) был введен временный запрет на вывоз бензина товарного и дизельного топлива из Российской Федерации. В результате произошло затоваривание рынка и обвал цен на моторное топливо в связи с переизбытком его на внутреннем рынке и резкое снижение маржинальности нефтепереработки за счет диспаритета цен на нефть и нефтепродукты. Постановлением Правительства Российской Федерации (от 23.09.2023 № 1564) из-под запрета было выведено судовое топливо, газойли и средние дистилляты. В дальнейшем запрет на экспорт дизельного топлива, действовавший с 21 сентября, был частично отменен в рамках дополнительных мер правительства по стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива. Так, производителям дизельного топлива разрешили его доставку в морские порты трубопроводным транспортом, при условии, что на внутренний рынок будет направлено не менее половины от общего объема выпуска. Для предприятий, не имеющих свидетельств о переработке нефтяного сырья в 2022 году более 1 млн тонн, предусмотрено увеличение размера коэффициента «n» в отношении таможенной пошлины на нефтепродукты с 20 до 50 тыс. руб. за 1 тонну. С 17 ноября 2023 года Правительство приняло решение отменить запрет на экспорт бензина, действовавший с конца сентября, при этом не были сняты ограничения на вывоз дизтоплива за пределы РФ по железной дороге. Отмена ограничений на экспорт бензина совпала с приятием Госдумой проекта о возвращении полных демпферных выплат.

НГВ: Насколько эффективна мера по ограничению экспорта нефтепродуктов? 

Т. Сафонова: Цены на оптовые партии бензина начали снижаться на площадке ЗАО «СПбМТСБ» уже на фоне заявлений о готовящемся ограничении экспорта. По состоянию на 05.12.2023 стоимость бензина АИ-92 приблизилась к отметке 44,5 тыс. рублей/тонну (20.09.2023 до ввода в действие ограничений на экспорт - стоимость бензина АИ-92 составляла 65,7 тыс. рублей/тонну). Если оценивать снижение оптовых цен на топливо как результат ограничительных мер, то такой результат, безусловно, достигнут.

Следует отметить, что и цена на нефть снизилась за этот период с 20 сентября по 5-е декабря с 62,5 до 44,5 тыс. рублей/тонну или на 18,0 тыс рублей/тонну. То есть на текущий момент уровень снижения цен на топливо коррелирует с уровнем снижения цен на нефть.

В настоящее время можно выделить несколько важных народно-хозяйственных задач, которые требуют комплексного решения:

  • снижение цен на бензин и дизельное топливо в оптовом и розничном сегментах,
  • насыщение внутреннего рынка высококачественным топливом,
  • поддержание объемов нефтепереработки в России,
  • выполнение обязательств в рамках ОПЕК+ по объемам нефтедобычи,
  • создание национальных ценовых индикаторов на нефть,
  • рост нефтегазовых доходов бюджета,
  • обеспечение маржинальности переработки нефти и газа, а также в сегментах оптовой и розничной реализации топлива.

При отсутствии комплексного подхода к решению перечисленных задач положительный результат в одном сегменте может привести к дисбалансу в другом.

НГВ: Как производители отреагировали на запрет экспорта?

Т. Сафонова: Для обеспечения поддержки уровня нефтепереработки и исключения затоваривания резервуарных парков предприятия вынуждены были сокращать производство бензина и дизельного топлива с увеличением производства и экспорта бензиновых и дизельных фракций (нафты и газойлей). При этом снизился потенциал использования вторичных процессов переработки. При текущей конъюнктуре мировых цен экспорт нафты и газойлей оказался более выгоден для компаний относительно реализации бензина и дизельного топлива на внутренний рынок. 

НГВ: Какова вероятность появления манипуляций с подменой таможенных кодов и экспорта "полуфабрикатов"?

Т. Сафонова: Контроль количества и качества продукции на границе Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательными нормами по учету и контролю качества нефтепродуктов. Таможенные органы проверяют качественные параметры при отгрузке на экспорт на соответствие сертификату качества. При этом в настоящее время нет единого классификатора кодов статистики, который бы применялся при консолидации сведений о производстве, при оформлении железнодорожных накладных, таможенных деклараций и коносаментов в морских портах. Поэтому наименование продукта по железнодорожной накладной может отличаться, например, от наименования продукта согласно коносаменту. Это не означает наличия нарушений, но приводит к сложностям сверки сводной статистики. 

НГВ: Какая разница между внутренней и экспортной ценой возникла в последние два месяца? 

