15 февраля 2021

Все меньше денег для ТЭК

«Нефтегазовая вертикаль» проанализировала финансовое состояние отрасли
Поделиться:
За 11 месяцев прошлого года только в Техасе, главном нефтяном штате США, подали заявку на банкротство более 1,6 тыс. компаний, связанных с добычей и переработкой нефти и газа, сервисом, транспортировкой и сбытом. А в целом по Соединенным Штатам их количество оказалось в разы больше. Причем речь идет не только о малых и средних игроках нефтегазового рынка, но и мейджорах. «Нефтегазовая вертикаль» оценила состояние рынка и возможности для финансового маневра, которых остается все меньше – на рынке нефти и газа попросту остается все меньше доступных денег.

«На рынке РФ тенденция к уходу денег из «большой нефти» пока еще, надо признать, не просматривается в чистом виде. Имеются лишь косвенные признаки», – отмечает кандидат политических наук Павел Богомолов.

К концу 2020 года уменьшилось состояние ведущих акционеров в отечественный углеводородный ТЭК. Но это случилось не потому, что они сами забирали деньги из своих компаний. Не хватало порой финансирования для арктических проектов. Но не потому, что они потеряли свои «плюсы», особенно на долгосрочную перспективу. Сокращались разделы корпоративных бюджетов вследствие 9%-ого снижения добычи по сравнению с 2019 годом. Но опять-таки не из-за нехватки инвестиций, а под влиянием ограничительных мер по линии ОПЕК+. Словом, самый резкий вариант «финансового иссушения» традиционной энергетики пока еще, к счастью, России не коснулся.

«По большому счету, избежать худшего нам удалось по одной важной причине. Ныне российским игрокам требуется значительно меньше средств на международные (прежде всего, заграничные) upstream-проекты. Ведь американские санкции делают вхождение российских компаний в многосторонние инвестиционные проекты трудным, а то и вовсе бессмысленным. Зачем в одиночку тратиться именно сейчас на освоение тех глубоководных блоков в Карском море, откуда ExxonMobil увела свою буровую платформу? Или зачем начинать генеральное наступление на труднодоступную баженовскую свиту, если прежний партнер по этому мега-проекту, Total, не рискует нарушить указания Вашингтона и Брюсселя? Наши компании вынуждены выделять меньше ассигнований на геологоразведочные и добычные планы в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. А тут еще и нашествие коронавируса», – отмечает Богомолов.

Эксперт считает, что на данном этапе средства, как и налоговые льготы. Необходимо нацеливать не на амбициозные глобальные стратегии, а на внутрироссийские проекты, такие как «Восток Ойл» «Роснефти». Это, по словам Богомолова, все же проще, хотя масштабность и, следовательно, дороговизна таких проектов также впечатляет.

Более подробно о финансовом состоянии нефтегазовой отрасли см. материал «Все меньше денег для ТЭК» в февральском номере «Нефтегазовой вертикали».
Читайте также