Читайте в номере
В декабре 2017 года началась поставка российского сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ». В стадии реализации находится еще несколько проектов в этой сфере. Однако путь российского СПГ на мировую арену не будет легким. И дело здесь не только в прогнозируемом ухудшении конъюнктуры европейского газового рынка и в намечающейся экспансии американского СПГ в Старый Свет. Свою роль играет и то обстоятельство, что в СПГ-гонку все активнее вступают страны «третьего мира», имеющие низкую себестоимость добычи углеводородного сырья. В их числе – африканские государства.
Статья
Российские нефтегазовые компании получают новые возможности на топливных рынках Средней (Центральной) Азии. Почти все существующие в регионе государства испытывают дефицит практически всех нефтепродуктов. У одних стран для их производства не хватает сырья, у других – перерабатывающих мощностей, у третьих – и того и другого.
Хотя на этом поле пробуют действовать различные игроки, наилучшие возможности – у российских. Тер- риториальная близость к региону, наличие транспортных артерий и мощная ресурсно-индустриальная база отечественных ВИНК позволяют именно им в первую очередь воспользоваться растущим благосостоянием местных потребителей и повышением цен на моторное топливо в Центральной Азии. Прежде всего, это относится к Узбекистану – наиболее многолюдной стране в этой части Евразии, только что приступившей к формированию настоящего рынка нефтепродуктов.
Хотя на этом поле пробуют действовать различные игроки, наилучшие возможности – у российских. Тер- риториальная близость к региону, наличие транспортных артерий и мощная ресурсно-индустриальная база отечественных ВИНК позволяют именно им в первую очередь воспользоваться растущим благосостоянием местных потребителей и повышением цен на моторное топливо в Центральной Азии. Прежде всего, это относится к Узбекистану – наиболее многолюдной стране в этой части Евразии, только что приступившей к формированию настоящего рынка нефтепродуктов.
На фоне сокращения числа крупных открытий, старения нефтяных месторождений и ухудшения структуры запасов важную роль играет повышение производительности. К этому побуждает и неблагоприятная ценовая конъюнктура на углеводородных рынках, складывающаяся в последние три года. Поэтому нефтегазовые компании должны искать новые возможности для более эффективного осуществления геологоразведочных работ и разработки новых месторождений. В частности, необходимо увеличить коэффициенты нефтеотдачи на действующих месторождениях с 30 до 50 % и выше.
Как свидетельствует мировая практика, существенного роста эффективности можно ожидать от внедрения инновационных и, в первую очередь, информационных технологий. Они способны обеспечить снижение затрат на добычу примерно на 10–20 %.
Процесс цифровизации развивается стремительно, охватывая все сферы нефтяного бизнеса. Но для того чтобы получить реальные выгоды от внедрения так называемых цифровых месторождений, необходимо избавиться от широко распространенных мифов и трезво оценить возможности этой технологии.
Как свидетельствует мировая практика, существенного роста эффективности можно ожидать от внедрения инновационных и, в первую очередь, информационных технологий. Они способны обеспечить снижение затрат на добычу примерно на 10–20 %.
Процесс цифровизации развивается стремительно, охватывая все сферы нефтяного бизнеса. Но для того чтобы получить реальные выгоды от внедрения так называемых цифровых месторождений, необходимо избавиться от широко распространенных мифов и трезво оценить возможности этой технологии.
Строительство нефтяных и газовых скважин, а также их дальнейшее обслуживание являются наиболее капиталоемкой составляющей в нефтегазовом секторе. При современных условиях – низкой цене на нефть, нестабильной геополитической ситуации, ограниченном доступе к зарубежным технологиям, сокращении добычи в соответствии с соглашением ОПЕК+, жестких экологических требованиях, развитии сланцевой добычи – оптимизация затрат становится приоритетом.
Ее можно достичь за счет поэтапной цифровизации месторождений. При этом все более важную роль играет интеграция различных технологических решений. Для ускорения такой интеграции необходима выработка общеотраслевых стандартов в сфере цифровых технологий.
