Статья

Уголь жив? Жив!

Статистика, оценка и намерения по регулированию угольной отрасли в статье регулятора национальной энергетики
Автор: Сергей Мочальников, Директор Департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков, Минэнерго РФ
Начиная с середины 2019 года угольная промышленность России в полной мере испытывала серьезные вызовы и проблемы, характерные также для мировой экономики. Произошло изменение структуры потребления энергоресурсов, спроса и цен на них, ужесточение экологических требований по их использованию, а также был инициирован переход стран мира на низкоуглеродный путь развития, согласно принятому Парижскому соглашению по климату. В связи с принятой политикой декарбонизации, предусматривающей развитие возобновляемых источников энергии, эксплуатацию безуглеродных мощностей и низкоуглеродных объектов, прогнозы экспертов сводились к значительному снижению объемов использования угля в мире. Несмотря на это, в 2021 году отмечен повышенный спрос на уголь, что, по мнению аналитиков, обусловлено быстрым восстановлением мировой экономики в посткризисный период и образовавшимся дефицитом энергии, который не смогли покрыть возобновляемые источники.

Уголь еще долго останется важным видом топлива

Основной прирост спроса на уголь традиционно определяют Китай и Индия, испытывающие потребность в дешевой электроэнергии для обеспечения потребностей отраслей промышленности и растущего спроса со стороны населения. Кроме того, в поставках российского угля заинтересованы страны Ближнего Востока, Африки, Япония, Республика Корея. Так, по оценкам экспертов, в 2021 году спрос на уголь относительно 2020 года увеличился в Китае – с 3,97 млрд тонн до 4,13 млрд тонн, Индии – с 0,93 млрд тонн до 1,06 млрд тонн, в США – с 434 млн тонн до 508 млн тонн и Евросоюзе – с 390 млн тонн до 435 млн тонн, соответственно.

Согласно оценкам экспертов, уголь в среднесрочной перспективе еще долго останется вторым (после газа) по важности видом топлива для производства энергии в мире. Такое положение угля, его место и перспективы в мировой экономике полностью соответствуют целям, задачам и мероприятиям, предусмотренным Программой развития угольной промышленности России на период до 2035 года. Россия, обладая значительными запасами высококачественного угля, являясь шестым по величине производителем угля в мире (после Китая, США, Индии, Австралии, Индонезии), имеет все возможности для эффективного их извлечения и использования в целях стабильного обеспечения внутренних потребностей и роста объемов экспортных поставок.

В частности, Программой предусмотрено вовлечение в отработку запасов высококачественных углей с интенсификацией процессов их переработки, хранения, транспортировки и перевалки с учетом обеспечения экологических требований, а также осуществление модернизация техники и технологий угледобычи. Одновременно запланирован поэтапный вывод из эксплуатации неэффективных производственных мощностей по добыче и переработке угля с низкой производительностью труда. Реализация указанных мер позволит создать условия для увеличения доли Российской Федерации на мировом угольном рынке, а также обеспечить рост объемов добычи угля к 2024 году до 530 млн тонн, а к 2035 году – до 668 млн тонн, согласно оптимистическому сценарию Программы.

Ввиду того, что ряд мировых производителей планируют постепенное сокращение объемов добычи и поставок угля (в Китае – закрытие 5,5 тыс. шахт, в Республике Колумбия – исчерпание запасов основных месторождений до 2030 года, Республика Индонезия – вынуждена перенаправить часть экспортного угля на удовлетворение внутреннего спроса), основными его поставщиками останутся Австралийский Союз и Российская Федерация.

Также на фоне роста спроса на уголь ожидается сохранение тенденции на увеличение мировых цен на высококачественные коксующиеся угли и угли для пылеугольной технологии в доменном производстве, по основной номенклатуре энергетических углей изменения в ценовой конъюнктуре будут связаны с развитием угольной генерации в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки. При этом российский уголь имеет существенные конкурентные преимущества, особенно с точки зрения потребителей, решающих задачу снижения вредных выбросов в атмосферу, за счет его высоких качественных характеристик и отсутствия вредных примесей.

Объем добычи растет

Угольная промышленность как базовая инфраструктура формирования бюджета Российской Федерации наращивает объем его добычи и продажи, в том числе на экспорт. В целом 2021 год для угольной отрасли России сложился весьма удачно, позволив угольным предприятиям значительно улучшить финансово-экономическое состояние за счет роста спроса и цен на рынках угля. Основные результаты деятельности угольной отрасли в 2021 году характеризуются данными, представленными АО «Росинформуголь». Следует отметить, что на начало года добыча и переработка угля осуществлялась 56 шахтами и 133 разрезами, а также 63 обогатительными фабриками и установками. При этом в 2021 году введены производственные мощности в основных угледобывающих регионах страны: в Республике Саха (Якутия) («Эльгауголь», ГОК «Инаглинский» и ГОК «Денисовский»), в Кузбассе, в Хабаровском крае («Ургалуголь»). Ввод новых производственных мощностей происходил за счет реконструкции и техперевооружения действующих шахт и разрезов. Выбытие производственных мощностей связано в основном с отработкой запасов на действующих горизонтах шахт.

