Ориентир на азиатские автокары. Отечественные – в проекции. Взгляд отраслевой компании

Автор: Владимир Калаев, Директор по маркетингу Electro.cars. Мария Черникова, Генеральный директор Electro.cars

Запрос на новые технологии в сегменте электротранспорта существует давно. Как бы ни менялся контекст оценки целесообразности и экологичности данного вида моторов, глобальный спрос и производство электрокаров растет. Весной правительство России решило поддержать отрасль инвестициями. Что в перспективе?

В сентябре 2019 года Правительство России приняло Парижское соглашение [1]. То есть взяло на себя обязательства по сдерживанию глобального потепления. Россия должна достичь к 2030 г. выбросов парниковых газов не более 70 % от уровня 1990 г.

Сокращением выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта Министерство транспорта занимается с 2012 года [2]. Именно транспорт в крупных городах является источником выбросов и основным загрязнителем воздуха [3]. Например, в Москве по статистике [4] именно с транспортом связано 90% выбросов.

Развитие же сегмента электротранспорта обусловлено не только экологическими инициативами. Именно этот вид передвижения рассматривается как звено перехода к автопилотируемому транспорту. Кроме того, сегодня актуальна задача запуска отечественного автопроизводства. Наиболее вероятный механизм реализации – локализация электромобильного производства восточных стран, в первую очередь Китая.

Трансформация транспортной инфраструктуры с двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на электромоторы сегодня происходит во всем мире. Поддержка инфраструктуры, стимулирование спроса и ограничение использования автомобилей с двигателем внутреннего сгорания активно происходят в Западной Европе, США и Китае.

Например, в Поднебесной только в мае 2022 года установили 87 000 зарядных станций [5]. Общее количество станций приближается к 1,5 миллиона. Такой темп обусловлен стремлением китайских властей ускорить переход на электрокары для снижения выбросов и развития более технологичных производств.

В августе 2021 года Правительство утвердило Концепцию [6] по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Согласно документу до 2024 года планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и установить 9 400 зарядных станций по всей стране, из которых 2900 – быстрые. На втором этапе до 2030 года каждый 10-й выпускаемый автомобиль должен быть электрическим, а число зарядных станций вырастет как минимум до 72 000 в рамках государственных и частных сетей.

Как сейчас обстоят дела с электрозарядными станциями в России?

На июль 2022 года в России установлено около 450 быстрых зарядных станций. Из них 50 – в Москве. Реализованы проекты электрозарядных сетей, позволяющих добраться из Санкт-Петербурга до Москвы [7] и до городов Черноморского побережья, в том числе Сочи [8].

В разрезе развития инфраструктуры важно рассматривать именно установку быстрых публичных станций, которые заряжают автомобиль за 20-30 минут. Это позволит функционировать корпоративным электропаркам такси, каршеринга, службам доставки, курьерам и экспедиторам, а также осуществлять движение между городами. Именно корпоративный сегмент создает постоянный устойчивый спрос на электрозарядки, что будет драйвером развития зарядный сетей.

В России сегодня уже реализованы комплексные проекты запуска корпоративных электропарков в Сочи, Краснодаре на базе цифровой платформы [9]. В Сочи работает таксопарк, состоящий исключительно из электомобилей – 30 машин марок Tesla Model 3 и Jac EV7. В декабре 2021 года парк из десяти китайских электрокаров Jac вышел на линию в Краснодаре.

Во Владивостоке в июне 2022 года запустили проект электрокаршеринга из 15 новых электромобилей JAC iEV7S. Автопарк планируют расширить до 70 единиц к концу этого года, и до 100 – в следующем.

На сегодняшний день рынок электрозарядок в России на стадии раннего роста. Развитие сети быстрых станций требует инвестиций от 2 500 000 рублей, а также технологического присоединения, мощностей для ее подключения от 60 кВт, решения юридических вопросов и программного обеспечения для управления инфраструктурой.

Однако уже сейчас зарядные станции устанавливают не только государственные, но и частные организации. При использовании грамотного IT-решения, маршрутизирующего электрокары к зарядным станциям и управляющего равномерной загрузкой ЭЗС в течение суток, срок окупаемости инвестиции достигает 2-3 лет. Динамика роста количества электрокаров в России ведет к снижению этого срока.

Ключевым барьером для взрывного развития электрозарядной инфраструктуры в России сегодня является отсутствие стабильного производства электромобилей. Однако в 2022 году сразу несколько производителей объявили о выпуске как легковых [10], так и грузовых электрокаров [11].

