Читайте в номере
Разразившийся экономический кризис неизбежно ударит по наиболее капиталоемким секторам экономики, к числу которых относится и нефтехимия. Можно сказать, что кризис «подбил» эту отрасль на взлете — буквально в последние годы крупнейшие н/х компании под плотным патронатом государства занялись было реализацией гигантских проектов по созданию новых пиролизов и крупнотоннажных производств пластиков.
Но ухудшение условий кредитования и удорожание импортного оборудования оставили эти проекты в подвешенном состоянии. Насколько серьезным и долгим окажется влияние кризиса и как ему противостоять?
Участники конференции «Сырьевой вектор развития газонефтехимии», организованной ЗАО «Альянс-Аналитика», высказывали прямо противоположные точки зрения на эту проблему.
С одной стороны, возникает простая идея: раз государство заварило эту «нефтехимическую кашу», то ему ее и расхлебывать. То есть, оно должно мобилизовать отрасль и взять на себя часть тягот по строительству новых мощностей — как за счет прямого льготного финансирования, так и путем создания благоприятных институциональных условий. Но за такую заботу нефтехимикам придется заплатить, отказавшись от «либеральных идей». В частности, согласиться на государственное регулирование цен на свою продукцию.
Главной целью амбициозных нефтехимических планов российского правительства декларировалось кратное повышение уровня потребления новых высокотехнологичных материалов и изделий из них. При этом ставка делалась на импортозамещение, то есть на налаживание массового производства различных видов пластиков на территории РФ.
Целых ряд анонсированных гигантских проектов по выпуску наиболее «массовых» полимеров грозил залить отечественный рынок этой продукцией, многие эксперты даже начали говорить об угрозе перепроизводства. Разразившийся экономический кризис притормозил реализацию подавляющего большинства данных проектов. Но в то же время ослабевший рубль становится неплохим стимулом для вытеснения зарубежных пластиков и создания новых российских мощностей.
Вместе с тем, и правительство, и н/х компании даже на пике своего отраслевого оптимизма старательно избегали проектов по производству некоторых видов продукции, по которым степень зависимости от импорта крайне высока. В первую очередь, это относится к сырью для получения полиуретанов.
Полиуретановые системы представляют собой широкую гамму материалов, основным сырьем для которых служат изоцианаты и полиолы. При этом в России изоцианаты не производятся, а полиолы выпускаются только на одном предприятии — «Нижнекамскнефтехиме». Эксперты уже давно призывали крупных игроков отрасли вкладывать средства в производство данных компонентов.
Ряд компаний проявил вялый интерес к этому направлению, но до реальных инвестиций дело так и не дошло. Теперь же, на фоне падения курса национальной валюты, приобретение изоцианатов и полиола за рубежом становится дорогим удовольствием. Казалось бы, это должно стать стимулом для того, чтобы, несмотря на экономические трудности, наконец- то озаботиться созданием собственных мощностей.
Статья
Понятие экспорта нефти из России многокомпонентно. Экспорт складывается из российской и транзитной нефти, осуществляется по системе «Транснефти» и, минуя ее, морем и по нефтепроводам, в дальнее зарубежье и в страны СНГ. Отчасти по этой причине, а также из-за некоторого сдвига в данных базовых источников (ФТС, ЦДУ ТЭК, Минэнерго, Росстат) единой оценки как бы и не существует.
В максимальном приближении к истине в 2014 году из России было вывезено 223,4 млн тонн нефти (оценка ФТС), в том числе 199 млн тонн в дальнее зарубежье и 24 млн тонн — в СНГ. Экспорт вне системы «Транснефти» составил 22 млн тонн. Транзитом из каспийских государств, в основном из Казахстана, через территорию России прошло 18 млн тонн.
Соотношение экспорта морем и по нефтепроводам составляет примерно 60:40. Перевалка нефти в 2014 году снизилась во всех портах, кроме дальневосточного Козьмино, а экспорт по нефтепроводам увеличился за счет организации поставок в Китай через Казахстан. Поставки российской нефти в Китай по трем направлениям увеличились до 28,5 млн тонн. В разрезе компаний лидером экспорта нефти является «Роснефть», на долю которой приходится почти половина объема поставок в дальнее зарубежье.
В настоящее время российская нефтеперерабатывающая отрасль находится на пороге нового этапа развития. За последние 10–15 лет едва ли можно вспомнить другой момент, когда изменения условий работы отрасли, связанные с внешними (цены на углеводороды) и внутренними (налоговый маневр) факторами, носили бы столь революционный характер.
