Статья

Импортозамещение в ТЭК: как добиться максимальной эффективности

Автор: ЯРОСЛАВ ИВАНОВ, Управляющий ГК КЭАЗ
В 2017 году нефтяные и газовые госкомпании при помощи Минэнерго начали активно развивать корпоративные планы по импортозамещению на основе рекомендаций, подготовленных Минэкономразвития и Минэнерго. Задуманное частично удалось реализовать и получить первые результаты по локализации производства и импортозамещения оборудования в отраслях ТЭК. Определенных успехов удалось добиться в снижении импортозависимости в нефтехимии и нефтепереработке. В сфере нефтегазового машиностроения был реализован ряд импортозамещающих проектов, основными инициаторами которых стали такие крупнейшие компании, как ПАО «Газпром», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Транснефть». Однако в ближайшее время на смену действующему отраслевому плану импортозамещения необходимо выработать долгосрочную стратегию развития отечественного нефтесервисного сектора. Главной целью существующей политики импортозамещения в России является развитие национальной производственной базы и сетей поставщиков. К сожалению, пока в этом вопросе есть белые пятна и его реализация далека от идеальной.

Перед отечественными нефтяниками сегодня стоят такие глобальные вызовы, как освоение континентального шельфа и Арктики. Решение этих задач открывает новые перспективы на поприще импортозамещения. К 2025 году отечественные производители должны решить амбициозную задачу – сократить долю иностранного оборудования и технологий на шельфовых проектах с 85 до 50%. Правда, пока неясно, удастся ли достичь таких показателей в реальности, а не на бумаге.

До 2024 года в отечественное нефтегазовое машиностроение планируется вложить более 30 млрд рублей. Это значительная сумма, а итоговый результат будет зависеть в первую очередь от качества распределения и эффективности освоения инвестиций.

Каким планируется импортозамещение 2.0

Первые успехи импортозамещения можно наблюдать уже сегодня в модернизации региональных экономик: в отрасли создаются новые рабочие места, улучшается производственная нефтегазовая инфраструктура, локализуются производственные процессы и цепочки.

Развивая собственное производство, предприятия могут привлекать в регион целевое финансирование и менять его экономический ландшафт. В первую очередь это касается улучшения инфраструктуры, которая в обновленном виде позволит большему количеству учреждений работать с инновационными производствами. Формирование и достижение системы новейших технологий поможет в конечном итоге создать новые квалифицированные рабочие места.

Региональным предприятиям в рамках импортозамещения очень важно выстроить устойчивую систему, максимально независимую от сторонних поставщиков и ситуации на внешних рынках. Для этого требуется провести модернизацию оборудования и кардинально перестроить всю производственную цепочку, чтобы добиться оптимальных цен на готовую продукцию.

Такие мероприятия прежде всего направлены на уменьшение потерь и оптимизацию производственных расходов. Внедрение системы LEAN (принципов бережливого производства) помогает достичь этих целей, так как сокращает издержки, повышая при этом эффективность и скорость производства. Для отечественных компаний бережливое производство остается все еще достаточно новым концептом, хотя за рубежом данная система успешно применяется промышленными гигантами уже более полувека.

На новом витке импортозамещения акцент будет сделан на собственном производстве комплектующих и сырья, что позволит преодолеть системные проблемы зависимости стоимости продукции от курса рубля.

Сегодня локализация инновационных технологий и продукции позволит задействовать все имеющиеся преимущества страны, снизить производственные и транзакционные издержки, а также эффективно адаптировать вновь созданную продукцию к рыночным требованиям. Кроме того, локализация поможет обеспечить эффективное внедрение технологий и опыта зарубежных партнеров. Поэтому при разработке стратегии развития отечественного нефтесервисного сектора импортозамещение и локализация технологий, несомненно, будут указаны в качестве ее ключевых приоритетов.

Как добиться синергии электротехники и нефтегаза

Важной составляющей объектов нефтегазовой промышленности являются их энергосистемы. Сотрудничество с отечественными производителями надежных и эффективных решений в сфере электротехники позволяет повысить процент импортозамещения в целом по отрасли. В качестве примера можно привести Курский электроаппаратный завод (КЭАЗ), который является крупнейшим игроком в сфере электротехники. Локализация производства на заводе – более 95%. Завод специализируется на сложных решениях, где важны надежность и качественное сервисное обслуживание.

Собственные разработки и размещение производственных мощностей на территории РФ позволяют контролировать качество выпускаемых устройств, защитить заказчиков от внешнеполитических факторов, а совместимость предлагаемой аппаратуры – беспрепятственно интегрировать ее в действующие комплексы.

