07 апреля 2021 Статья

«Малому предпринимательству ТЭК нужна поддержка»

Председатель редакционного совета журнала «Нефтегазовая вертикаль» Кирилл Молодцов о важности поддержки и развития сектора независимых нефтяных компаний
Малые нефтяные компании возникли в России в середине 90-х годов прошлого столетия, однако до сих пор понятие малой нефтяной компании на законодательном уровне не определено. Отсутствие ясного юридического статуса в значительной мере осложняет деятельность малой нефтяной компании, и об этом говорилось уже не раз. Казалось бы, объем добычи, приходящийся на сектор независимых нефтяных компаний, невелик – 5-7%, однако на их деятельность нужно смотреть под другим углом, а не только сквозь призму величины добытых ресурсов.

К примеру, в США на сегодняшний момент действует порядка 20 тысяч малых нефтяных компаний, на долю которых приходиться почти половина добычи страны. И ни для кого не секрет, что сланцевая революция, перекроившая привычный уклад углеводородного мирового рынка, начала свое развитие вовсе не благодаря деятельности мэйджоров, таких как Exxon Mobil или Chevron. Пионерами сланцевой добычи нефти стали техасский нефтяной магнат Джордж Митчелл и компания из штата Оклахома Devon Energy. Они сделали ставку на совмещение гидравлического разрыва пласта и горизонтального бурения для добычи сланцевого газа. А такие компании, как Chesapeake Energy и Continental Resources, быстрее всех отреагировали на движения в отрасли и приобрели еще не подорожавшие права на бурение в наиболее многообещающих месторождениях сланца, а также вовремя переместили свою деятельность со сланцевого газа на нефть.

Эра традиционных запасов углеводородного сырья уходит в прошлое, к тому же современный процесс разведки, производства и транспортировки углеводородов почти полностью автоматизирован и требует не только использования самых передовых инноваций, но и стимулирует изобретение новых технологий.

Поэтому сегодня прорыв в нефтегазовой отрасли возможен только за счет увеличения конкуренции и создания принципиально другой институциональной среды. Именно конкуренция создает новые возможности, новые технологии, новые нетрадиционные ресурсы. И именно она открывает дорогу к новым методам повышения добычи.

И если независимые в отличие от вертикально-интегрированных компаний обладают существенно меньшими возможностями маневра при изменении ситуации на рынке, так как являются монотоварными производителями, как бы это ни было парадоксально, именно они являются самыми мобильными и оперативными, что связано с отсутствием забюрократизированности при принятии решений и с индивидуальным подходом к каждой конкретной скважине.

Добирая углеводороды из истощенных месторождений и малорентабельных скважин, разрабатывая низкопродуктивные участки, которые неинтересны крупным корпорациям, малые нефтяные компании способствуют рациональному использованию природных ресурсов страны.

Они не только применяют новые технологии, но и осваивают новые нефтегазоносные районы нашей страны, такие как Саха (Якутия), Красноярский край. При наличии гибкой фискальной системы, стимулирующей разработку ТРИЗов, возможно создание на базе данных компаний специализированных полигонов (например, в Пермском крае) по отработке новых технологий для введения в хозяйственный оборот запасов, которые в недавнем прошлом считались «неподъемными».

Таким образом, необходимость поддержки малого предпринимательства в нефтегазовой отрасли даст государству целый ряд преимуществ: здоровую конкурентную среду, увеличение количества эффективных технологий, увеличение КИН, рост дополнительных рабочий мест и, конечно же увеличение поступлений в бюджет за счет налогов.