23 марта 2023

Трудной нефти нужны инновации

Источник фото: Международный форум «Нефтяная столица»
Поделиться:
Одна из важнейших тем, которую обсуждают на VI Международном молодежном научно-практическом форуме «Нефтяная столица», – освоение трудноизвлекаемых запасов углеводородов и новых технологиях, которые позволят вовлечь в разработку ресурсы недр Западной Сибири.

В Югре сегодня насчитывается почти 500 нефтегазовых месторождений, из которых почти 300 находятся в разработке. На долю трудноизвлекаемых запасов по состоянию на 2022 год приходится почти четверть запасов углеводородов автономного округа. И эта цифра будет расти, подчеркнул модератор тематической сессии Андрей Копытов, директор окружного «Научно-аналитического центра рационального недропользования им. В.И. Шпильмана». 

Сейчас из 11,5 млрд тонн запасов углеводородов четверть относится к ТРИЗам, которые характеризуются низкими коллекторскими свойствами. Речь в том числе о Баженовской и Тюменской свитах. Темы сегодняшних докладов актуальны не только для компаний, которые работают на территории Югры, но и по всей стране, - отметил он. 

Как рассказал заместитель Губернатора Югры Алексей Забозлаев, в регионе сегодня реализуется федеральный проект «Технологии освоения трудноизвлекаемых запасов» и эффект от него есть. Один из важных критериев – это снижение себестоимости добываемой нефти из ТРИЗ. 

По разным оценкам экспертов, Баженовская свита может содержать в себе до 100 млрд тонн запасов, однако существующие технологии позволяют добыть здесь лишь 3 процента от них. По мнению Генадия Ивановича Шмаля, президента Союза нефтегазопромышленников России, подход к этой работе должен быть комплексным, а начать необходимо с четкой градации и определить само понятие – что такое трудноизвлекаемые запасы? 

 Каждый специалист понимает это по своему, поэтому для начала следует прийти к общему знаменателю, создать некий стандарт, положение, рекомендации. 

Кроме того, крайне важно привлекать к освоению ТРИЗов серьезную науку – Большую академию наук и другие, вкладывать средства в научные разработки, - отметил Шмаль, приведя в пример опыт американцев, которые на протяжении 30 лет занимались проектами по освоению сланцевой нефти и газу и вложили в это 30 миллиардов долларов. 

Нужны новые взгляды, подходы и новые научные направления, а также объединение всех усилий, ресурсов. Сегодня вопросами ТРИЗ занимается все компании, но независимо друг от друга, необходимо использовать весь опыт, а не отдельно взятой компании, - подчеркнул Генадий Шмаль.

Мнение поддерживает и Антон Рубцов, директор Департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики Российской Федерации. Однако, отмечает, что при разработки технологий извлечения ТРИЗов следует учитывать существующую реальность и экономические факторы. 

Рынок диктует условия, и даже если мы сегодня готовы добывать в два раза больше, рынок это «не съест», нет столько потребителей. К тому же, не будет достаточно и инфраструктуры, чтобы обеспечить такие объемы добычи. Любые разработки и ресурсы – нефть, газ, другие - должны быть конкурентны. ТРИЗы, имеющиеся сегодня, завтра будут иными и наша задача помимо развития технологии обеспечить нормальное экономическое состояние, гибкость и эффективность налоговой системы, обратить внимание на наличие транспортной инфраструктуры и другие вещи. Главный тезис – необходимость создания и укрепления межотраслевых и межведомственных связей. 

Рубцов подчеркнул, что сегодня уже не достаточно распределить экспортный график, надо заниматься и вопросами изучения флота, страховок, системы платежей, работать с дружественными странами по приемке нефти - именно по тем маршрутам, которые можем обеспечить. Это с точки зрения уже имеющегося продукта. Если в обратную сторону – то как раз и нужны технологии. Вместе с тем, их создание должно иметь комплексный подход – начинать надо с замещения импортных материалов, сырья, оборудования – все, что и составляет в итоге новые технологии. 

Мы выходим на серьезный мультипликативный эффект. Считать его сейчас достаточно трудно и, может быть, нет смысла. Но если мы начинаем разрабатывать некие ТРИЗы, для этого следует формировать отраслевой заказ на определенную номенклатуру технологий и оборудования, а уже под это выстраивать промышленность. Всячески с точки зрения работы форума призываю выстраивать среднесрочное и долгосрочные партнерские  отношения, которые позволят создать комплексные технологические решения, - заключил Антон Рубцов. 

Одним из таких решений может стать водогазовое воздействие на трудноизвлекаемые запасы нефтяных залежей. Насколько эффективна эта технология, рассказал Сергей Грачев, завкафедрой разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений Тюменского индустриального университета. Профессор, доктор наук, много лет занимается этими вопросами. 

Технология водогазового воздействия в течение 8 лет изучалась на Самотлорском месторождении, тогда прирост коэффициента извлечения нефти подрос на 8 процентов, однако в ту пору это казалось мало и в 1991 году работу свернули. Сегодня в Западной Сибири 117 подгазовых залежей, а это около 17 процентов запасов трудноизвлекаемой нефти на всей ее территории. Сейчас компании понимают, что ТРИЗ – колоссальный резерв и по мере того, как будет добыта нефть в тех месторождениях, которые сейчас по инфраструктуре удобны, он все равно перейдут к добыче ТРИЗ, в том числе в нефтяных оторочках – это как раз то, чем сейчас занимается Газпром на Уренгойском месторождении. Метод водогазового воздействия еще докажет свою эффективность, под землей еще миллиарды тонн черного золота. На наш век хватит.