Углеродный налог ЕС обойдется России в $5 млрд в год
Введение углеродного налога в ЕС может обойтись российским экспортерам в $4,8 млрд в год, говорится в исследовании The Boston Consulting Group (BCG) «Как пограничный углеродный сбор ЕС может повлиять на мировую торговлю».
Еврокомиссия обсуждает возможность введения углеродного сбора на импорт товаров, который создал бы конкурентное преимущество для зарубежных компаний с невысокими выбросами парниковых газов. Предполагается, что в рамках одного из возможных сценариев его величина составит $30 за тонну выбросов CO2. Аналитики BCG ожидают, что углеродный сбор может быть введен уже в конце 2021 - начале 2022 года.
Эксперты отмечают, что в наибольшей степени углеродный сбор затронет сектора, производящие продукты нефтепереработки и кокс (ключевой компонент для производства стали), а также горнодобывающую промышленность.
По подсчетам BCG, углеродных сбор снизит рентабельность поставок нефти в ЕС в среднем на 20%, если ее цена останется в переделах от $30 до $40 за баррель. При этом высокие цены на российскую нефть могут привести к тому, что европейские производители химической продукции начнут закупать больше сырья у Саудовской Аравии, где добыча оставляет меньший углеродный след.
Отмечается, что пострадать могут также металлургия, химическая и бумажная продукция из-за своей высокой углеродоемкости. Прибыль от плоского металлопроката, который используется в производстве автомобилей и другой техники, а также в строительстве, может снизиться в среднем более чем на 40%.
«Последствия от введения пограничного углеродного сбора затронут все звенья производственно-сбытовых цепочек - их ощутят компании из разных секторов экономики как в ЕС, так и за его пределами. Учитывая размер европейского рынка, данный сбор также усилит давление на компании и правительства по всему миру, вынуждая их принимать дополнительные меры по ограничению выбросов. Компании из стран с собственными схемами «углеродного ценообразования», таких как Австралия, Канада или Япония, могут быть освобождены от данного сбора, если их правительства заключат новые торговые соглашения с Евросоюзом или пересмотрят существующие», - подчеркивается в исследовании.
Что касается последствий для России, то эксперты отмечают возможность повышения стоимости российских товаров в ряде секторов, что, в частности, может привести к обострению конкуренции для российских игроков в ЕС - особенно в энергетическом и металлургическом секторах, где есть товары с низкой добавленной стоимостью. Углеродный сбор может также стать вызовом для российских экспортеров в нефтехимии, металлургии, производстве удобрений, считают эксперты BCG.
Аналитики отмечают, что сумма возможных затрат российских компаний в $3-4,8 млрд в год учитывает только часть товаров и услуг, включенную в ETS Евросоюза (Emission trading scheme - схема торговли квотами на эмиссии парниковых газов). В этом случае облагаемая сбором база составит около 100-160 млн тонн в год. Россия находится на втором месте после Китая по объему углеродоемкого экспорта в Евросоюз - это, по данным ОЭСР, около 150-200 млн тонн ежегодно. Всего на страны ЕС приходится более 42% российского экспорта.
«Данный расчет основан на предположении, что облагаться сбором будет весь объем выбросов. Возможен и альтернативный вариант, когда облагаться сбором будет только превышение выбросов над установленным бенчмарком», - поясняется в статье.
Между тем, среди восьми крупнейших экспортеров товаров в ЕС системы регулирования парниковых газов нет только в Турции и России.
По подсчетам BCG, наибольшая нагрузка от углеродного сбора ляжет на нефтегазовую промышленность - она составит 45-53%, или 45-84 млн тонн СО2, прогнозный сбор оценивается в $1,4-2,5 млрд. На втором месте - металлургические и горнодобывающие компании: 25-30% выбросов, в том числе сталь - 14-19 млн тонн, прогнозный сбор $0,4-0,6 млрд. Следом за ними - производители удобрений, а также целлюлозно-бумажная и стекольная промышленность. В одних отраслях углеродный сбор может привести к снижению рентабельности, в других - к снижению конкурентоспособности по цене и потери доли рынка, уточняют эксперты. Так, некоторые компании могут потерять долю рынка в ЕС из-за более высокой углеродной интенсивности по сравнению с другими странами.
Несмотря на неопределенность по срокам и механизмам введения углеродного налога, к новым правилам торговли нужно готовиться уже сейчас, уверены они. Для этого нужно выстроить стратегию и начинать ее внедрять как со стороны государства, так и со стороны компаний-экспортеров.
«Крайне важно обеспечить выстраивание диалога с ЕС, перестройку внутреннего регулирования и поддержку стратегических «углеродных» отраслей. Компаниям же следует начать измерять свой углеродный след, отслеживать стоимость углеродных выбросов и их влияние на общие затраты, планировать действия при различных сценариях развития событий, а также подключиться к процессу формирования государственной политики в этой сфере», - утверждает Константин Полунин, партнер-эксперт и директор BCG.