При этом стоит отметить: если в отношении налогового маневра велись долгие дискуссии, и в целом этот шаг стал логичным продолжением трансформации, начавшейся с принятия системы 60–66 в 2011 году, то поведение рынка нефти стало полной неожиданностью и для крупнейших компаний, и для отраслевых экспертов.
В результате нефтеперерабатывающая отрасль вынуждена принимать новые вводные, подстраивая под них как текущую операционную деятельность, так и долгосрочные планы. Причем с учетом стремительно меняющихся макроэкономических предпосылок авторы любых прогнозов сталкиваются с дополнительными сложностями. В этих непростых условиях попробуем разобраться в вопросе дальнейшего изменения предложения дизельного топлива в России на фоне продолжающейся модернизации российских НПЗ.
Период высоких цен на нефть стал «золотым десятилетием» практически для всех секторов отечественного НГК. Развивались добыча, переработка и даже геологоразведка начала выходить из своего многолетнего кризиса.
Но оставался как минимум один крупный сегмент, для которого высокие котировки обернулись не столько финансовым благополучием, сколько новыми проблемами. Речь идет об отечественном нефтесервисе. Да, в этой сфере также был достигнут ряд успехов, появились новые активные игроки на рынке.
Но главная тенденция заключалась все же в том, что крупнейшие западные корпорации, привлеченные ростом доходов российских ВИНК и хорошими перспективами увеличения добычи, занимали все большую долю в нашем нефтесервисе, постепенно вытесняя местные предприятия. И жалобы «независимых» на засилье иностранцев стали привычным звуковым фоном «тучного десятилетия».
Теперь же ситуация кардинально изменилась. Западные санкции закрыли дорогу в РФ ряду передовых технологий и затруднили работу на нашем рынке для зарубежных корпораций. Казалось бы, для отечественного нефтесервсиса настал момент реванша. Широко анонсированные российскими властями планы по импортозамещению обещают кратно увеличить долю местных игроков.
В России, как известно, есть две причины повышения цен на бензин: рост мировых нефтяных котировок и… их падение. Рядовые потребители уже давно смирились с этим парадоксом и воспринимают его как данность. Эксперты же по-прежнему ищут ему объяснения и предлагают свои пути выхода из замкнутого круга.
Как уже отмечала «Вертикаль» (см. «Рынок нефтепродуктов: кто заплатит за дорогой бензин?», НГВ №02’15), давние структурные проблемы отрасли нефтепродуктоообеспечения в последнее время наложились на действие новых факторов: санкции, инфляция, налоговый маневр и т.д. И поэтому наивно ждать, что на сей раз дешевизна «черного золота» наконец-то будет иметь хотя бы одно приятное следствие — уменьшение ценников на бензоколонках.
Нет, скорее всего, все будет как всегда. Хотя участники конференции «Производство и ценообразование нефтепродуктов в современных экономических условиях: рыночные механизмы и социальные стимулы», прошедшей в рамках Национального нефтегазового форума, разделились во мнениях. Ряд специалистов (в основном, имеющих то или иное отношение к правительственным органам), настаивали: ценового коллапса не будет. Ибо мудрая политика властей и активное развитие рыночных механизмов приведут к долгожданному балансу спроса и предложения.
Но сами продавцы горючего, то есть многочисленные представители сбытовых компаний, собравшиеся в зале, не скрывали — деваться им некуда, рука для переписывания ценников уже занесена. Ведь к этому вынуждают не только печальные последствия налогового маневра, задравшие внутренние цены на нефть, но и наметившая тенденция сокращения объемов нефтепереработки. Да и система технического регулирования отрасли подталкивает к увеличению доли почти никому не нужных высококачественных и дорогих бензинов…
И только окрики контролирующих органов способны на некоторое время удержать розницу от «ценового взрыва».
Прошлый год для российского НГК прошел под знаком «Победы». «Победы» с большой буквы — не в силу ее масштабов, а потому, что это название месторождения.
Проведенное «Роснефтью» бурение на структуре Университетская в Карском море позволило подтвердить наличие промышленных запасов и, казалось бы, ознаменовало начало полномасштабного освоения российского арктического шельфа. Но победы часто оказываются пирровыми. После введения санкций партнер «Роснефти», ExxonMobil, был вынужден покинуть данный проект.
