Статья

Нефтяной фактор Великой Победы

Автор: АЛЕКСАНДР МАТВЕЙЧУК, Кандидат исторических наук, действительный член РАЕН
Девятого мая этого года наша страна отмечает 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, самого волнующего, большого и значимого события в многовековой истории России. Неотъемлемой частью ратной летописи 1941–1945 годов является и беспримерный трудовой подвиг работников отечественной нефтяной промышленности.

В начале военного лихолетья

Солнечным утром 22 июня 1941 года москвичи, открыв воскресный выпуск газеты «Известия», на первой полосе увидели статью с оптимистическим заголовком «Нефтяная промышленность выполнила двухдекадный план». А тем временем уже с 4 часов утра в приграничных районах западной части страны шли ожесточенные бои – нацистская Германия вероломно напала на Советский Союз.

Особенно трагическим стал начальный период войны. За три первых месяца Красная Армия под напором превосходящих сил противника с кровопролитными боями была вынуждена отступить вплоть до дальних подступов к Москве. Враг захватил в качестве трофеев 6,5 тыс. танков, 7 тыс. орудий и минометов, большие запасы горючего и боеприпасов. К концу сентября 1941 года были полностью разгромлены войска приграничных округов СССР численностью 5 млн человек. Общие потери Красной Армии составили 3,7 млн убитыми и пленными.

В приграничных округах находилось 28,7% нефтепродуктов мобилизационного резерва Наркомата обороны СССР. На начало войны Служба горючего Красной Армии располагала 247 стационарными складами и базами горючего суммарной емкостью по наливу 653 тыс. м3, по тарным продуктам и имуществу – до 2 тыс. вагонов. Подавляющее большинство армейских складов горючего РККА располагалось в приграничных военных округах. Только за первую неделю войны в результате действий вражеской авиации было потеряно 73 стационарных склада емкостью 171 тыс. м3. За последующие три месяца Служба горючего Красной Армии лишилась еще 160 тыс. тонн топлива текущего довольствия и 300 тыс. тонн мобилизационного резерва. Всего лишь 60 тыс. тонн горючего удалось эвакуировать из зоны боевых действий. Значительное число самолетов, танков, автомобилей на западных границах СССР, лишенных топлива и защиты, было уничтожено.

Первая неделя катастрофических потерь Красной Армии заставила правительство начать подготовку к крайним мерам. 26 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», 29 июня ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР обратились к партийным и советским органам прифронтовых областей со специальной директивой. Лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!» определил всю дальнейшую жизнь страны. На следующий день было принято совместное постановление Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о создании Государственного комитета обороны во главе с И.В. Сталиным (ГКО). Новый государственный орган в условиях военного времени принял на себя «всю полноту власти». Его постановления имели силу законов.

Летом и осенью 1941 года Красной Армии пришлось сражаться в экстремальных условиях, при остром дефиците боеприпасов и горючего, против опытного противника, обладавшего боевым опытом, современной военной техникой и отлаженной системой материально-технического обеспечения. Как никогда Вооруженные Силы СССР нуждались в горючем и смазочных материалах.

15 июля на заседании ГКО было принято постановление «Об увеличении плана производства авиабензинов на III квартал 1941 года». Оно поставило перед Наркоматом нефтяной промышленности СССР сложнейшие задачи по обеспечению топливом авиационных соединений. 30 июля ГКО приняло постановление «О мерах по развитию добычи и переработки нефти в восточных районах СССР и Туркмении». Им предусматривалось увеличение мощности нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов, форсирование строительства Уфимского, Сызранского, Саратовского, Ишимбаевского и других НПЗ.

30 сентября в передовой статье газеты «Правда» было сказано: «Современная война – это война моторов, немыслимых без нефти, без бензина, без масел. Нефть – хлеб современной войны механизированных армий». Устойчивое и полное снабжение армии и флота моторным топливом было в ряду самых острых проблем, вставших перед руководством страны. В июне-июле в повестке Государственного комитета обороны неизменно значились вопросы по увеличению производства авиационного бензина и смазочных масел.

Эшелоны идут на Восток

Сложнейшие обстоятельства первых дней и месяцев войны, наряду с просчетами советского партийно-политического руководства и военного командования, создали реальную угрозу потери важных экономических районов страны. Это потребовало срочных мер по обеспечению безопасности людей и промышленного потенциала.

