16 сентября 2021 Статья

НДПИ на газ: отрыв от реальности

Автор: БОРИС ЛУЦЕТ, Кандидат экономических наук
Действующие принципы налогообложения в газовой отрасли формулировались в 2013-2014 годах. С тех пор ключевые элементы газового НДПИ не подвергались концептуальным изменениям, если не считать уточнений в основном технического характера и корректировки льгот. Их нормативное определение закреплено в статьях 342, 342.4 и (частично) 342.5 Налогового кодекса РФ.
Попробуем кратко определить, насколько действующие положения указанных статей соответствуют текущим реалиям. Учитывая достаточно сложный порядок определения окончательной подлежащей уплате суммы налога, рассмотрим лишь ценовые параметры в том их виде, который имеет место в настоящее время в формулировках действующих нормативных актов.

Немного истории

До 1 июля 2014 года ставки НДПИ в отношении природного газа и газового конденсата устанавливались в рублях за 1 тыс.м3 (тонну), при этом предусматривалась их ежегодная индексация. С указанной даты в соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 №263-ФЗ реальная величина налоговой ставки стала определяться путем умножения ее номинальной величины (35 рублей за 1 тыс. м3 для газа и 42 рубля за тонну для конденсата) на базовое значение единицы условного топлива Еут и коэффициентов. Общим для газа и конденсата является коэффициент Кс, характеризующий сложность добычи. Помимо этого, при исчислении налога по природному газу был предусмотрен учет показателя Тг, отражающего расходы на транспортировку.

Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ [1] был внесен ряд уточнений в порядок определения Еут, а для расчета налога по конденсату был введен коэффициент Ккм, после чего система налогообложения в газовой отрасли была в целом сформирована. В дальнейшем, с 1 января 2019 года, для конденсата был введен дополнительный коэффициент Кман. Это было связано с необходимостью корректировки фискальной нагрузки в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли (Федеральный закон от 03.08.2018 N 301-ФЗ [2]).

Таким образом, принципы определения налоговой нагрузки на природный газ зафиксированы с 2014 года.

Значение единицы условного топлива Еут неспроста названо базовым – именно в нем «зашиты» правила изменения налоговой нагрузки в газовой отрасли в зависимости от цен на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому решения о донастройке уровня изъятий в дальнейшем принимались именно применительно к этой величине, однако решения эти в основном заключались в изменении того или иного числового коэффициента. Между тем сама методология определения ценовых параметров в целях налогообложения, заложенная в формулу Еут, с 2014 года осталась неизменной – несмотря на многочисленные изменения, произошедшие с тех пор как в принципах ценообразования на рынках, так и в подходах к фискальному регулированию отраслей ТЭК.

На настоящий момент формула выглядит следующим образом:

f1

Коэффициент Кгп для каждого конкретного налогоплательщика является константой, а доля добытого газа Дг может считаться индивидуальной характеристикой конкретного участка недр.

Таким образом, можно видеть, что величина налоговой нагрузки поставлена в зависимость от цен на газ и конденсат – через величины Цг и Цк соответственно. Порядок формирования именно этих величин и представляется наиболее интересным с точки зрения экономической обоснованности налоговой нагрузки в газовой отрасли.

Поскольку каждая из этих величин в свою очередь рассчитывается по определенным формулам, необходимо изучить каждую из них.

Цена природного газа

Величина Цг рассчитывается по формуле:

f2

и является производной от суммы внутрироссийской и экспортной цены газа, скорректированных в зависимости от доли реализации газа на внутреннем рынке.

В свою очередь, экспортная цена рассчитывается по формуле:

f3

в которой Цдз – расчетная цена реализации газа за пределы территорий стран-участниц Содружества Независимых Государств, Стп – ставка вывозной таможенной пошлины на газ горючий природный, а Рдз – расходы на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств-членов Таможенного союза (при его реализации за пределы территорий государств-участников СНГ).

Порядок определения и внутрироссийской и экспортной расчетной цены делегирован Правительству РФ, которое и утвердило его своим постановлением от 10.02.2015 N 107 [3]. С момента утверждения, то есть за прошедшие шесть с лишним лет, данный порядок пересмотру не подвергался. Поэтому особый интерес представляет вопрос о том, насколько он соответствует реальному положению дел на рынках.

Согласно вышеуказанному постановлению, расчетная экспортная цена газа Цдз определяется по формуле:

f4

где М и G –соответственно средняя цена на мазут и газойль за девять календарных месяцев, предшествующих налоговому периоду, а Квал – среднее за предыдущий месяц значение курса доллара.

