Статья

Отраслевое импортозамещение: государство только мешает?

Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Прошло уже около двух лет с тех пор, как введение западных санкций заставило правительство и нефтяников взяться за импортозамещение. Каковы же первые итоги? Они более чем скромные — несмотря на «планов громадье», реальные новые производства можно по пальцам пересчитать. В чем же проблема? Легче всего заявить, что опять не хватает государственных льгот, стимулов и субсидий. Мол, правительство должно щедрой рукой раздать инвестиции всем жаждущим, и тогда отрасль зацветет. Эту мысль нередко можно услышать от представителей машиностроительных предприятий. Но любопытно, что и чиновники де-факто с ней соглашаются и чуть ли не соревнуются между собой по выдумыванию мер государственной поддержки. Правда, на практике они зачастую оказываются малоэффективными, недоступными для широкого круга предприятий и какими-то корявыми.
Но зато «все кипит и все сырое»…
Насколько эффективно такое массированное вмешательство государства в отрасль? Об этом задумались участники круглого стола, прошедшего недавно в Аналитическом центре при Правительстве РФ. С одной стороны, определенные результаты, хотя и скромные, у чиновничьей активности есть. Удалось выявить наиболее уязвимые точки, сформировать план импортозамещения, создать механизмы стимулирования и даже кое-где их применить. С другой — массированного технологического прорыва эти меры не обеспечили. И вряд ли обеспечат впредь, даже если западные санкции сохранятся еще на десятилетия. И дело здесь не только и не столько в некомпетентности тех или иным чиновников, сколько в ошибочности самого подхода к возрождению отрасли.
Как отмечали многие участники дискуссии, попытки государства напрямую субсидировать проекты в сфере машиностроения или же за счет льгот создавать привилегированные условия для отдельных игроков лишь разрушают рынок. Вместо того чтобы развивать механизмы цивилизованной конкуренции и инвестиционной привлекательности, правительство выстроило промышленные предприятия в длинные очереди у различных «парадных подъездов», где раздают льготы и преференции отдельным счастливчикам….
Между тем опыт отдельных сегментов нефтегазового машиностроения показывает, что только частная инициатива может стать двигателем технологического прогресса. И роль государства тут сводится к тому, чтобы как минимум не вмешиваться. А как максимум — оказывать всемерную поддержку. Не предлагать сложные и запутанные механизмы получения бюджетных инвестиций, а способствовать формированию рыночных производственных цепочек. Конечно, это гораздо труднее, чем распределять субсидии. Не меняя политики, не настроить и экономику…
Полная версия статьи доступна только после покупки
Стоимость
500