По предварительной оценке, объем добычи угля составит 439 млн тонн, что на 36 млн тонн выше уровня 2020 года (прирост +8,9%), в том числе 113 млн тонн (+9,0 млн тонн к уровню 2020 года) подземным способом, 326 млн тонн (+27,0 млн тонн) – открытым способом. Во все месяцы 2021 года отмечено превышение уровня добычи угля относительно 2020 года. В период с июля 2021 года обозначился существенный прирост по открытому способу добычи угля по сравнению с уровнем аналогичного периода 2020 года и с объемами добычи первого полугодия 2021 года. При этом резерв производственных мощностей по добыче угля остается на уровне 23%, а по обогащению – уменьшится с 31% до 27%.Объем добычи угля в 2021 году подземным способом превысил уровни прошлого года, однако существенного роста объемов, как в случае с открытым способом, не отмечается.

Общее потребление угольной продукции оценивается в объеме 391 млн тонн, против 361 млн тонн в 2020 году (прирост на 8,3%).

Рост объемов реализации российского угля обусловлен увеличением его экспорта и потреблением угля на внутреннем рынке. Наблюдается устойчивая тенденция снижения зольности отгруженных потребителям углей с 14,4% в 2011 году до 12,9% по итогам трех кварталов 2021 года.

Рост средних цен реализации угля в 2021 году происходил как на внутреннем, так и на внешнем угольном рынке. На внешнем рынке темпы роста цен на коксующийся уголь опережали темпы роста экспортных цен на энергетический уголь. Указанная тенденция имела устойчивый характер.

В 2021 году прибыль (убыток) до налогообложения оценивается в объеме 300 млрд рублей. Прибыль от продаж угольной продукции составит не менее 390 млрд рублей. Налоговые поступления в 2021 году в консолидированный бюджет страны и страховые обязательные фонды оцениваются в сумме 164 млрд. руб., при этом поступления в консолидированный бюджет ожидаются почти в 5 раз больше показателя предыдущего года (113 млрд руб. против 24 млрд руб.).

Доля угля в топливном балансе страны увеличится

Распоряжением Правительством Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р принята «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года», которая предполагает увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе страны, учитывая запасы высококачественного угля с возможным сроком разработки угольных месторождений от 300 до 800 лет. Основные запасы угля расположены в Кузнецком бассейне (52%), Канско-Ачинском бассейне (12%), Печорском бассейне (5%), Южно-Якутском бассейне (3%). Поставляемый на экспорт российский уголь имеет широкий марочный ассортимент и сортамент с низким содержанием серы и золы. Но надо не забывать о том, что в планах – актуализация Энергостратегии, соответственно изменения коснутся и Программы развития угольной промышленности.

Также следует отметить, что в соответствии с резолюцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2015 года, определены цели развития на период до 2030 года, в том числе в области обеспечения всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех (цель 7). Российская Федерация, являясь одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером всех видов топливно-энергетических ресурсов, включая уголь, участвует в реализации указанной цели, занимая уникальное место в мировом энергобалансе с долей от 21 до 23%. В целом доля угля в структуре мировой электрогенерации в 2021 году составила 36%.

Отказа от использования угля в ближайшее время не планируется

В связи с изложенным и учитывая, что по величине мировых запасов уголь превосходит все остальные виды ископаемых энергоресурсов, а также относительную доступность его производства, отказа от использования угля в ближайшее время не планируется. При этом прогноз объемов разработки угольных месторождений и использования угля в мире и в Российской Федерации может быть скорректирован как в сторону увеличения, так и уменьшения. Определяющим фактором послужит спрос на энергетическое сырье – газ, нефть и, конечно, уголь, в основном в странах с развивающейся экономикой.

Вместе с тем утверждение экспертов об укреплении общемировой тенденции перехода к низкоуглеродному развитию экономики на фоне увеличения спроса на уголь и соответствующем росте цен на мировом рынке угля в 2021 году преждевременно. При этом специфика структуры топливно-энергетического комплекса стран АТР будет определять сохранение спроса на добычу и производство энергетического угля в кратко- и среднесрочной перспективе, что станет основополагающим фактором для развития угольной промышленности России. В 2022 году планируется поставить на экспорт не менее 235 млн тонн российского угля, что на 3,5% больше относительно объема поставок на внешний рынок 2021 года. Однако не следует исключать корректировку указанных перспектив по наращиванию поставок российского угля на экспорт, в том числе в страны АТР и региона Индийского океана, из-за наличия логистических ограничений, для преодоления которых Президентом и Правительством РФ приняты решения и выделены достаточные финансовые средства.