Читайте в номере
В этом году темы, связанные с топливом, в первую очередь с его ценой, в лентах информационных агентств с легкостью соперничали с главными мировыми новостями. Рост стоимости бензина и дизеля на отечественных заправках весной и осенью породил массу разговоров, слухов, а иногда и откровенных спекуляций в прессе в отношении российской нефтепереработки – ее настоящего и будущего. Критика, как справедливая, так и не очень, затронула всю нефтяную отрасль – от действий правительства и налоговой системы, до работы крупнейших компаний и общего вектора развития нефтяной промышленности. В последнем случае под сомнение часто ставилась целесообразность и верность выбора в пользу развития в отрасли вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), то есть осуществляющих весь цикл работ – добычу, переработку и реализацию нефти и нефтепродуктов. В том числе достаточно много говорилось о современном плачевном положении мини-НПЗ, или, как их часто называют, «самоваров». Не редко можно было услышать мнение, что они могли бы составить здоровую конкуренцию крупным игрокам и помогать топливному рынку саморегулироваться.
Несмотря на длительный шестилетний срок завершения налогового маневра, он не решает стратегических задач, стоящих перед отраслью. Субсидии НПЗ сохранятся на прежнем уровне, а для удаленных НПЗ даже увеличатся. Только часть простых заводов лишится субсидирования. В результате в случае реализации всех планов объемы переработки могут вырасти к 2025 году до 330 млн тонн, а затраты государства на субсидирование переработки возрастут. Решение об упорядочении субсидий переработке отложено на более поздний срок.
Отдельного внимания заслуживает предусмотренный в рамках завершения налогового маневра демпфирующий механизм. Его цель – обеспечить низкие цены на моторные топлива на внутреннем рынке в сравнении с экспортным паритетом. Параметры нового инструмента подбирались в текущих макроэкономических условиях, а при ухудшении рыночной конъюнктуры он приведет к значительным потерям для компаний. В существующем виде демпфер не решает системных проблем регулирования рынка.
Отдельного внимания заслуживает предусмотренный в рамках завершения налогового маневра демпфирующий механизм. Его цель – обеспечить низкие цены на моторные топлива на внутреннем рынке в сравнении с экспортным паритетом. Параметры нового инструмента подбирались в текущих макроэкономических условиях, а при ухудшении рыночной конъюнктуры он приведет к значительным потерям для компаний. В существующем виде демпфер не решает системных проблем регулирования рынка.
Заместитель председателя комитета ТПП по энергетической стратегии и развитию ТЭК, президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль рассказал о перспективах отечественной нефтегазовой отрасли. По его мнению, для успешного развития компаниям стоит уделить больше внимания мелким месторождениям и месторождениям с трудноизвлекаемыми запасам, а государству усовершенствовать законодательство и помочь развитию малого бизнеса в нефтяной и газовой промышленности. Маленькие компании способны создать инновационные цифровые технологические решения для отрасли, считает эксперт. Однако к этой задаче следует подходить без фанатизма: цифра сама не пробурит скважину и не увеличит ВВП.
Нынешний, уже второй в этом году, топливный кризис, по своему резонансу в обществе, правительстве и СМИ превзошел весенний, несмотря на то, что в первый раз цены на АЗС страны выросли значительно больше, чем сейчас. Это не удивительно, к относительной стабильности в экономике все уже успели привыкнуть. Больше одного экономического потрясения в год в нашей стране не происходило уже 20 лет. Цена бензина и дизеля – то, что касается всех, и эту истину, кажется, уже вызубрили даже люди, никогда не сидевшие за рулем. Отсюда и внимание. Буквально за несколько
часов до встречи представителей крупнейших нефтяных компаний с вице-премьером Дмитрием Козаком, на которой, по сути, правительство предъявило ультиматум всем участникам нефтяной отрасли, в ТАСС прошла интереснейшая дискуссия – круглый стол на тему: «Цена автомобильного топлива на внутреннем рынке России».
часов до встречи представителей крупнейших нефтяных компаний с вице-премьером Дмитрием Козаком, на которой, по сути, правительство предъявило ультиматум всем участникам нефтяной отрасли, в ТАСС прошла интереснейшая дискуссия – круглый стол на тему: «Цена автомобильного топлива на внутреннем рынке России».
