Топливное регулирование неэффективно
За последние 20 лет на рынке моторного топлива России неоднократно случались бензиновые кризисы, выражающиеся в первую очередь в быстром росте цен на горючее. Это приводило к недовольству потребителей и правительства страны. Однако, как показала практика, созданная более 20 лет назад и многократно реформированная впоследствии система формирования и регулирования цен на бензин и дизельное топливо не способна предотвращать ни внешние, ни внутренние шоки.
Текущее сложное формульное налогообложение нефтяной отрасли и внутреннего рынка моторных топлив по сути является системой государственного установления цен. Практика «ручного» регулирования цен подвергается критике, в том числе и со стороны представителей власти.
Более того, в текущем виде налоговая система не учитывает будущие вызовы для нефтяной отрасли России, в частности для нефтепереработки. Это ставит вопрос о цели, которую правительство пытается достичь путем реформ и корректировок (а они происходят как в логике завершения налогового маневра, так и «ручного» регулирования).
Приоритетом при новых изменениях должны стать не только максимальное увеличение налоговых платежей, но и формирование новой политики и нового целеполагания на рынке моторных топлив.
Представляется, что в первую очередь надо формировать более низкий уровень цен на моторные топлива, стимулировать их потребление, а также не допускать возникновения дефицита моторных топлив как на уровне страны, так и на уровне регионов.
Во вторую очередь надо начать формировать новую систему налогообложения и целеполагания развития нефтепереработки и нефтяной отрасли в условиях изменений в мировой энергетике.
Подробнее читайте в статье «Бензиновые кризисы в России: выученные и невыученные уроки» в новом выпуске «Нефтегазовой вертикали».