24 июня было принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о создании чрезвычайного органа – Совета по эвакуации. Перед ним была поставлена задача организовать срочное перебазирование промышленных предприятий и их трудовых коллективов на восток страны. 17 июля ГКО принял постановление «О размещении эвакуируемых предприятий», в котором, в том числе, были определены места будущей дислокации Херсонского, Одесского, Бердянского и Туапсинского НПЗ – в Сызрани, Краснокамске, Орске и Красноводске.

В соответствии с постановлением ГКО от 30 июля «О мероприятиях по развитию добычи и переработки нефти в восточных районах СССР и Туркмении» и приказом наркома нефтяной промышленности Ивана Седина от 1 августа 1941 года из системы «Азнефтекомбината» были перебазированы в восточные районы страны трест «Азнефтеразведка», Экспериментальная контора турбинного бурения, завод нефтяного машиностроения «Красный пролетарий», машиностроительный завод имени Мясникова и другие предприятия. В общей сложности только из Азербайджана в 1941–1942 годах в восточные области страны вместе с заводским и нефтепромысловым оборудованием было перебазировано более 11 тыс. квалифицированных специалистов различных профессий.

Следует подчеркнуть, что восстановление эвакуированных предприятий на новых местах проходило с большими сложностями. Дефицит необходимых производственных площадей и строений, инженерных коммуникаций, энергии, водоснабжения, жилых помещений – это лишь часть того комплекса острых проблем, с которым столкнулось руководство эвакуированных предприятий.

С лета 1941 года начала перестраиваться и система управления нефтяной промышленностью. В Уфу были эвакуированы следующие главки и отделы Наркомнефти: Главное управление нефтяного машиностроения, Главное управление газовой промышленности, Главное управление технического снабжения, а также ряд вспомогательных отделов. В Сызрань было переведено Главное управление добычи нефти, в Саратов – Главное управление переработки нефти, в Куйбышев – Главное управление разведки нефти и газа, а также аппарат наркома. В Москве оставалось небольшое представительство во главе с заместителем наркома Николаем Чекрыжевым.

Осенью 1941 года началось грандиозное сражение под Москвой. Одержав ряд больших побед на подступах к городу, германские части приближались к столице. Однако чем ближе к Москве, тем ожесточеннее становился отпор, несмотря на сложное состояние частей Красной Армии, которым порой не хватало техники, оружия, боеприпасов.

В ходе Московской битвы в декабре 1941-го серьезное испытание прошли Управление снабжения горючим Наркомата обороны и Главное управление по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами. Все потребности в моторном топливе удалось обеспечить без срывов, общий расход составил 294 тыс. тонн, из них около 80% потребовалось только на наступательную операцию.

А вот состояние вражеских войск выявило серьезные для германского командования проблемы: работавшие на синтетическом топливе танковые и авиационные моторы в условиях русской зимы выходили из строя. А у немецких снабженцев не оказалось ни антифриза, ни зимних смазочных масел.

В конце 1941 года ГКО принял масштабную программу развития нефтяной промышленности в восточных районах страны. Намечалось к концу 1942 года увеличить там среднесуточную добычу нефти в 1,5 раза по сравнению с августом 1941-го. По итогам 1941 года в СССР на волне небывалого патриотического подъема было добыто 33 млн тонн, почти на 2 млн тонн больше, чем в довоенном 1940-м, в том числе промыслы Апшеронского полуострова дали 23,5 млн тонн нефти.

В огненной полосе 1942 года

В начале 1942 года германское командование, оправившись от поражения под Москвой, приступило к подготовке новой наступательной операции в России под кодовым названием «Блау». Директивой Гитлера №41 от 5 апреля 1942 года было предусмотрено нанести удар в южном направлении и отторгнуть Кавказ и Апшеронский полуостров от СССР, завоевав тем самым господствующее стратегическое положение, а также лишив Советский Союз путей сообщения с союзниками по антигитлеровской коалиции.

Лето и начало осени 1942 года принесли череду неудач для Красной Армии – в Крыму и под Харьковом. 10 августа фашистами был оккупирован Майкоп, 22 августа – Краснодар, а 25 августа и Моздок. Прифронтовым городом стал Грозный.

В связи с угрозой наступления фашистских войск 13 сентября 1942 года ГКО принимает постановление №2298 сс. «О демонтаже грозненских нефтеперерабатывающих заводов», что вскоре весьма ощутимо сказывается на поставках горючего в армию. Когда фашистские войска вышли в район Моздока, на подступах к Грозному развернулись жестокие бои. 10 октября город буквально вспыхнул от обрушившихся на него бомбардировок. Разрушены были здания и сооружения, сгорели резервуары с нефтью, вышли из строя около 100 скважин. Тем не менее захватить район или вывести его полностью из эксплуатации противнику не удалось.