То есть до настоящего времени расчетная цена экспорта газа в целях налогообложения определяется в привязке к корзине нефтепродуктов с большим временным лагом.

Вместе с тем, мировые рынки газа в большей своей части значительно отступили от формульного метода с привязкой к нефтяной корзине и в основном ориентируются на совершенно иные методы ценообразования. По данным EY, за последнее десятилетие доля европейских контрактов, привязанных к нефтяным котировкам, сократилась с почти 60% до 20% (здесь и далее ссылки на EY приводятся по источнику [4]). При этом 64% контрактов относятся к трубопроводному импорту, а 35% – к поставкам СПГ в Испанию, Францию, Италию, Турцию, Португалию, Польшу и Грецию. Соответственно, по результатам прошлого года на рыночное ценообразование («газ-газ») приходилось 80% всех поставок (то есть около 430 млрд м3), а в Северо-Западной Европе и вовсе 96% (см. «Структура ценообразования потребляемого в Европе газа»).

Структура ценообразования потребляемого в Европе газа

Аналогичным образом трансформируется и структура российского экспортного портфеля. Уже в 2019 году 57% контрактов «Газпрома» индексировались по газовым хабам[ 5]. В текущем же году, как сообщила глава «Газпром экспорта» и заместитель главы «Газпрома» Елена Бурмистрова, 56,1% в структуре экспортных продаж газа «Газпрома» привязан к спотовым индексам, а 30,9% –к форвардным контрактам. И всего лишь 13% поставляется с привязкой цены к стоимости нефтяной корзины [6].

По данным EY, корреляция между ценами, индексированными по нефти, и ценами, формируемыми на спотовом рынке, снизилась с 0,72х в 2013-2015 годах до 0,14х в 2020-2021 годах (см.«Корреляция между ценами на газ в Европе»).

Корреляция между ценами на газ в Европе

Это, пусть с определенной долей условности, можно считать и иллюстрацией того, насколько «налоговая» расчетная цена перестала коррелировать с реальной рыночной с момента своего утверждения.

В итоге расчетная экспортная цена газа Цдз, определенная в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ, за август текущего года составила 15839 руб./тыс.м3. При том, что котировки на хабе TTF за этот же месяц не опускались ниже 400 евро/тыс.м3 [7].

Но и эта цена в целях налогообложения не окончательная. Как видно из формулы, она уменьшается на расходы на транспортировку и хранение газа Рдз, помимо корректировки на экспортную пошлину. Тем же постановлением Правительства установлена фиксированная величина данного показателя в валюте – $44/тыс.м3. И она также не подвергалась корректировке за весь период действия постановления. По расчетам ФАС, на текущий год это 3274 руб./тыс.м3. [8]

Итого для исчисления налога в августе 2021 года принимается расчетная экспортная цена в размере 7813, 3 руб./тыс.м3 .

По замыслу законодателя, повышенная доходность экспортных операций должна быть учтена при расчете налога посредством специального коэффициента Кгп, который в формуле Еут предусмотрен в качестве множителя. В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом РФ он установлен для «Газпрома» и его дочерних обществ в размере 1,4441. Однако даже после корректировки на этот коэффициент экспортная цена газа в целях налогообложения за август составит 11283,2 руб./тыс.м3. Любой эксперт может сделать вывод о том, насколько такая цена соответствует рыночным реалиям и тем финансовым результатам, которые формируются за счет экспорта.

Отдельно следует отметить, что речь идет о величине налоговой ставки, полученной до применения коэффициента сложности добычи Кс.

Исходя из этого, экспортная налоговая составляющая НДПИ на газ является экономически необоснованной. Например, при текущем значительном повышении цен налоговая нагрузка искусственно занижается, и государство недополучает налоги. При резком снижении цен ситуация может измениться, и действующая нерыночная формула«налоговой» экспортной цены приведет к относительно более высокому налогообложению экспорта.

Цена газового конденсата

Вторым ценовым компонентом, влияющим на величину Еут и уровень налоговой нагрузки в газовой отрасли, является цена газового конденсата Цк. Для ее определения также используется формула:

f5

в которой фигурирует цена нефти Ц и так называемая условная ставка вывозной таможенной пошлины Пн. Именно порядок определения данной условной величины и представляет наибольший интерес.

Дело в том, что данный порядок (п.16 ст.342.4 НК РФ) с момента своего установления в 2014 году не претерпел содержательных изменений. Он фиксирует методику определения пошлины на нефть, действовавшую на 2014 год (как определено Федеральным законом от 30.09.2013 N 263-ФЗ). Данный порядок предусматривает, в частности, предельную ставку таможенной пошлины в размере 59% при превышении стоимости нефти Urals порога в $182,5 за тонну.

