01 октября 2021

Экспорт угля из РФ в Китай тормозит плохая логистика

Мнение эксперта
Поделиться:

Правительство Китая поставило перед энергетическими компаниями страны задачу гарантировать поставки любой ценой, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники. По данным агентства, приказ исходил непосредственно от вице-премьера Госсовета КНР Хань Чжэна. Отмечается, что правительство не допустит сбоев в энергоснабжении.

В настоящее время в ряде регионов Китая ограничена подача электроэнергии промышленным предприятиям (а на северо-востоке страны энергопотребление ограничено и для домохозяйств и офисных зданий). Причину энергетического кризиса связывают с дефицитом угля. «Нефтегазовая вертикаль» попросила старшего аналитика Refinitiv Алексея Яркового прокомментировать сложившуюся ситуацию.

По его словам, дефицит угля, в первую очередь, связан с нехваткой газа. Поскольку газ и уголь взаимозаменяемы, при дефиците газа растет цена на уголь (стоимость угля на хабе в Роттердаме достигла $217 за тонну). Во-вторых, играет роль торговый конфликт Китая с Австралией: КНР приостановила импорт австралийского угля на неопределенный срок (на долю Австралии приходилось 25% китайского импорта). Альтернативные поставщики - такие как Колумбия или ЮАР - не могут обеспечить спрос в силу логистического плеча. Что касается России, то её возможности поставок угля в Китай по железной дороге также ограничены.

«В Восточной Сибири есть узкое горлышко - два тоннеля - по которым идут составы (а поставляют ведь не только уголь). Они работают на грани пропускной способности. Нужна нормальная серьезная магистраль, чтобы увеличить пропускную способность», - подчеркнул Ярковой.

Ранее в РЖД заявили, что готовы нарастить поставки в КНР, если «Китайские железные дороги» смогут принять дополнительные объемы. По данным холдинга, за восемь месяцев 2021 года перевозки угля в Китай выросли более чем на 30% в годовом выражении - до 20,6 млн тонн. При этом отправка через порты увеличилась почти на 60% (до 16,4 млн тонн), а через погранпереходы - напротив, снизилась на 20% (до 4,2 млн тонн), что связано с COVID-ограничениями.