Понимание этой серьезной угрозы привело к принятию 22 сентября Государственным Комитетом Обороны важнейшего постановления «О мероприятиях по всемерному форсированию увеличения добычи нефти в «Казахстаннефтекомбинате», «Пермьнефтекомбинате» и в трестах «Бугурусланнефть», «Сызраньнефть», «Ишимбайнефть», «Туймазанефть», «Туркменнефть», «Калининнефть» и «Ворошиловнефть». Данное постановление стало своего рода рубежом в государственной политике в нефтегазовой сфере и явилось развернутой программой строительства нефтяной промышленности на Востоке. К концу 1942 года в восточных районах планировалось увеличение среднесуточной добычи нефти в 1,5 раза по сравнению с августом того же года. До конца декабря здесь должно было быть пробурено эксплуатационным бурением 200 тыс. метров, а разведочным – 93 тыс. 350 метров.

К решению важнейшей задачи по скорейшей разработке месторождений «второго Баку» подключились советские ученые. 3 июня 1942 года решением Президиума Академии наук СССР была создана Евгением Чудаковым Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны. К ее работе кроме научных сотрудников АН СССР были привлечены работники союзных наркоматов нефтяной промышленности, руководители промышленных предприятий региона, профессорско-преподавательский состав вузов Поволжья и Прикамья. Нефтяную секцию комиссии возглавил академик Сергей Намёткин, директор Института горючих ископаемых АН СССР.

В 1942 году в СССР было отмечено существенное падение объемов нефтедобычи, было произведено только 22 млн тонн, в том числе на промыслах Апшеронского полуострова – 15 млн 709,5 тыс. тонн нефти. Здесь сказался целый комплекс негативных факторов. О громадном ущербе, причиненном нефтяной промышленности СССР действиями противника, говорят, в частности, показатели финансовых отчетов Наркомнефти. Так, расходы и потери за 1941 год были определены в размере 19 млн 647 тыс. рублей, а за 1942 год – в 55 млн 645 тыс. рублей. Действия вражеской авиации поставили под угрозу транспортировку нефтепродуктов по Волге и по железным дорогам, в результате на Апшеронском полуострове добыча из целого ряда продуктивных нефтяных скважин была приостановлена. Ухудшилось материально-техническое снабжение нефтедобывающих предприятий. Массовый призыв квалифицированных специалистов, мужчин-нефтяников в ряды Красной Армии также негативно сказался на состоянии производственных процессов в отрасли.

В ходе коренного перелома

Следующий 1943 год стал годом коренного перелома не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в деятельности советского тыла. Несмотря на спад добычи нефти, потребности Красной Армии в моторном топливе и смазочных материалах удовлетворялись в полной мере. Громадными усилиями тружеников отрасли в ходе судьбоносной Сталинградской битвы удалось обеспечить горючим потребности Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов.

В тот период интенсивно работал Саратовский НПЗ, перерабатывая 5 тыс. тонн нефти ежесуточно. Отсюда бензин отправлялся прямо на передовую. Самолеты Люфтваффе подвергали завод ожесточенным бомбардировкам, но остановить производство им не удалось.

Об объеме поставок моторного топлива говорят такие цифры: расход горючего за наступательную операцию «Уран» составил 94,2 тыс. тонн, а общее потребление на весь период Сталинградской битвы – 187,9 тыс. тонн. В результате победы Красной Армии стратегические планы гитлеровского командования по завоеванию нефтяных месторождений Закавказья полностью провалились.

В начале 1943 года перешли в наступление соединения Красной Армии на Северном Кавказе. 12 февраля был освобожден Краснодар, и началась большая работа по восстановлению нефтяной промышленности Северного Кавказа. Многие нефтяники были демобилизованы, из восточных районов вернули часть ранее эвакуированного оборудования.

Надо отметить, что к тому времени произошли существенные изменения в советском оборонном комплексе. Промышленность СССР сумела произвести больше боевой техники и вооружений, чем фашистская Германия и ее сателлиты. Орудий, минометов, танков и самоходной артиллерии было произведено больше, чем в 1941 году, в пять раз, боевых самолетов – в 2,5 раза, боеприпасов – почти в два раза. Лучшим танком Второй мировой войны стал Т-34, обладавший высокой маневренностью, прочной броней, мощным дизельным мотором. Увеличение производства самолетов и бронетехники позволило советскому командованию приступить к формированию воздушных и танковых армий, обеспечивших дальнейшие стратегические успехи Красной Армии.

