03 сентября 2020

Консолидация сланцевой отрасли США маловероятна

Активы сланцевых компаний не пользуются спросом
Поделиться:

С начала 2020 года 57 нефтяных и нефтесервисных компаний США начали процедуру банкротства. На очереди еще больше банкротств, и все из них - в сланцевой отрасли. Об этом пишет издание Oilprice.com.

Сланцевая отрасль была гордостью американской энергетической промышленности. Справедливо названный сланцевой революцией, резкий рост добычи нефти и газа превратил Соединенные Штаты в одного из ведущих нефтегазовых производителей в мире. Однако этот успех имел свою цену - цену, которую сейчас приходится оплачивать чередой банкротств.

По прогнозам Rystad Energy, до конца года ожидается еще порядка 150 банкротств в сланцевой отрасли США в случае, если баррель не превысит $50. Другие эксперты предполагают, что перед лицом кризиса отрасль может начать консолидироваться, однако, это представляется маловероятным.

Ранее в этом году Chevron приобрела Noble Energy за $5 млрд, в связи с чем начали говорить, что это может стать началом волны слияний и поглощений, для которой созрела нефтяная отрасль: активы были дешевыми, владельцы начали борьбу между собой, а те, у кого были деньги, получили возможность расширить свою базу активов. Однако похоже, что сейчас денег ни у кого нет. Авторы агентства Reuters назвали это «наследием сланцевой революции». Производители «сланца» выросли слишком быстро, не зарабатывая при этом достаточно денег.

Последний кризис в нефтяной отрасли - тот, что разразился после волны консолидаций в 2014 году - был довольно типичным. Цены на нефть упали, одни компании разорились, другие были поглощены более крупными, затем цены восстановились и производство вновь начало расти. Однако инвесторы стали настаивать на росте доходности, а не производства.

Долги сланцевых производителей являются главной проблемой. Сланцевое производство является капиталоемким, однако данный аспект долгое время затмевался тем фактом, что из сланцевой скважины нефть начинает поступать гораздо быстрее, чем из обычной. Поэтому производители набирали долги и расширяли производство, чтобы эти долги оплатить. Это был порочный круг, который, очевидно, прервал нынешний кризис.

Банки стали неохотно выделять средства сланцевым компаниям еще до «ценовой войны» и пандемии. Новые скважины не были настолько рентабельны, насколько обещали заемщики, и долги продолжали расти. Наконец, началась пандемия, и «сланцевики» оказались под двойным давлением миллиардных долгов и цен на нефть в $20 за баррель.

Но есть еще одна причина, по которой покупатели не стремятся к приобретению активов в сланцевой отрасли: они не верят в третью сланцевую революцию. По словам эксперта агентства Argus Media Тома Фоулера, нынешний кризис изменил приоритеты. Рост любой ценой больше не является первоочередной целью. Разумный рост означает полностью использовать потенциал каждой скважины, прежде чем покупать новые участки и бурить там новые скважины. Более того, инвесторы не перестали настаивать на большей доходности вместо больших объемов производства.

На фоне всего этого стремление игроков рынка покупать активы сланцевых компании, вероятно, останется низким еще какое-то время, пока цены на нефть не продемонстрируют существенный рост. 

Читайте также