24 февраля 2021 Статья

Точка роста и стратегический резерв

Председатель редакционного совета журнала «Нефтегазовая вертикаль» Кирилл Молодцов о важности развития восточных проектов российского нефтегазового комплекса

Конъюнктура мирового углеводородного рынка преподносит в последнее время своим участникам немало сюрпризов. Вслед за падением спроса на энергоносители, связанного с пандемией коронавируса, в прошлом году мы стали свидетелями не просто падения стоимости ресурса, но отрицательных цен на нефть. А недавно, в виду аномально холодной зимы и восстановления экономической активности, рынок рапортовал о рекордно высокой стоимости СПГ в Азии, которая преодолела отметку в $1000 за тысячу кубометров. В этой ситуации, как мы уже говорили в прошлом номере, Россия сумела оперативно среагировать на изменение спроса и цены, в кротчайшие сроки доставив газ по Северному морскому пути (СМП) без сопровождения ледокола. Отечественный нефтегаз, таким образом, сумел заявить всему миру о своей уникальности и конкурентоспособности. А это только начало большого пути.

Сегодня страна делает ставку на развитие как СМП, так и всех проектов, способных обеспечить его грузооборот, и в первую очередь речь идет о нефтегазовых производствах. Так, вслед за подвигами СПГ-танкеров, о своих достижениях отчиталась компания «Роснефть» сумевшая, в отличие от многих мировых мейджоров, показать прибыль по итогам 2020 года, которая составила 147 млрд рублей. В то время как иностранным компаниям пришлось рапортовать о лишь об убытках: ВР - $20,3 млрд, Chevron – $5,5 млрд, ConocoPhillips – $2,7 млрд, ExxonMobil – $22,4 млрд, Royal Dutch Shell – $21,7 млрд, Equinor – $5,5 млрд.

Ведущие мировые консалтинговые компании повысили свои рекомендации по бумагам лидера российской нефтяной промышленности, и капитализация «Роснефти» на фоне результатов отчетности превзошла по этому показателю российского газового монополиста. Среди основных драйверов развития компании все аналитики единогласно заявили о крупнейшем проекте, реализация которого началась в прошлом году. «Восток Ойл» стал новой точкой роста и стратегическим резервом российского нефтегазового комплекса.

Объем ресурсной базы проекта только жидким углеводородам составляет 6 млрд тонн. «Восток Ойл» объединил Ванкорский кластер (15 месторождений, крупнейшие из которых – Сузунское, Тагульское, Лодочное и Ванкорское месторождения), Западно-Иркинский участок, Пайяхскую группу месторождений и месторождения Восточно-Таймырского кластера. Планируется, что к 2030 году на проекте будет добываться более 100 млн тонн нефти в год.

Сегодня «Роснефть» реализует масштабный проект развития не только своей деятельности, но и развития крупнейшего региона страны, который предполагает освоение колоссальной ресурсной базы, научные прорывы и, конечно же, создание мощной инфраструктуры Северного морского пути. Для доставки нефти будут использоваться танкеры ледового класса, эти суда уже строятся на первой в России судоверфи тяжелого гражданского судостроения «Звезда». Для организации вывоза продукции с проекта «Восток Ойл» на верфи размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса дедвейтом 120 тысяч тонн, адаптированных для работы на Северном морском пути. В целом в интересах проекта планируется построить 50 судов различных классов.

А участие в проекте одного из крупнейших мировых трейдеров — компании Trafigura, лишний раз доказывает, что проект «Роснефти» с его огромными ресурсами и преимуществом в виде Северного морского пути является прорывом не только для российского нефтегаза, но и для всего мирового рынка углеводородов.

Поэтому в восточные проекты России, и не только «Роснефти», но и других компаний, закладываются перспективы дальнейшего поддержания уровня добычи страны. Это является приоритетной целью на ближайшие 30-50 лет, так как их освоение станет необходимым в связи истощением запасов нефти и природного газа в традиционных регионах добычи страны.

И сегодня, невзирая на все возможные сюрпризы конъюнктуры рынка, стоит сконцентрировать внимание всех заинтересованных сторон – как чиновников, так и менеджеров компаний – на грамотном расставлении приоритетов при решении стратегических задач, не забывая также и о технологическом аспекте. Ведь создание принципиально новых методов добычи позволит как увеличить коэффициент извлечения нефти на уже разрабатываемых месторождениях, так и вовлечь в разработку трудноизвлекаемые запасы, которые позволят не только сохранять добычу на прежнем уровне, но и увеличить ее в целом.