Читайте в номере
Статья
Статья
Поворот на Восток, который в последние годы предпринимает отечественный НГК, может стать стимулом для увеличения добычи не только в таких регионах, как Красноярский край, Якутия и Иркутская область, но и в субъектах, обладающих менее значительными ресурсами и также рассчитывающих на подъем своей экономики за счет УВ-проектов. К их числу относится и Томская область.
Динамика добычи нефти здесь остается относительно скромной. И причина этого не только соседство с ХМАО, более привлекательным в плане геологии и уровня развития инфраструктуры, но и череда корпоративных скандалов. ЮКОС, получивший нефтяные активы в Томской области, смог побить рекорды советского периода по объемам добычи. Потом — спад, однако СП «Роснефти» и «Газпром нефти» — «Томскнефть» ВНК, наследство ЮКОСа, — постепенно наращивает производственные показатели, но переносит акцент на разработку месторождений в ХМАО, а не в Томской области.
В результате в нынешнем году ожидается дальнейшее падение добычи. Чтобы переломить эту тенденцию, власти региона лоббируют создание в Томской области полигона по отработке технологий извлечения «трудной» нефти на основе федеральных и региональных льгот. Благодаря этому добыча может увеличиться вдвое — кто бы против?
Статья
Одним из источников сырья для заполнения трубы ВСТО, а впоследствии и второй очереди газопровода «Сила Сибири», должны стать месторождения Иркутской области. Но справятся ли они с этой задачей? В регионе открыто около трех десятков месторождений, часть из которых успешно разрабатывается. Однако в 2013 году динамика роста добычи существенно замедлилась. И вряд ли в ближайшие годы она вновь резко возрастет, поскольку крупнейшие промыслы уже близки к «полке» своей производственной мощности.
Власти региона бьют тревогу: для выполнения «плана по ВСТО» необходимо как минимум в три раза увеличить объем подготовленных к разработке запасов. Но объемы ГРР не растут, а разведочное бурение почти не ведется. Компании-недропользователи, наоборот, готовы значительно превысить «квоту» ВСТО, было бы лишь куда поставлять добытую нефть…
Между тем, газодобыча в Иркутской области практически не развивается из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Небольшие объемы извлекаемого из недр ПНГ сжигаются или используются для собственных нужд промыслов. По аналогии с ВСТО, решения данной проблемы ждут от «Силы Сибири». Однако «Газпром», начавший недавно бурение на Ковыкте, не намерен делиться местом в трубе с «независимыми». Поэтому уже реализуются альтернативные сценарии — планируется использование ПНГ для нужд газохимии и газификации региона.
С получением в конце 2003 года лицензии на разработку Центрального блока Талаканского нефтегазоконден- сатного месторождения не только для ОАО «Сургутнефтегаз», но и для всей отрасли в Республике Саха (Якутия) начался новый этап развития — стартовало активное освоение Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции. За десятилетний период коллективом компании в регионе был выполнен колоссальный объем работ по соз- данию современного добывающего комплекса. Фактически с нуля сформирована производственная инфраструк- тура, необходимая для освоения месторождений, включая электрогенерирующие и природоохранные объекты. Построено 159 поисково-разведочных и 587 новых нефтяных скважин, введено в эксплуатацию пять месторож- дений. Наряду с возведением производственных объектов компания активно участвовала в социально-эконо- мическом развитии Якутии.
За десять лет работы объем инвестиций компании в регион составил 167 млрд рублей. Сегодня Восточная Сибирь вносит существенный вклад в производственные результаты компании, обеспечивая 12,5% годовой добычи нефти ОАО «Сургутнефтегаз».