В возвращении природного газа в европейскую генерацию, как ни парадоксально, заинтересованы не только его поставщики, но и возобновляемая энергетика, которая нуждается в надежном резервировании мощностей. А его могут обеспечить только ископаемые виды топлива. Наиболее предпочтительным резервным топливом (так называемым бэкапом), как минимум до изобретения экономически оправданных способов хранения электроэнергии в промышленных масштабах, является природный газ. Его сжигание сопровождается более низкими выбросами парниковых газов, чем угля. А в силу гибкости поставок газ способен быстро компенсировать неравномерности в предложении ВИЭ. Однако реализация всех этих достоинств природного газа ограничена в силу действующих в электрогенерации условий диспетчеризации.
Общеевропейская реформа порядка диспетчеризации в энергетике могла бы стать наименее затратным, однако действенным средством для сохранения присутствия природного газа в энергетическом балансе. К тому же это избавило бы экономику от нежелательных побочных эффектов, которыми чреваты альтернативные способы поддержки природного газа. В их числе усиленное налогообложение выбросов углеводорода, создание рынка мощности или компенсации газовым электростанциям из бюджета в целях обеспечения стабильной работы энергосистем. По мере роста угроз нестабильности энергосистем, вызванного увеличением доли ВИЭ, придет и осознание необходимости пересмотра принципов диспетчеризации. Но на это, по-видимому, потребуется время.
Общеевропейская реформа порядка диспетчеризации в энергетике могла бы стать наименее затратным, однако действенным средством для сохранения присутствия природного газа в энергетическом балансе. К тому же это избавило бы экономику от нежелательных побочных эффектов, которыми чреваты альтернативные способы поддержки природного газа. В их числе усиленное налогообложение выбросов углеводорода, создание рынка мощности или компенсации газовым электростанциям из бюджета в целях обеспечения стабильной работы энергосистем. По мере роста угроз нестабильности энергосистем, вызванного увеличением доли ВИЭ, придет и осознание необходимости пересмотра принципов диспетчеризации. Но на это, по-видимому, потребуется время.
Статья
Независимым нефтеперерабатывающим заводам в сегодняшнем налоговом климате России непросто обеспечивать даже текущую деятельность. Но позитивные моменты есть. В Кемеровской области, где отсутствуют промышленные запасы «черного золота», развивается нефтепереработка. Флагманом отрасли выступает Яйский НПЗ, который после нескольких лет стараний перешел от выпуска темных нефтепродуктов к производству светлых. Финансовые и сырьевые сложности заставили собственников предприятия нарушить первоначальные сроки, и все же
развитие идет.
развитие идет.
Статья
Россия постепенно продвигается по пути проведения открытых торгов на внутреннем рынке газа. И в первую очередь этому способствуют сторонники рыночных реформ из Федеральной антимонопольной службы.
Текущий эксперимент по организации торгов газом в РФ продолжается с 2014 года и в настоящее время осуществляется на базе Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Рыночная платформа как таковая пока имеет ряд недостатков, отрицательно сказывающихся на ее привлекательности в глазах потенциальных участников. Это, во-первых, нехватка гибкости, находящая
свое отражение в ограничениях на перепродажу и в отсутствии внутридневной торговли. Во-вторых, небольшие объемы предложения газа со стороны независимых производителей газа. В-третьих, дополнительные административные требования, к примеру, необходимость предоставления данных об объемах покупки за месяц до проведения торгов. Надо отметить, что устранение всех упомянутых недостатков рассматривается руководством биржи. В более широком контексте организация работы биржевой торговой площадки представляется сложной
задачей, учитывая отсутствие более масштабных реформ на внутреннем рынке газа. Судя по опыту развития биржевых торговых площадок в Европе, путь с момента их создания до достижения достаточного уровня ликвидности занимает не менее десяти лет. И крайне маловероятно,
что СПбМТСБ удастся пройти его значительно быстрее.