Полностью удовлетворяя топливные потребности Красной Армии, советский тыл в то же время находился в сложном состоянии. Острая нехватка нефтепродуктов вызвала развертывание широкомасштабной кампании за повсеместную экономию жидкого горючего, а также максимальное использование различных органических веществ в качестве топливных добавок для автомобильного транспорта. Кроме того, получила широкое развитие практика установки на автомобили газогенераторных установок, работающих на древесном топливе.

Открытие и эксплуатация Елшанского месторождения природного газа в Саратовской области позволили существенно снизить потребление автомобильного бензина. 19 сентября 1942 года прямо из скважины №4 на Елшанском месторождении в обычный кислородный баллон под давление 35 атм. был заправлен грузовик ЗИС-5, который без проблем преодолел 30-километровое расстояние до Саратова. Это стало убедительным основанием для принятия местными органами власти решения о массовом переоборудовании на газовое топливо всего городского автомобильного парка.

Наступательные операции по освобождению от врага территории СССР, а затем и восточноевропейских стран, потребовали непрерывного наращивания потребления горюче-смазочных материалов для соединений и частей Красной Армии. В 1943 году оно составило 123% к показателю 1942 года, в 1944-м – 145%, а в 1945-м – 172%.

На рубежах «второго Баку»

Волго-Уральский район, получивший звучное название «Второе Баку», стал полигоном для испытания и внедрения новых способов добычи и переработки нефти. Удельный вес «второго Баку» в общесоюзной нефтедобыче уже в 1942 году составил 8,1% против 6% в 1940-м.

В годы войны в Башкирской АССР, Куйбышевской и Молотовской областях было успешно внедрено турбинное бурение. При этом способе увеличивалась скорость проходки, удлинялся срок службы оборудования. Именно тогда начал применяться крупноблочный монтаж буровых вышек, что ускоряло разбуривание нефтяных месторождений. В последний день 1942 года специалисты Краснокамской конторы турбинного бурения Молотовнефтекомбината впервые в мире начали турбинное бурение опытной наклонно-направленной скважины. В последующем подобным способом на Краснокамском нефтяном месторождении было пробурено 208 наклонных скважин.

В 1943–1944 годах на промыслах Доссора и Маката в Эмбинском районе стали активно применять заводнение нефтяных пластов для увеличения добычи. На Ишимбаевском промысле в Башкирии был внедрен метод обработки забоев скважин соляной кислотой.

Значительная часть добытого сырья шла теперь на крекирование. Нашли свое применение пирогенная трубчатка, алкилирование бензола, коксовые кубы, методы комбинированной очистки и вторичной перегонки нефти. Удельный вес бензина в выходе нефтепродуктов за годы войны поднялся с 20 до 30–35%. В результате применения риформинга низкооктановых лигроинов увеличился выход компонентов авиабензина и танковых топлив.

За освоение «второго Баку» многие нефтяники получали премии, правительственные награды, удостаивались ученых степеней и званий.

25 июля 1943 года на Шунгуровской скважине №1 (Верейское-Намурианское месторождение) в Татарской АССР был получен промышленный приток нефти. Это событие дало новый мощный импульс дальнейшей разработке перспективной нефтеносной площади. В сентябре из разведочной скважины №5 на Кинзебулатовском месторождении в Башкирии был также получен первый фонтан нефти.

Героический труд советских нефтяников в годы войны неоднократно был удостоен высоких правительственных наград. Впервые в отрасли 24 января 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За выдающиеся заслуги в деле увеличения добычи нефти, выработки нефтепродуктов, разведки новых месторождений и бурения нефтяных скважин» присвоено звание Героя Социалистического труда: народному комиссару нефтяной промышленности И.К. Седину, начальнику «Азнефтекомбината» С.А. Везирову, начальнику «Грознефтекомбината» В.С. Федорову, главному геологу треста «Азизбековнефть» Б.К. Баба-Заде, главному геологу «Башнефтекомбината» А.А. Трофимуку, буровому мастеру треста «Сталиннефть» Р.А. Рустамову.

При этом в 1944 году благодаря невиданным усилиям нефтяников удалось преодолеть падение добычи, имевшее место в течение предыдущих лет. По сравнению с 1943 годом был даже получен незначительный прирост – на 1,5%.

Знаковой датой стало 9 июня 1944 года, когда в Куйбышевской области, в Яблоновом овраге из скважины №41 был получен фонтан первой в СССР девонской нефти. Суточный дебит скважины составил 212 тонн. А в Башкирской АССР 26 сентября скважиной №100 с дебитом 200 тонн в сутки было открыто не менее значимое Туймазинское месторождение девонской нефти.