«Запасной путь» развития российского НГК — с ориентацией на восточные рынки — под влиянием внешних обстоятельств постепенно превращается в основной. Россия под давлением западных санкций вынуждена ускорять этот процесс. Однако переориентация экспорта может привести и к корректировкам при выборе партнеров для разработки ресурсов. Еще несколько лет назад Москва достаточно неохотно шла на стратегическое партнерство с корпорациями из стран Азии, но в ближайшее время ситуация может измениться, в первую очередь, за счет Китая. Ему уже обещаны участки в Восточной Сибири и на шельфе Арктики, а самым главным прорывом может стать уступка CNPC 50%-ной доли в Ванкоре.
Чем это чревато? Китай как энергетический партнер, безусловно, ныне очень важен для России. И хотя решения, принятые в спешке и под давлением внешних обстоятельств, редко бывают успешными, но есть ли у нас альтернатива? С китайцами же, известно, не менее важно не продешевить. Те еще переговорщики…
Статья
Статья
Летом 2014 года в России разразился очередной бензиновый кризис. В отличие от предыдущих лет, независимые участники рынка столкнулись с почти непрерывным ростом биржевых цен на бензины с первых дней текущего года. Удорожание бензина на бирже сначала потянуло вверх мелкооптовые цены, а затем стоимость бензина начала расти на АЗС. В итоге обещанный руководством страны рост потребительских цен на бензины за весь 2014 год в пределах инфляции реализовался за январь-август. Анатомия этого кризиса проста как амеба. Основа дисбаланса спроса и предложения была заложена в IV квартале 2013 года — I квартале 2014 года, когда нефтяные компании значительно увеличили экспорт товара, стремясь удержать цены от падения в зимний сезон. И, напомним, они их удержали. При этом частные нефтебазы и АЗС не сформировали достаточные запасы бензинов, в итоге рынок реагировал бурным ростом цен на пожары, аварии и плановые ремонты на НПЗ.
Сложившаяся на рынке ситуация, видимо, является следствием недостаточной эффективности работы Минэнерго как регулятора топливного рынка, ответственного за наличие товара. Ведомство применяет более-менее эффективные методы борьбы с кризисами, но пока не способно их предотвращать. Этот кризис также ставит вопрос о необходимости совершенствования нормативной базы топливного рынка.
Несколько лет назад избыточный экспорт бензина в конце 2013 года — начале 2014 года мог быть воспринят как изъятие товара с внутреннего рынка. Однако сейчас возникает опасность легитимизации подобных действий нефтяных компаний в рамках логики «совместный приказ и критерии равномерности- регулярности соблюдаются, так какие еще могут быть вопросы?»
Статья
По итогам прошлого года «Сургутнефтегаз» увеличил чистую прибыль в 1,5 раза. Но — увы — преимущественно благодаря благоприятной для компании ситуации на валютных рынках. И это притом, что производственные показатели были весьма успешными, продажи выросли, да и контролируемые затраты удалось несколько снизить. Приходится признать, что времена легкой нефти остались в прошлом, к тому же и международный климат стал менее благоприятным для наших нефтяников.
Нужно учиться работать в непривычной пока еще ситуации. Еще более тщательно и расчетливо заниматься хозяйственной деятельностью, выявлять и использовать наиболее рациональные пути для развития бизнеса. Любопытно понаблюдать, как с этой задачей справляется команда «Сургутнефтегаза»…
Статья
Начало «санкционной гонки» между Россией и Западом заставило задуматься о том, как эти ограничительные меры скажутся на отечественном нефтегазовом комплексе. Оценки на сей счет звучат самые разные. Одни эксперты предупреждают, что ссора может привести к серьезному ограничению поставок в Россию технологий и оборудования и срыву ряда проектов, включая шельфовые. Другие же, во главе с И.Сечиным, обещают, что западные санкции практически не отразятся на отечественном НГК — какое-то оборудование мы можем начать выпускать в России, а что-то — закупать в том же Китае или Южной Корее.
Но беда в том, что санкции пришли к нам в тот момент, когда отечественная нефтедобыча и без того находится в непростой ситуации. Представители и государства, и бизнеса предрекают ее скорую стагнацию. И если раньше существовала надежда на то, что избежать падения производства удастся благодаря налоговому маневру, то сейчас в такую возможность верит все меньшее число оптимистов.