Теоретические расчеты и практические примеры свидетельствуют о том, что цифровые технологии могут найти себе широкое применение не только на новых активах, но и на старых выработанных месторождениях и скважинах. Они способны существенно повысить производительность таких активов и не только сэкономить затраты компаний, но и обеспечить им дополнительные финансовые поступления.
Ее можно достичь за счет поэтапной цифровизации месторождений. При этом все более важную роль играет интеграция различных технологических решений. Для ускорения такой интеграции необходима выработка общеотраслевых стандартов в сфере цифровых технологий.
Теоретические расчеты и практические примеры свидетельствуют о том, что цифровые технологии могут найти себе широкое применение не только на новых активах, но и на старых выработанных месторождениях и скважинах. Они способны существенно повысить производительность таких активов и не только сэкономить затраты компаний, но и обеспечить им дополнительные финансовые поступления.
Корреспонденту журнала «Нефтегазовая Вертикаль», первому из представителей федеральных СМИ, удалось побывать на стройплощадке уникального нефтегазового объекта в Мурманской области – Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Там будут создаваться «морские» заводы по сжижению газа, которые планируется использовать при реализации проекта «Арктик СПГ-2» компании НОВАТЭК. Эта стройка производит впечатление и по своим масштабам, и по тому синергическому эффекту, который она окажет на экономику Мурманской области. Планируется создание более 10 тыс. рабочих мест и обеспечение заказами огромного числа российских подрядчиков. Это придаст мощный импульс развитию экономики региона.
Статья
Тема электромобилей становится все более популярной как в средствах массовой информации, так и в качестве предмета для серьезных экономических исследований. При этом у представителей традиционных секторов экономики и энергетики сохраняется скепсис по поводу перспектив развития данного сектора. Поэтому необходимо следить за актуальными данными и изменениями – параметры сопутствующих технологий и прогнозы меняются каждые полгода-год.
Для массового потребителя в развитых странах с дорогой энергией и богатым населением электромобили уже в ближайшие пять-семь лет станут выгоднее в использовании, чем традиционные автомобили.
Каким образом развитие электротранспорта способно повлиять на объемы потребления электроэнергии и моторного топлива в ключевых странах и мире в целом? Простые расчеты показывают, что этот эффект может быть весьма ощутимым, хотя и некритичным для нефтяной отрасли. Вместе с тем пока не оцененным остается целый ряд факторов, связанных с перспективами распространения электромобилей и их влиянием на энергетику будущего и другие сектора экономики.
Для массового потребителя в развитых странах с дорогой энергией и богатым населением электромобили уже в ближайшие пять-семь лет станут выгоднее в использовании, чем традиционные автомобили.
Каким образом развитие электротранспорта способно повлиять на объемы потребления электроэнергии и моторного топлива в ключевых странах и мире в целом? Простые расчеты показывают, что этот эффект может быть весьма ощутимым, хотя и некритичным для нефтяной отрасли. Вместе с тем пока не оцененным остается целый ряд факторов, связанных с перспективами распространения электромобилей и их влиянием на энергетику будущего и другие сектора экономики.
Статья
Прошедший 2017 год был успешен для портовой перевалки нефтеналивных грузов, она увеличилась на 7 %, до 395 млн тонн. В том числе грузооборот сырой нефти возрос на 10,7 %, до 252,3 млн тонн, а нефтепродуктов – на 0,6 %, до 141,5 млн тонн. Совокупно на долю этих категорий приходится примерно половина от всего грузооборота морских портов России.
Главными по объему бассейнами, через которые экспортируются нефтеналивные грузы, остаются Южный и Балтийский. При этом порты Арктического бассейна резко наращивают объемы перевалки за счет освоения арктических месторождений углеводородов.
Перевалка нефти и нефтепродуктов через Балтийский бассейн составила 139,5 млн тонн, Южный – 150 млн, Дальневосточный – 74 млн, Арктический – 45 млн тонн. Через Каспийский бассейн был транспортирован лишь 1 млн тонн нефти.
