23 октября 2023

Уникальный шанс Сахалина

Поделиться:

С 27 по 29 сентября в Южно-Сахалинске проходил 27-й Дальневосточный энергетический Форум «Нефть и газ Сахалина». В течение трех дней обсуждались стратегически важные для Дальнего Востока и всей России вопросы глубокой переработки углеводородов и локализации нефтесервисов на Сахалине.

В панельных дискуссиях, круглых столах, дебатах и деловых встречах участвовали более 1100 представителей федеральной и региональной властей, научных и технических экспертов из девяти стран; 250 энергетических компаний и компаний нефтегазового сектора, 250 онлайн участников, 25 компаний-партнеров и участников выставки. Представлено 84 доклада.

Сможет ли Россия использовать свой шанс «поймать китайский ветер в паруса российской экономики»?

Участники и эксперты Дальневосточного международного энергетического форума «Нефть и газ Сахалина» едины во мнениях: разворот России на Восток, грядущий двузначный рост потребления продуктов нефтепереработки и нефтегазохимии в Азиатско – Тихоокеанском регионе к 2030 году; стратегически выгодное географическое положение острова, существующая сырьевая база; развитие собственной глубокой переработки, перевалки и транспортировки продуктов нефте-, газопереработки делают трансформацию реального сектора экономики крупнейшего острова России в транспортно-логистический хаб энергетической отрасли Дальнего Востока практически неизбежной.

«Мир стремительно меняется, и мы готовы отвечать на все вызовы времени. Форум «Нефть и газ Сахалина» – яркое тому подтверждение.»  В.И. Лимаренко, Губернатор Сахалинской области

«Мы планируем строительство завода по производству топлива. В октябре компания «Газпром» приступает к разработке обоснования инвестиций данного проекта. Считаем правильным также рассмотреть возможность создания нефтегазохимического комплекса, производств по выпуску минеральных удобрений. Потенциалом для этого могут стать ресурсы сахалинских шельфовых проектов», – отметил в своем докладе глава региона.

Совместно с Росатомом на Сахалине планируется построить завод по производству водорода. Он станет частью создаваемого Восточного водородного кластера.

Произведено технико-экономическое обоснование строительства объекта, разрабатывается обоснование инвестиций. На Восточном экономическом форуме компания «Русатом оверсиз» подписала с корейскими партнерами соглашение о поставках топлива.

Ввод в эксплуатацию первой очереди производства объемом 30 тысяч тонн в год запланирован к концу 2026 года. Доля российских технологий в этом проекте – до 80 процентов. В состав кластера также войдет водородный полигон, создание которого уже началось.

Сахалин выигрывает логистическую конкуренцию за рынки сбыта в Китае и Индии у всех основных производителей из США, Ближнего Востока и Европы – таково основное сообщение на Форуме Е.С. Тыртова, начальника Департамента по аналитике в нефтегазовой отрасли Аналитического центра ТЭК при Министерстве энергетики Российской Федерации.

В средне- и долгосрочной перспективе в крупнейших странах-потребителях АТР ожидается двузначный рост потребления продукции нефтепереработки и нефтегазохимии, что при наличии сырья создает предпосылки для реализации глубокой переработки УВС на Сахалине, в том числе с использованием GTL.

Интенсивное развитие дальневосточной транспортно-логистической инфраструктуры – необходимое условие увеличение экспорта в АТР

Изменение географии экспорта нефти требует ускоренного развития транспортно-логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке для насыщения азиатских рынков и снижения высоких логистических издержек доставки российской нефти из портов Северо-Запада РФ на рынки стран Южной и Юго-Восточной Азии – отметил в своем докладе А.И. Громов, главный директор по энергетическому направлению Фонда «Институт энергетики и финансов».

Преимущества Сахалина:

  • Близость к импортерам в АТР;

  • Значительные экспортные объемы;

  • Привлечение объемов нефти по СМП;

  • Наличие собственных сортов-маркеров (Sokol).


«Газификация и бункеровка судов – ключевые возможности для развития использования СПГ на Сахалине», – М.А. Белова, директор по исследованиям ООО «Имплемента».

Для эффективной реализации конкурентного преимущества Сахалина требуется увеличение поставок СПГ в АТР по традиционному маршруту вдоль о. Сахалин и грузооборота по Северному морскому пути с 34 млн. т в 2022 году до 193 млн. т в 2030 г. Для транспортировки данных объемов необходимо построить 50 танкеров различных типов к 2030 году.

«К 2030-му году страны АТР будут формировать 1/3 мирового ВВП. В связи с этим, необходимо не упустить момент для дальнейшего развития грузовой базы Дальнего Востока. Развитие близлежащей к АТР портовой базы может увеличить и оптимизировать экономическое присутствие России в АТР за счет более короткого логистического плеча. Дальний Восток может получить крупные инфраструктурные проекты, способные стать тем самым драйвером, который обеспечит активизацию экономики не только Дальневосточного региона, но и всей России», – Р.Ю. Дашков, главный исполнительный директор ООО «Сахалинская энергия»

Читайте также
09 апреля 2024