Однако на сегодняшний день фактические размеры таможенной пошлины значительно изменились. Так, в отношении газового конденсата еще в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2013 года №754 установлена ставка вывозной пошлины в размере 0%. Что же касается ставки пошлин на нефть, то в соответствии с последними проектировками в рамках налогового маневра данная величина ежегодно уменьшается по определенным правилам, и с 1 января 2024 года она должна обратиться в ноль (п.4.1 ст.3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»).

Соответственно вмененная «условная пошлина» через цену конденсата Цк уменьшает Еут и, соответственно, сумму НДПИ. А такое уменьшение никоим образом не соотносится с реальными фискальными параметрами. Таким образом, на данном примере есть возможность наблюдать своеобразный парадокс налогового регулирования –газовые налоги (в части определения цены газового конденсата) получают частичный иммунитет от налогового маневра в нефтяной отрасли.

Частичный, потому что определения Еут для расчета налоговой ставки по газовому конденсату недостаточно. Как уже указывалось выше, в ее формировании принимают участие еще два коэффициента, один из которых – Кман – как раз и увязывает налогообложение газовой и нефтяной отраслей. Не вдаваясь в особенности и экономическую обоснованность налогообложения в нефтяной отрасли, следует лишь отметить, что отличительной чертой данного коэффициента является то, что в его расчете (пункты 7 и 8 статьи 342.5 НК РФ) как раз участвует более актуальная величина экспортной пошлины на нефть, максимальная ставка которой составляет 30%. Скорректированный на объем газового конденсата без ШФЛУ (путем умножения на 0,75), данный коэффициент прибавляется к величине, ранее исчисленной с участием базовой ставки, Еут и других коэффициентов (в том числе сложности добычи Кс).

Таким образом, при расчете двух разных элементов ставки НДПИ на газовый конденсат можно наблюдать использование двух разных видов экспортной пошлины, что вряд ли может быть каким-либо образом экономически обосновано.

Помимо сложности расчета, много вопросов исторически вызывает значительно более низкая ставка на газовый конденсат по сравнению с нефтью. По сути, конденсат, как и нефть, используется для производства нефтепродуктов, но выход светлых с него составляет более 90%, а значит ценность и стоимость данного сырья намного выше в сравнении с нефтью [9].

Краткие выводы

Порядок определения ценовых параметров газа и конденсата при исчислении НДПИ не соответствует реальной рыночной конъюнктуре. Методология расчета налоговых ставок, закрепленная в Налоговом кодексе много лет назад и с тех пор не претерпевшая содержательных изменений, перестала соотноситься с фактическим финансовым результатом газовой отрасли, прежде всего в отношении экспортных операций.

Данное обстоятельство отмечается и независимыми производителями газа. Так, по информации СМИ, «Роснефть» в своем обращении к Президенту РФ по вопросу предоставления права на газовый экспорт отмечает, что биржевые цены на газ в Европе достигли рекордного уровня, но текущие поступления в бюджет от экспорта газа «не в полной мере отражают благоприятную рыночную конъюнктуру».

В силу базовых положений Налогового кодекса РФ (статья 3) налог должен иметь экономическое основание. Представляется, что в рассматриваемом случае данное требование соблюдается не в полной мере и постановка вопроса об изменении подходов к налогообложению является актуальной.

Следует отметить, что в газодобыче имеются значительно большие возможности для оперативной донастройки налогов исходя из ценовой конъюнктуры. Связано это с тем, что в отличие от других отраслей ценовые параметры для НДПИ на газ определяются не законом, а постановлением Правительства РФ. Следовательно, оперативное реагирование на изменившиеся рыночные условия может быть осуществлено путем внесения соответствующих изменений в формулу цены, устанавливаемую данным подзаконным актом.

В дальнейшем целесообразно рассмотреть вопрос изменения норм главы 26 НК РФ с тем, чтобы привести параметры НДПИ в газовой отрасли в соответствие с изменившимися условиями.



Источники

[1] https://base.garant.ru/70804234/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/#block_220

[2] https://base.garant.ru/72005496/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/#block_1191

[3] https://base.garant.ru/70866892/#block_12

[4] https://www.ey.com/ru_ru/energy-resources/energodigest/2021/08/gas-pricing

[5] https://www.rbc.ru/business/20/05/2020/5ec5157b9a794717c8b1c2fa

[6]https://www.rbc.ru/economics/16/08/2021/611a424c9a7947c93f4d5d16

[7]https://ru.tradingview.com/symbols/NYMEX-TTF1%21/

[8]https://fas.gov.ru/news/5560

[9]https://vygon.consulting/products/issue-1693/