Несмотря на то, что власти страны все больше внимания уделяют восточному вектору, пока не удается достичь планировавшихся показателей по ряду проектов в Восточной Сибири и на Ямале. А вероятное падение нефтяных цен, как и налоговый маневр, сделает нерентабельной разработку наиболее сложных и труднодоступных месторождений. Так что западные санкции — это далеко не единственная угроза для отечественного НГК.
Статья
Первая промышленная нефть в Удмуртии была получена 4 октября 1969 года. Начальные запасы, оцениваемые в 900 млн тонн, выработаны на 40,6%. На территории Удмуртии открыто 118 месторождений, из них более 70 находится в разработке. С 2005 года добыча стабильно превышает 10 млн тонн в год. В 2013 году достигнут максимальный уровень — 10,5 млн тонн.
Добывая 2% суммарной российской нефти, Удмуртия занимает 13-е место среди регионов страны. Добыча газа в Удмуртии не ведется. Более 80% нефти республики обеспечивают ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «Белкамнефть». Суммарные текущие запасы ОАО «Удмуртнефть» оценены в 196 млн тонн. Доля налоговых перечислений ОАО «Удмуртнефть» в консолидированном бюджете Удмуртии в 2013 году составила 11%, или 4,6 млрд рублей. Высоковязкая нефть и сложные физико- геологические условия разработки большинства месторождений стимулировали внедрение новых технологий. Тотальное применение апробированных технологий на всех промыслах Удмуртии позволит увеличить добычу нефти в республике на 108% относительно уровня 2013 года.
Канада — пионер бурения на шельфе за полярным кругом. Первые разведочные скважины появились в 1960-х годах, первое месторождение открыто в 1969 году. Всего на арктическом шельфе страны пробурено 142 скважины, в основном в 1970– 1980-х годах. В 1990-х годах новых скважин не было, последняя скважина была пробурена в 2005 году. В настоящее время на северных шельфах действует 117 лицензий, но бурение не ведется. В лучшем случае первая разведочная скважина может появиться в конце десятилетия. Возобновление сейсмических работ ожидается в 2015 году.
В арктических водах страны открыто 74 месторождения, которые, по последним оценкам, содержат 200 млн тонн извлекаемых запасов нефти и более 0,5 трлн м 3 газа. Но, за исключением одного газового месторождения, они не разрабатываются. Неоткрытые извлекаемые ресурсы нефти оцениваются в 1,3 млрд тонн, газа — в 2,5 трлн м 3 .
Большая часть ресурсов нефти находится на шельфе моря Бофорта/дельты Маккензи, газа — на Арктических островах. Критическое значение для активного освоения ресурсов арктического шельфа Канады имеет реализация проекта газопровода MGP от побережья моря Бофорта до соединения с ГТС провинции Альберта.
Курганский завод химического машиностроения (ООО «Курганхиммаш») — один из лидеров России по проектированию и производству технологического и компрессорного оборудования, поставляющий свою продукцию для компаний таких стратегически важных отраслей, как нефте- и газодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и нефтехимическая. География поставок предприятия охватывает все основные отраслевые регионы страны.
За свою более чем полувековую историю компания (год основания — 1956) прошла несколько этапов развития. Начав с производства нефтегазового оборудования, предприятие постепенно на- бирало обороты, добавляя в ассортимент продукции новые позиции. Теперь компанией взят курс на выпуск оборудования в блочно-комплектном исполнении, в максимальной заводской готовности. Это результат внедрения на предприятии наукоемких комплексов и использования современного оборудования.
Уже больше трех месяцев Украина живет без поставок российского газа — с 16 июня поставки были прекращены, а «Нафтогаз» переведен на предоплату. Переговоры о цене газа закончились ничем, стороны не смогли договориться и о промежуточной цене топлива на период рассмотрения дела в Стокгольмском арбитраже.