Текущий эксперимент по организации торгов газом в РФ продолжается с 2014 года и в настоящее время осуществляется на базе Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Рыночная платформа как таковая пока имеет ряд недостатков, отрицательно сказывающихся на ее привлекательности в глазах потенциальных участников. Это, во-первых, нехватка гибкости, находящая
свое отражение в ограничениях на перепродажу и в отсутствии внутридневной торговли. Во-вторых, небольшие объемы предложения газа со стороны независимых производителей газа. В-третьих, дополнительные административные требования, к примеру, необходимость предоставления данных об объемах покупки за месяц до проведения торгов. Надо отметить, что устранение всех упомянутых недостатков рассматривается руководством биржи. В более широком контексте организация работы биржевой торговой площадки представляется сложной
задачей, учитывая отсутствие более масштабных реформ на внутреннем рынке газа. Судя по опыту развития биржевых торговых площадок в Европе, путь с момента их создания до достижения достаточного уровня ликвидности занимает не менее десяти лет. И крайне маловероятно,
что СПбМТСБ удастся пройти его значительно быстрее.
Статья
Налоговый кодекс РФ похож на длинный роман с продолжением – каждый год мы читаем его новые пункты и удивляемся. Нынешний год не стал исключением. Причем создается впечатление, что соавторов очередного продолжения было трое: волнующийся химик, математик-троечник и психованный политик.
Поэтому основной документ, который регламентирует всю экономическую деятельность в стране, превратился в некое подобие учебника по нефтехимии. Вместе с тем включенные в него обновленные математические формулы вызывают, мягко говоря, недоумение. И при этом явно просматривается задача, которую ставили перед собой авторы, – любой ценой решить сиюминутные политические задачи, дабы
избежать негативных социальных последствий, связанных с подорожанием моторного топлива. Ни о каком системном подходе к развитию российской нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в этом документе речь не идет.
Поэтому основной документ, который регламентирует всю экономическую деятельность в стране, превратился в некое подобие учебника по нефтехимии. Вместе с тем включенные в него обновленные математические формулы вызывают, мягко говоря, недоумение. И при этом явно просматривается задача, которую ставили перед собой авторы, – любой ценой решить сиюминутные политические задачи, дабы
избежать негативных социальных последствий, связанных с подорожанием моторного топлива. Ни о каком системном подходе к развитию российской нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в этом документе речь не идет.
Форс-мажорные ситуации на предприятиях топливно-энергетического комплекса происходят периодически – в силу специфики производства. При этом наносится ущерб не только собственно предприятиям,
но и окружающей среде. Зачастую аварии и влекут за собой человеческие жертвы. «Нефтегазовая Вертикаль» побеседовала с экологами, ведущими специалистами компаний российского ТЭК и отраслевыми
экспертами.Особенно острой проблема стала в условиях санкций, ограничивающих поставки технологий.
но и окружающей среде. Зачастую аварии и влекут за собой человеческие жертвы. «Нефтегазовая Вертикаль» побеседовала с экологами, ведущими специалистами компаний российского ТЭК и отраслевыми
экспертами.Особенно острой проблема стала в условиях санкций, ограничивающих поставки технологий.
Статья
Поддержка Россией Саудовской Аравии в то время, как мировые лидеры ополчились на последнюю, является самым сильным сигналом на развитие двусторонних отношений. В перспективе это может изменить геополитический расклад сил на Ближнем Востоке.
В 2022 году истекает контракт на поставку российского природного газа в Польшу. Уже сейчас польские власти разрабатывают альтернативные варианты поставок газа для обеспечения роста экономики и изменяющегося баланса потребления первичных энергоносителей. Польская компания
PGNiG видит в качестве источников поставок газа Норвегию, Катар и США, а также закупки на европейских биржах. Тем не менее поставки газа из России составили в первой половине 2018 года 36 % от суммарного потребления газа в стране, несмотря на значимый рост поставок СПГ и на фоне непрекращающегося судебного разбирательства по вопросу ценообразования между «Газпромом» и PGNiG. Фон для будущих переговоров о потенциальных поставках складывается, и во многом он
будет зависеть от успеха польской стратегии диверсификации.
PGNiG видит в качестве источников поставок газа Норвегию, Катар и США, а также закупки на европейских биржах. Тем не менее поставки газа из России составили в первой половине 2018 года 36 % от суммарного потребления газа в стране, несмотря на значимый рост поставок СПГ и на фоне непрекращающегося судебного разбирательства по вопросу ценообразования между «Газпромом» и PGNiG. Фон для будущих переговоров о потенциальных поставках складывается, и во многом он
будет зависеть от успеха польской стратегии диверсификации.