В марте 2022 года компания «Моторинвест» и Липецкая область заключили специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Минпромторгом. Компания инвестирует 13 млрд руб. в течение 11 лет. К окончанию СПИКа будет произведено более 242 000 электромобилей. Первые образцы автомобилей уже прошли тестирование на сети зарядных станций в Москве в июне 2022 года.

Географическая близость к транспортным узлам, ведущий производитель стальной продукции «НЛМК», прзводитель аккумуляторов АО «Энергия» и другие промышленные предприятия Липецкой области, – причины выбора именно этого региона для реализации СПИКа.

Первые модели электромобилей будут выпускаться под брендом Evolute. Среди них: седан C-класса i-PRO с запасом хода 420 км и скоростью быстрой зарядки 36 минут, минивэн 410 км и скоростью зарядки 35 минут, кроссовер i-JOY 405 км и скоростью зарядки 30 минут, внедорожник i-JET 500 км и скоростью зарядки 35 минут соответственно.

Пробег электрокаров превышает показатели популярных моделей Nissan Leaf (40 кВт) – 270 км, и Tesla Model 3 Standart – 340 км.

При этом Минпромторг уже объявил о повышенной субсидии на российские электромобили по сравнению с авто с ДВС – 35% от стоимости, но не более 925 тыс. рублей. Субсидия предоставляется при покупке авто в лизинг и кредит.

Стоимость российских электромобилей

Сегодня разница между стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет примерно 750 тыс. рублей. При этом эксплуатация электротранспортного средства уже может быть более выгодной, чем использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, если электромобиль будет проезжать не менее 45 тыс. километров ежегодно в течение не менее пяти лет.

Экономия от потребления топлива и обслуживания возместит разницу суммы, что делает выгодным использование электромобиля, как минимум, в качестве такси и для краткосрочной аренды автотранспортного средства (каршеринг) в условиях города (сопоставление проводилось для Nissan Leaf и Skoda Octavia).

Jac EV7

1.jpg

Evolute i-JET

2.jpg

Tesla Model 3 Standart

3.jpg

При реализации планов производителей электрокаров следующей задачей будет ввод машин в эксплуатацию корпоративными парками. Управление электропарком отличается от управления парком автомобилей с ДВС. Важно учитывать технические особенности, где ключевым является уровень деградации батареи, и понимать, что электромобиль – это умный гаджет, который требует настройки для стабильной зарядки на станциях. И поскольку прошивка зарядных станций регулярно обновляется, настройку автомобилей также необходимо проводить регулярно. С этой задачей может справиться специальное программное обеспечение, объединяющее функции управления зарядной сетью и электропарком.

Субсидии правительства на развитие инфраструктуры 2022

В марте 2022 года Правительство приняло постановление [12], утверждающее правила предоставления субсидий на приобретение и установку электрозарядных станций. Несмотря на санкции и другие ограничения, связанные с СВО, энерго-транспортная трансформация России остается в приоритете, как и развитие отечественного автомобилестроениия в целом.

Вместе с тем производителям электромобилей нужен внутренний рынок сбыта, который невозможно развивать без зарядной инфраструктуры.

В 2022 году правительство анонсировало субсидирование установки станций в нескольких регионах: Крым, Татарстан, Краснодарский край, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Сахалинская области и город Севастополь. Именно эти регионы были утверждены приоритетными в Концепции развития электротранспорта.

И отдельно выделены деньги на зарядки по трассе М-4 «Дон» для обеспечения транспортной доступности южных регионов. Это Краснодарский край, Воронежская, Липецкая, Московская, Ростовская, Тульская области.

Сформированы требования для получателя субсидии:

  • - российское юридического лицо;
  • - все налоги, пени, задолженности, штрафы уплачены;
  • - не ведутся процедуры банкротства и реорганизации действующей организации;
  • - среди членов правления, руководителей и главного бухгалтера нет никого в реестре дисквалифицированных лиц;
  • - ранее организация не получала субсидии на установку зарядной станции.

Всего можно получить 2 760 000 рублей. Из них 60%, но не более 1 860 000 рублей на покупку станции и 30%, но не более 900 000 рублей на технические работы и установку станции. Также владельцы зарядных станций от 150 кВт получают налоговые льготы, в частности инвестиционный налоговый кредит, повышающие коэффициенты к норме амортизации и освобождение от налога на имущество.