Между тем, Украина лихорадочно готовится к отопительному сезону. В городах нет горячей воды, а поставляющие компании предупреждают граждан о вероятных веерных отключениях электроэнергии. Под давлением Евросоюза Словакия открыла так называемый большой реверс газа, который позволит прокачивать в восточном направлении до 10 млрд м 3 . Но дыра в энергобалансе Украины — факт, вопрос лишь в том, сколь она велика. Переговоры по газу в тупике, Евросоюз активно заполняет газовые хранилища, тем временем у Киева на руках последний козырь — остановка транзита. И вероятность того, что он ляжет на стол, повышается…
Институт «Гипротранспуть» входит в структуру ОАО «Росжелдорпроект» — ведущей компании в сфере проектно-изыскательских работ для железнодорожного транспорта на российском рынке. Среди ос- новных достижений Общества — успешное разностороннее развитие стратегически важного скорост- ного и высокоскоростного движения в России, а также статус генерального проектировщика по ряду важнейших инфраструктурных транспортных объектов для проведения зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Среди отраслевых клиентов ОАО «Росжелдорпроект» такие компании, как ОАО «Ангарскнефтехим- проект», ООО «Газпромтранс», ЗАО «НефтеХимСервис», ОАО «Самаранефтехимпроект». О том, какие работы и услуги институт предлагает заказчикам в нефтегазовой отрасли, рассказывает Александр Малафеев, главный инженер института «Гипротранспуть».
Статья
Ситуация на казахстанском рынке нефтепродуктов не внушает оптимизма. Более того, именно постоянные сезонные повышения цен на топливо являются катализатором инфляционных процессов. Однако от чего зависит цена бензина и как быстро она будет расти, никто не знает.
Все прогнозы и обещания правительства по этому поводу давно не вызывают доверия. Вот и приходится автолюбителям и остальному населению страны самостоятельно разгадывать этот бензиновый кроссворд…
О достижениях и преодолении возникающих трудностей, о новых амбициозных планах и беспрецедентных шагах руководства Казахстана, направленных на стимулирование инвестиционного процесса, шел подробный разговор на плановых сессиях и в кулуарах недавнего Всемирного нефтяного конгресса, где Казахстан был представлен как никогда широко. «Хотим показать мировому сообществу, чем дышит наш нефтегазовый комплекс и каковы его перспективы», — пояснил глава делегации Узакбай Карабалин. В августе он стал первым вице-министром энергетики Казахстана…
Статья
Власти Казахстана продолжают курс на динамичное развитие нефтегазового сектора страны. Ему отводится локомотивная роль в подъеме экономики и развитии социальной сферы. Очередным подтверждением этого стал утвержденный правительством Стратегический план Министерства нефти и газа РК на 2014–2018 годы. По сути, это среднесрочная программа для нефтегазового комплекса страны.
Наиболее динамично будет развиваться нефтедобыча: за ближайшие пять лет объемы должны вырасти на треть. В планах развития экспортного и транзитного потенциала нефтетранспортной инфраструктуры центральная роль отводится проектам расширения нефтепроводов КТК и Казахстан–Китай. Однако свободного места в магистральных системах практически не останется.
Модернизация производственных мощностей, которая близка к завершению на всех трех казахстанских НПЗ, кардинально изменит ситуацию на республиканском топливном рынке. Его зависимость от импорта будет ликвидирована, а местное топливо будет соответствовать высоким международным стандартам.
Добычу газа за пятилетку планируется нарастить на 23%. Учитывая, что больше половины объема приходится на ПНГ, повышенное внимание будет уделяться развитию производства товарного газа и дальнейшей оптимизации в использовании ПНГ. Власти намерены активно заниматься газификацией территорий, в том числе опираясь на возможности строящегося газопровода Бейнеу–Шымкент. А в плане международного взаимодействия ставка делается не столько на газовый экспорт, сколько на развитие и более полное использование транзитного потенциала.