17 июня 2020

Запрет на ввоз бензина в РФ привел к дефициту

Спрос на топливо в рознице растет быстрее предложения
Поделиться:
Спрос на топливо на российских заправках растет быстрее предложения. Об этом рассказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в интервью Институту развития технологий ТЭК.

«Потребность в топливе фактически полностью восстановилась, более того, в ряде регионов она превышает уровень аналогичного периода прошлого года», – поясняет Аркуша.

По словам главы РТС, такого роста спроса никто не ожидал, вследствие чего были допущены ошибки в планировании. Так, нефтяные компании решили остановить НПЗ на плановый ремонт раньше обычного, рассчитывая завершить работы до восстановления спроса.

По данным ЦДУ ТЭК, за неделю с 3 по 9 июня производство бензина в России составило 684 тыс. т (на 13,3% выше, чем неделей ранее), дизельного топлива – 1320 тыс. т (+0,6%). Поставки на внутренний рынок выросли до 637 тыс. т (+23,5%) и 724 тыс. т (+1,1%).

Основную роль в возникновении дефицита топлива сыграло решение властей РФ запретить импорт нефтепродуктов. При этом, по данным участников топливного рынка, главной причиной для такого решения стало желание перекрыть поставки на российский рынок бензина из Белоруссии, который был примерно на 500 рублей за тонну дешевле произведенного в РФ. Несмотря на то, что белорусские поставки составляли всего 10-15% от продаваемого на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ) топлива и лишь 2% от общего объёма реализации, они помогали стабилизировать ситуацию на оптовом рынке и найти баланс спроса и предложения.

«Если бы не запрет на поставки из Белоруссии, мы бы не столкнулись с теми трудностями, которые имеем сейчас. Решение было принято в апреле, а вступило в силу в мае – как раз в тот момент, когда началось резкое восстановление спроса», – говорит Евгений Аркуша.

Рынок ожидает, что в ближайшее время дефицит предложения удастся ликвидировать, что приведет снижению оптовых цен. Но ожидать соответствующего снижения стоимости бензина на АЗС не следует. Евгений Аркуша указывает, что сейчас оптовые цены находятся на таком уровне, что розничные продавцы вынуждены работать себе в убыток. По данным еженедельного мониторинга Российского топливного союза, доходность от реализации нефтепродуктов в розницу практически во всех регионах недостаточна для покрытия расходов, уплаты налогов и т.д.

«Вся наша налоговая система направлена на рост цен. У нас есть инфляция, ежегодно растут налоги – акцизы, НДПИ. Поэтому цены не могут снизиться. Хорошо, если они не вырастут больше, чем на уровень инфляции – именно такая задача поставлена регулирующими ведомствами перед розничными сетями. Эта задача, скорее всего, будет выполнена, но для снижения цен нет никаких предпосылок», – говорит президент РТС.
Читайте также