КЭАЗ создает максимально выгодные предложения с учетом климата, потребностей объекта в энергетике и бюджета заказчика. Среди клиентов компании – крупнейшие предприятия нефтяной отрасли России и СНГ. В портфеле завода – совместные проекты с Камышловским месторождением компании «ЛУКОЙЛ-Пермь» и партнерство с НК «Роснефть».

Однако реализовывать весь свой производственный потенциал по импортозамещению в нефтегазовой отрасли у электротехнических отечественных предприятий получается очень сложно. Курс правительства России предполагает углубление импортозамещения, но на деле в актуальном законодательстве остаются дыры, из-за которых иностранное электротехническое оборудование продолжает поступать на российский рынок. Даже несмотря на наличие отечественных аналогов, оно попадает на строящиеся объекты, в том числе в рамках госзакупок.

Хромая реализация

Хотя импортозамещение формально поддерживалось федеральными законами, его фактическая реализация происходила не так, как декларировалось на бумаге. Закон предписывал, что в каждом случае, когда у зарубежной продукции есть равноценный отечественный аналог, должен быть использован последний. Однако на практике так происходило далеко не всегда.

Предприятия, проводящие госзакупки, ставили в приоритет в одном аукционе на получение пула комплексных услуг. В реальности это приводило к тому, что оборудование, необходимое для оказания подобных услуг, подрядчики выбирали самостоятельно. Происходила подмена понятий – режим импортозамещения не соблюдался, а под такие заказы де-факто закупалось все что угодно – в электроэнергетике это, в первую очередь, китайские аналоги российской продукции.

Все это привело к тому, что отечественные производители практически не могли поставлять оборудование для находящихся на этапе строительства проектов. Фактически происходила закупка товаров иностранного происхождения под видом услуг или же закупка товаров, практически полностью состоящих из иностранных комплектующих.

Лёд тронулся: долгожданные поправки

Эти проблемы понимали и производители, и государственные заказчики, и органы власти, поэтому 11 августа 2020 года были приняты поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ, регламентирующие обязательную долю (квоту) на закупку российских товаров, в том числе и поставляемых при выполнении закупаемых работ и услуг. Это означает, что теперь заказчикам, работающим по этим федеральным законам, будет назначаться определенная квота закупаемых российских товаров. Даже если они будут закупать услугу, например монтаж и модернизацию трансформаторной подстанции, заказчику необходимо в договор на оказание услуг включить перечень всех используемых товаров и страну их производства.

Пока это решение на уровне федеральных законов. Бизнес ждет, что изменения дадут дополнительный толчок в решении проблем с закупками товаров, которые в большей степени состоят из иностранных комплектующих, а также в тех случаях, когда закупки проводятся под видом услуг для товаров иностранного происхождения.

Первые годы внедрения программы импортозамещения показали: в РФ есть компании, обладающие необходимыми ресурсами и специалистами, способные не просто копировать чужой опыт, а создавать собственный уникальный, востребованный на рынке продукт. Теперь для этого созданы подходящие условия, а всем участникам закупок будет необходимо перестроить свою работу и научиться администрировать эти изменения.

КЭАЗ уже несколько лет назад полностью локализовал свое производство и перешел на собственные комплектующие в сложном оборудовании. Завод готов помогать предприятиям, которые начнут перестраивать свою работу в новом ключе, обусловленном последними поправками к федеральным законам. Успешные кейсы внедрения в нефтегазовой отрасли делают его опытным игроком в этой сфере, который готов делиться своей экспертизой с коллегами.

Грамотная реализация импортозамещения в нефтегазовой отрасли позволила бы сократить зависимость от иностранных технологий, улучшить финансовые показатели и производство ведущих компаний нефтегазового машиностроения. Использование нефтесервисными компаниями высоких инновационных технологий, разработанных при участии государственной поддержки, способно коренным образом переломить ситуацию в отечественном нефтесервисе. Значительную роль в этом вопросе также сыграет эффект от синергии сотрудничества предприятий отрасли с производствами из других ключевых импортозамещающих отраслей, в том числе и электротехнической.

Остается надеяться на то, что ситуация качественно изменится в ближайшем будущем. Пока же бизнес находится в ожидании администрирования подзаконных нормативных актов: установления квот и конкретного порядка их использования. Если компании, осуществляющие госзакупки, адаптируются к выполнению новых требований и будут их реализовывать не только на бумаге, это даст толчок к дополнительному развитию импортозамещения и отечественной промышленности.