Главными по объему бассейнами, через которые экспортируются нефтеналивные грузы, остаются Южный и Балтийский. При этом порты Арктического бассейна резко наращивают объемы перевалки за счет освоения арктических месторождений углеводородов.
Перевалка нефти и нефтепродуктов через Балтийский бассейн составила 139,5 млн тонн, Южный – 150 млн, Дальневосточный – 74 млн, Арктический – 45 млн тонн. Через Каспийский бассейн был транспортирован лишь 1 млн тонн нефти.
Уходящая зима запомнится резким взлетом цен на сжиженный природный газ. Стоимость СПГ на азиатском спотовом рынке достигала $11,5 / млн БТЕ. Последний раз такой уровень наблюдался осенью 2014 года. Спотовые котировки оказываются намного выше стоимости СПГ с привязкой к нефтяным ценам и вплотную приблизились по энергетическому паритету к цене самой нефти. Примечательно, что все это происходит в условиях начавшегося избытка СПГ на рынке, о котором в последние годы сказано немало. Ведь буквально за пять лет, с 2015 по 2020 год, объем мощностей по сжижению газа в мире увеличится на 50 %. А рост спроса ожидается слабее. Сейчас мы находимся уже в середине этого пути. Но признаков избытка (правда, в осенне-зимний период) нет. Напротив, очевиден дефицит. Что же будет дальше? Ответ на этот вопрос во многом будет связан с перспективами спроса на газ в Китае.
Статья
Завершение российской военной операции в Сирии стало, пожалуй, самым главным успехом внеш- ней политики РФ в ушедшем году. Президент Владимир Путин 11 декабря отдал приказ министру обороны Сергею Шойгу о выводе значительной части российской группировки войск из Сирии. И, несмотря на то, что ситуация в этой стране еще далека от стабильной, а жизнь в регионе едва ли войдет в мирное русло в ближайшие годы, уже сейчас начались споры о том, что Россия может получить в результате победы над террористами. Касается это не только гипотетического увеличения влияния нашей страны на Ближнем Востоке, но и восстановления разрушенных войной сирийской промышленности, объектов инфраструктуры, транспорта и энергетики. Естественно, нефтегазовый сектор сирийской экономики также не обойден стороной, в стране есть залежи углеводородов, к тому же многие специалисты указывают на стратегически важное географическое положение Сирии для транзита нефти и газа.
Статья
Российский нефтеэкспорт все больше разворачивается в сторону потребителей в Азии. Это позволяет Москве не только получать политические дивиденды, но и извлекать дополнительную экономическую выгоду из сотрудничества со странами региона.
Согласно данным официальной статистики и информации с рынка фрахта, суммарный экспорт нефти из РФ в Азию в 2017 году составил 39,5 % от общего потока сырья в страны дальнего зарубежья. А в среднесрочной перспективе этот показатель может вырасти и до 50 %. Такая переориентация поставок не только позволяет увеличить выручку нефтеэкспортеров, но и укрепляет позиции российского сырья на европейском рынке, поддерживая высокие цены на него.
Согласно данным официальной статистики и информации с рынка фрахта, суммарный экспорт нефти из РФ в Азию в 2017 году составил 39,5 % от общего потока сырья в страны дальнего зарубежья. А в среднесрочной перспективе этот показатель может вырасти и до 50 %. Такая переориентация поставок не только позволяет увеличить выручку нефтеэкспортеров, но и укрепляет позиции российского сырья на европейском рынке, поддерживая высокие цены на него.
Поскольку мировая газовая индустрия по-прежнему характеризуется высокой степенью регионализации, итоги 2017 года целесообразно подводить по основным рынкам. Сначала заглянем в Соединенные Штаты, только второй год выступающие в роли экспортеров сжиженного природного газа. Потом переместимся в Европу, которая на фоне роста импорта российского газа отчаянно стремится на законодательном уровне максимально ухудшить его конкурентоспособность. Далее остановимся в Азии, по мере возобновившегося роста цен на газ все активнее реформирующей свой газовый рынок с целью создания собственного ценового индекса. И наконец, последняя по порядку, но не по важности, российская газовая отрасль, итоги работы которой в 2017 году ознаменовались рекордом по добыче.