И в начале марта было объявлено, что в нынешнем году российская госкомпания не будет проводить буровые работы в Арктике. Так что же, шельфовая эпопея отложена до лучших времен? Вполне может быть — та же «Роснефть» обещает вернуться в Карское море уже в 2016 году. Или все же речь идет о более серьезном стратегическом развороте, о пересмотре главного направлении развития отечественного НГК? Найти ответ на этот вопрос пытались участники конференции «Шельф России-2015», прошедшей недавно в Москве. Была ли изначально оправдана ставка России на разработку ресурсов Арктики? Ведь США и Канада, обладающие гораздо большим финансовым и технологическим потенциалом, чем РФ, пока не спешат вводить в эксплуатацию залежи своих северных морей. Они предпочитают осваивать месторождения «нетрадиционных» углеводородов, включая сланцевые. Не стоит ли и нашей стране под предлогом кризиса «списать в убыток» шельфовые проекты и развернуться в сторону сланца?
Статья
«Газпром» в январе этого года объявил о прекращении с 2019 года транзита газа в Европу через территорию Украины (в минувшем году этот транзит составил около 63 млрд м 3 ). Евросоюз, заигравшийся теперь уже с четырьмя энергетическими пакетами, потерял в итоге российский «Южный поток», альтернативой которому стал «Турецкий поток» проектной мощностью в те же 63 млрд м 3 в год. Из этого объема 16 млрд м 3 получит, правда, Турция, а ЕС может рассчитывать лишь на «остаток» в 47 млрд м 3 .
Осознав потерю, Брюссель тут же вновь озаботился альтернативами российским поставкам и, трезво оценивая газовый ресурс Азербайджана для Южного газового коридора (ЮГК), нацелился на газ туркменский. Благо Ашхабад давно обещает Европе 10–30 млрд м 3 газа в год. Для реализации этой мечты, правда, необходим Транскаспийский газопровод (ТКГ), планы строительства которого в марте этого года живо обсуждались в ЕС, Турции, Азербайджане и Туркмении. Интриги делу ТКГ прибавило мартовское заявление президента Болгарии Борисова о «реанимации» проекта Nabucco — трубы от Баку до австрийского Баумгартена (упрощенный вариант — Nabucco West от турецко-болгарской границы до Баумгартена).
Однако на пути туркменского газа в ЕС стоят три, как минимум, серьезных препятствия: отсутствие правовой базы для прокладки ТКГ; суммарная стоимость газопроводного проекта от Туркмении до Австрии, оцениваемая в $30–35 млрд; ну и мировые цены, многого от которых ждать не приходится. Да и заявлений о готовности инвестировать в ТКГ и Nabucco заинтересованные в туркменском газе стороны пока не делали…
Годы «проедания» российских недр, которые по Конституции принадлежат государству, не прошли даром. Последние двадцать лет нефтяные компании снимали «сливки», добывали только легкую нефть, сулящую быструю прибыль. Нарушались все возможные нормы разработки месторождений, которые строго соблюдались во времена советской власти. В результате на многих месторождениях добыто только 15–20% от того, что можно было поднять при правильной эксплуатации недр. Остальные запасы погребены навечно. Количество скважин, признанных нерентабельными, выросло за это время в десятки раз. А провал в ГРР не обеспечивает должного восполнения запасов. Поэтому многие специалисты отрасли, занимающие государственную позицию, бьют тревогу, предсказывая в ближайшие годы резкое падение добычи нефти в России…
На своем веку «Вертикаль» уже трижды воздавала должное заслугам РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, даже специальный номер успела издать — времена прошлого юбилея были иными, отрасль уверенно развивалась и давала развиваться другим, в том числе, издательскому бизнесу и — что особенно важно — высшему образованию. Нынешние секторальные — финансовые и технологические — санкции Запада затронули всю Россию, ибо минимум ее половина приходится на нефть, газ и их производные: затягивать пояса придется почти всем. Но кто сказал, что следует экономить на праздничных эмоциях?
Юбилей — он и в кризис юбилей, пусть без роскошества, но праздник. Праздник не отдельной личности, а огромного коллектива людей, который неоднократно менял официальное название, нетронутой оставив лишь изначальную суть — щедро и на самом современном уровне делиться знаниями с теми, кто их действительно желает получить.
С этим «Вертикаль» и пришла к ректору…