Трудовой подвиг советских нефтяников обеспечил весомый вклад в достижение победы над врагом. В период 1941–1945 годов из недр Волго-Уральского региона было извлечено 11 млн тонн нефти. И если в 1940 году удельный вес «второго Баку» в общей добыче нефти СССР составлял всего 6%, то в 1945-м этот показатель возрос более чем в два раза и достиг 14,6%.

В завершающий год Великой Отечественной войны советским нефтяникам удалось увеличить объем нефтедобычи еще более чем на 1 млн тонн и выйти на рубеж 19 млн 436 тыс. тонн, что составило 62% от довоенного уровня. Всего в военный период в СССР были открыты 34 нефтяные и газовые месторождения, из них 21 – в восточных районах. Таким образом, между Волгой и Уралом были созданы основы новой сырьевой базы страны.

Всё для фронта! Всё для победы!

Героический труд нефтяников сыграл огромную роль в обеспечении сырьем и нефтепродуктами важнейших военно-промышленных центров страны и в подготовке контрнаступления наших войск под Москвой, Сталинградом, в Курской битве, а затем и в освобождении территорий Белоруссии, Украины и восточноевропейских стран. Лозунг «Нефть – фронту!» стал их боевым призывом на все годы войны. Одним из способов повышения эффективности нефтяной промышленности в военный период стало развертывание массового социалистического соревнования среди работников.

13 мая 1942 года ГКО принял постановление «Об учреждении переходящих Красных знамен Государственного Комитета Обороны», а 25 мая того же года последовало постановление «Об организации Всесоюзного социалистического соревнования предприятий нефтяной промышленности». Здесь инициатором выступили трудовые коллективы промысла №2 треста «Сталиннефть», конторы бурения «Орджоникидзенефть», нефтеперерабатывающего завода им. Андреева и машиностроительного завода им. лейтенанта Шмидта.

В ходе Всесоюзного соревнования под девизом «Всё для фронта! Всё для победы!» родились многочисленные инициативы и почины: движение скоростников, многостаночников, общественные смотры организации труда «Не числом, а умением». Повсеместно в отрасли создавались комсомольско-молодежные фронтовые бригады. Уже в 1944 году на нефтяных промыслах и нефтеперерабатывающих заводах страны работало 800 таких бригад, в которых трудилось более 10 тыс. человек. Девизами этих трудовых коллективов были лозунги «В труде – как в бою!» и «Одну норму за себя, вторую – за товарища, ушедшего на фронт!».

Следует отметить активное участие работников нефтяной промышленности в патриотическом движении по оказанию всенародной помощи фронту. Труженики отрасли участвовали в создании Фонда обороны, куда регулярно отчислялся двух- и трехдневный заработок. В трудовых коллективах отрасли успешно были реализованы облигации всех четырех военных займов. Свои сбережения нефтяники внесли на строительство именных эскадрилий истребителей: «Куйбышевский нефтяник», «Башкирский нефтяник», «Молотовский нефтяник», «Геофизик Башкирии», «Сызранский бурильщик», «Охтинский нефтяник». На поля сражений были отправлены и танковые колонны «Ставропольский нефтяник», «Нефтяник Казахстана», «Нефтяник Ухты».

Нефтяники оказывали советским воинам и большую моральную поддержку. Производственные коллективы брали шефство над отдельными армейскими подразделениями, осуществляли оживленную переписку, направляли свои делегации на фронт, посылали на передовую посылки, теплые вещи.

Труженики отрасли участвовали в подготовке боевых резервов Красной Армии, проявляли особую заботу о семьях военнослужащих и инвалидах Отечественной войны, помогая им устроиться на работу и получить квалификацию, а также улучшить материально-бытовые условия. Проявляли заботу о детях, родители которых погибли на фронте, шефствовали над детскими домами.

Великая Отечественная война стала самым тяжелейшим испытанием для нашей страны за всю ее историю. Она ворвалась в каждый дом, каждую семью и длилась 1418 дней и ночей. Более 27 млн наших соотечественников отдали жизнь за Отчизну. И наряду с бессмертным подвигом советских воинов, отстоявших на фронте честь и свободу Родины, мы сегодня отдаем должное и героизму тружеников тыла, работников нефтяной промышленности. Они проявили исключительную стойкость, самоотверженность в преодолении немыслимых трудностей военного времени и сумели на всех этапах войны полностью обеспечить потребности в нефтепродуктах частей и соединений Вооруженных Сил СССР.