Для мирового нефтяного рынка 2017 год ознаменовался переходом к состоянию дефицита предложения нефти и разворотом вверх нефтяных цен по сравнению с периодом избытка предложения и низких котировок 2015–2016 годов.
Логику трансформаций, которые происходили в прошлом году, можно представить несложной последовательностью событий. Ключевым фактором, запустившим механизм изменений, стало соглашение об ограничении добычи нефти между странами ОПЕК и 11 государствами, не входящими в картель, в том числе и Россией (далее соглашение ОПЕК+). Оно начало действовать в январе 2017 года, что резко сократило предложение сырья. А последовательное уменьшение добычи Россией и другими странами, не входящими в ОПЕК, но присоединившимися к соглашению, привело к тому, что уже по итогам второго квартала 2017 года на мировом рынке наблюдался дефицит предложения жидких углеводородов, в среднем в размере 600 тыс. барр/сут. Притом что в четвертом квар- тале 2016 года избыток предложения находился на уровне 1 млн барр/сут.
Логику трансформаций, которые происходили в прошлом году, можно представить несложной последовательностью событий. Ключевым фактором, запустившим механизм изменений, стало соглашение об ограничении добычи нефти между странами ОПЕК и 11 государствами, не входящими в картель, в том числе и Россией (далее соглашение ОПЕК+). Оно начало действовать в январе 2017 года, что резко сократило предложение сырья. А последовательное уменьшение добычи Россией и другими странами, не входящими в ОПЕК, но присоединившимися к соглашению, привело к тому, что уже по итогам второго квартала 2017 года на мировом рынке наблюдался дефицит предложения жидких углеводородов, в среднем в размере 600 тыс. барр/сут. Притом что в четвертом квар- тале 2016 года избыток предложения находился на уровне 1 млн барр/сут.
Прошедший год начался с опасений, что переизбыток сырья на рынке нефти задержится надолго, а завершился ростом цен и прогнозами скорого восстановления баланса. «Ребалансировка» стала самым популярным словом в нефтегазовой аналитике. За показатель темпа восстановления баланса было взято снижение запасов в нефтехранилищах до среднепятилетнего уровня. А средством достижения этой цели стал контроль над объемами добычи. Страны, присоединившиеся к соглашению ОПЕК+, вплотную приблизились к решению поставленной задачи. За год запасы сократились с 318 до 118 млн барр. Тем временем спрос на нефть вырос на 1,5 %. Среднегодовая цена барреля сорта Brent увеличилась более чем на $10, до $54,39.
С 2017 года нефтегазовая отрасль возвращается к росту. Инвестиции выросли на 6 %. Мировая добыча нефти, в результате снижения в ОПЕК и роста в Северной Америке, осталась практически без изменений.
Россия – вновь мировой лидер по масштабам добычи. Причем ее отрыв от Саудовской Аравии увеличился на 51 млн тонн. Глобальные запасы нефти в недрах сократились на 0,6 %, до 224,6 млрд тонн. Кратность запасов на текущий уровень добычи составила 57,5 лет по сравнению с 60 годами в 2014 году.
С 2017 года нефтегазовая отрасль возвращается к росту. Инвестиции выросли на 6 %. Мировая добыча нефти, в результате снижения в ОПЕК и роста в Северной Америке, осталась практически без изменений.
Россия – вновь мировой лидер по масштабам добычи. Причем ее отрыв от Саудовской Аравии увеличился на 51 млн тонн. Глобальные запасы нефти в недрах сократились на 0,6 %, до 224,6 млрд тонн. Кратность запасов на текущий уровень добычи составила 57,5 лет по сравнению с 60 годами в 2014 году.
Статья
По данным Минфина, средняя цена российской нефти Urals выросла с января 2017 года по январь 2018-го в 1,3 раза, с $53,16 до $68,46 за баррель. Это стало возможным благодаря действию соглашения о сокращении добычи между странами ОПЕК и независимыми нефтепроизводителями, включая Россию.