Правительство определило технические характеристики станций, подходящих под субсидии:

  • - мощность – от 149 кВт;
  • - одновременная зарядка двух автомобилей;
  • - три коннектора; Обязательное наличие GB/T; CCS2 или CHAdeMO – на выбор;
  • - кабель длиной от 4 метров.

Такие требования были установлены с прицелом на необходимость уменьшения времени зарядки и на рост объемов азиатских электрокаров, где основной коннектор GB/T.

Nissan Leaf

4.jpg

Evolute i-JOY

5.jpg

При обсуждении характеристик зарядных станций участники рынка отмечали, что в России нет ни одной подобной установленной станции и никто не имеет подобного опыта производства.

Кроме того, для установки такой станции потребуется подвести сетевую мощность не менее 160 кВт, но в большинстве регионов сети не готовы к подобному многократному увеличению нагрузки. Следовательно стоимость присоединения к сетям многократно возрастает: от 40–200 тыс. до 5–7 млн руб. Из-за чего концерн «Ростех» направлял в правительство предложение снизить планку по мощности станций до 100 кВт.

При этом «Россети» отметили, что сумма субсидий достаточна «при условии реализации прогноза роста парка электротранспорта в РФ и его качественных характеристик в части емкости батареи и запаса хода».

Отечественные компании уже начали производить зарядные станции с необходимыми характеристиками. Первые станции планируют устанавливать уже в сентябре 2022 года.

Прогноз развития зарядных сетей и влияния на развитие городов

Сеть быстрых зарядных станций в России будет развиваться как модель больших зарядных хабов, где предусмотрены кафе, магазин, отель для комфортного ожидания. В Москве уже работает такой хаб [13] на одной из заправочных станций «Нефтьмагистраль».

Существующие заправочные станции, отели и кафе, расположенные в удобной транспортной доступности и обладающие достаточными свободными мощностями, также будут оснащены зарядными станциями для привлечения электромобилистов.

При значительном росте количества электромобилей вырастет объем потребляемой электроэнергии в городах. Это потребует новых решений в области перераспределения энергии. Какие решения есть сейчас:

  • - технология управления корпоративными электрофлитами, позволяющая распределить зарядные сессии по времени так, чтобы не создавать дополнительные нагрузки на электросети в часы пик и увеличить потребление в периоды наименьшего потребления электроэнергии;
  • - использование накопителей энергии в производстве электрозарядной инфраструктуры;
  • - использование возобновляемых источников энергии при строительстве зарядных хабов.

Пока нет собственного производства электромобилей, к сожалению, полностью рассчитывать на поставки азиатских авто нельзя. Сегодня, все, что привозится изза рубежа – это серый импорт, без одобрения типа транспортного средства (оттс), и не может использоваться в коммерческом сегменте.

***

До 2024 года в России планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и установить 9 400 зарядных станций по всей стране, из которых 2900 – быстрые

Сегодня актуальна задача запуска отечественного автопроизводства. Наиболее вероятный механизм реализации – локализация электромобильного производства восточных стран, в первую очередь Китая

При значительном росте количества электромобилей вырастет объем потребляемой электроэнергии в городах

В 2022 году сразу несколько отечественных производителей объявили о выпуске как легковых, так и грузовых электрокаров!

Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации «О принятии Парижского соглашения» http://government.ru/docs/37917/
  2. https://mintrans.gov.ru/documents/1/3218
  3. https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22758
  4. https://www.mos.ru/news/item/91918073/
  5. https://www.gizmochina.com/2022/06/12/china-87000- new-ev-charging-stations-may-2022/
  6. http://static.government.ru/media/files/bW9wGZ2rDs3Bke ZHf7ZsaxnlbJzQbJJt.pdf
  7. https://electro.cars/tpost/oo2zphypp1-puteshestvie-izpeterburga-v-moskvu-s-el
  8. https://electro.cars/tpost/f2i6tyo6c1-na-elektrokare-do-sochi
  9. https://electro.cars/
  10. https://74.ru/text/auto/2022/03/24/70527038/
  11. https://evm.eco/
  12. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики»» http://government.ru/docs/all/140043/
  13. https://electro.cars/tpost/5p50i5llv1-sostoyalos-otkritiepervogo-v-rossii-ele
Syngaz_UZ_Modul_А4 5mm_2022_RU.jpg