08 ноября 2019

Россия будет экспортировать катализаторы

Однако пока в этом плане РФ еще сильно зависит от импорта
Поделиться:
Спрос на высококачественное топливо постоянно растет, в связи с чем государство побуждает нефтяные компании модернизировать нефтеперерабатывающие мощности.

Однако производство нефтепродуктов высокой степени переработки требует применения катализаторов. Потребление катализаторов в 2011 году в России составило 7,2 тыс. тонн, в 2016-м – 9,7 тыс. тонн, в 2019-м ожидается спрос порядка 17 млн тонн, а в 2020-м – 18,2 тыс. тонн (по другим оценкам – 21 тыс. тонн). То есть объем потребления за 10 лет увеличится в 2,5–3 раза. Самым массовым стал катализатор каталитического крекинга. Суммарный спрос на него в 2018 году составил 11,3 тыс. тонн. 

И здесь возникает проблема зависимости от импорта, так как значительную часть позиций из списка необходимых катализаторов российские предприятия вынуждены закупать у зарубежных производителей, таких как BASF, Albemarle, Grace, Axens, Criterion Catalysts, Haldor Topsoe.

Если спрос на катализатор каталитического крекинга в прошлом году был на 63% удовлетворен за счет российских производителей, то катализаторы гидроочистки и гидрокрекинга на 100% импортировались. В такой ситуации с одной стороны возникают ценовые риски, с другой – риск прекращения поставок.

Однако в последние годы сильно развилось импортозамещение в секторе катализаторов. Этим занимаются «Роснефть», «Газпром нефть», НПП «Нефтехим». Создающиеся сейчас продукты и заводы, способные их производить, смогут удовлетворить 100% российской нефтепереработки. Но на данный момент более целесообразным считается направлять часть катализаторов – как наукоемкого продукта с высокой добавленной стоимостью – на экспорт. В первую очередь, в близлежащие страны (например Казахстан).

Боле подробно о ситуации с катализаторами см. материал «Преобразования катализаторов» в №18 «Нефтегазовой вертикали» за 2019 г.
Читайте также