РЖД «гасит» угольную отрасль
РЖД де-факто срывает второй этап расширения Восточного полигона, сказал НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ руководитель направления консалтинга NeftResearch Александр Котов, комментируя сообщение «Коммерсанта» о возможном снижении темпов строительства.
Судя по данным, опубликованным «Ъ», к 2024 году провозная способность Восточного полигона уменьшится на 23,8 млн тонн, т.е. составит не 180 млн тонн, как было заявлено изначально, а 156,2 млн тонн. Напомним, что РЖД обещали выйти на эти показатели уже к концу текущего года, и под это рассчитывались квоты на экспорт угля в восточном направлении для Хакасии, Тувы и Бурятии (8,6 млн тонн, 0,5 млн тонн, 9,1 млн тонн соответственно). Однако на практике у угольщиков забирают то, что должны были дать по поручению Президента.
Угольным экспортерам предлагают поставлять топливо через новый погранпереход Нижнеленинское-Тунцзян, но он находится на востоке Амурской области, и до него еще надо доехать.
«Напомним, что один из ключевых участков Восточного полигона – участок Междуреченск-Тайшет – не будет «расшит» до 2024 года, а на него завязан экспорт угля из Кузбасса и Хакасии – крупнейших угледобывающих регионов России, которые уже «задыхаются» от невозможности вывозить уголь на внешние рынки», - подчеркивает эксперт.
Китай, безусловно, ключевой партнер России в угольной отрасли, особенно в условиях санкций, но замыкаться только на нем нерационально, потому что он и так «выкручивает руки» отечественным компаниям, покупая уголь со значительными дисконтами.
В Азии есть еще и другие крупные и перспективные рынки, например, Вьетнам или Индия. Напомним также, что Южная Корея не снизила закупки российского угля. А до всех этих стран уголь нужно транспортировать по морю. Таким образом, подъезд к портам для поставок угля не менее важен, чем погранпереходы с Китаем.