Т. Сафонова: Индекс экспортной альтернативы на бензин в сентябре 2023 года составил 115 тысяч рублей за тонну, в октябре 2023 года 100 тыс рублей/тонну. Средняя оптовая цена реализации бензина на внутреннем рынке составила 64,1 тыс рублей/тонну в сентябре и 52,7 тыс рублей/тонну в октябре 2023 года. Индекс экспортной альтернативы по дизельному топливу в сентябре 2023 года составил 114 тысяч рублей за тонну, в октябре 2023 года 107 тыс рублей/тонну. Средняя оптовая цена реализации дизельного топлива летнего на внутреннем рынке составила 68,6 тыс рублей/тонну в сентябре и 62,9 тыс рублей/тонну в октябре 2023 года.

НГВ: Какие Ваши прогнозы по экспортной альтернативе. Какой будет динамика экспортных цен в перспективе 2-5 лет. Как это отразится на внутреннем ценообразовании?

Т. Сафонова: Цены на нефтепродукты в перспективе будут зависеть от конъюнктуры мировых цен на нефть даже несмотря на глобальный энергопереход и неизбежную перспективу снижения объемов потребления моторного топлива на фоне увеличения доли электротранспорта в мире. Понижающее давление на нефтяные котировки в перспективе могут оказать данные об ухудшении экономической ситуации в странах импортерах, которые усилят опасения в части рецессии на ключевых потребительских рынках. Балансирующая динамика, которая может продвинуть цены в сторону роста, связана с изменением баланса добычи, распределения и резервов, а также с усилением геополитических рисков, возникновением логистических ограничений.

НГВ: Когда заработает внутренний индекс цены российской нефти для исключения связи между слабым рублем и ростом цены налога на добычу полезных ископаемых?

Т. Сафонова: Поскольку оценивается высокий уровень зависимости цены российской нефти от индексов, публикуемых зарубежными ценовыми агентствами, уже не первый год существует настоятельная необходимость в создании системы публикации индикаторов цен на нефть, произведенную в Российской Федерации. При этом для целей налогообложения необходимо формирование национальных индексов цен на нефть. Работа такая проводилась ЗАО «СПбМТСБ», все исходные данные для этого имеются – на площадке консолидируются сведения о фактических сделках. Организована экспертная группа. Ранее применение индекса нефти СПбМТСБ при определении налоговой ставки НДПИ предлагалось перенести с 2024 на 2025 год.

НГВ: Учитывая кризисную ситуацию на рынке ГСМ как можно оценить роль демпфера?

Т. Сафонова: В период высоких цен на нефть этот налог дает дополнительные субсидии НПЗ (с тем, чтобы НПЗ удерживали внутренние цены на рынке, а не экспортные), а во время кризисных явлений – подразумевает выплаты в бюджет со стороны НПЗ. Демпфер работает таким образом, что в кризисном 2020 году на фоне низких закупочных цен на нефть в приоритетной ситуации оказались не модернизированные заводы, которые не производили моторное топливо и не выплачивали демпфер в бюджет. В период высоких цен на нефть, наоборот, государство должно выплатить НПЗ субсидированные компенсации. Недостатки введения демпфера связаны не только с избыточным оттоком денежных средств из бюджета в период санкционного давления, но и с ростом внутренних цен на моторное топливо, несмотря на выплаты демпфера из бюджета.

НГВ: Что конкретно нужно делать регуляторам, чтобы избегать подобных ситуаций с ростом цен дизеля и бензина?

Т. Сафонова: Самым простым способом регулирования цен на топливо на внутреннем рынке является повышение таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты и снижение акцизов на нефтепродукты, что дает сбалансированность доходов бюджета, обеспечивает маржинальность нефтепереработки и поддержку оптимальных цен в оптовом и розничном сегментах. По моему мнению, сохранение таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты для российских предприятий могло бы оказать стимулирующее воздействие, так как пошлины являются поддерживающим механизмом для закупки нефтяного сырья сектором нефтепереработки и являются сдерживающим механизмом для увеличения поставок нефтепродуктов на внешний рынок в ущерб внутреннему. В научных исследованиях выделяют рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное на основе назначения цен государственными органами.

При этом экспортные доходы страны и компаний будут зависеть от мировых цен на нефть и нефтепродукты, а внутренний рынок – если он регулируется – должен учитывать формирование маржи на всех этапах:

  • закупки сырья для переработки,
  • реализации продукции в оптовом сегменте,
  • реализации продукции в розничном сегменте.

С учетом предельных уровней цен на бензин, дизельное топливо и авиакеросин возможно также введение предельных уровней цен на нефть Юралс для реализации на внутреннем рынке для переработки с ежегодной индексацией на условиях «инфляция минус», что позволило бы обеспечить эффективность деятельности нефтеперерабатывающих заводов и обеспечить увеличение экспорта продукции вторичной переработки с добавленной стоимостью.

Следует еще раз подчеркнуть, что достигнутый уровень цен на нефтепродукты коррелирует с текущими ценами на нефть на внутреннем рынке.



 

 
Читайте также