28 января 2021

«Понятно, что надо делать, вопрос – как?»

Эксперты оценили перспективы правительственных мер по топливному рынку
Поделиться:
Оптовые цены на бензин в январе 2021 г. устанавливали рекорды для этого месяца за все время ведения статистики с 2018 г. В середине января на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цена Аи-92 и Аи-95 за несколько дней выросла более чем на 10%. Вице-премьер РФ Александр Новак 28 января проведет совещание с представителями российской нефтяной отрасли, министерства энергетики и Федеральной антимонопольной службы.

«Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с участниками и экспертами рынка, поинтересовавшись, каких решений они ждут от сегодняшнего совещания и какие проблемы ТЭК в целом и рынка топлива в частности необходимо решить в первую очередь.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша

Понятно, что надо делать, вопрос – как? Основная проблема сейчас – это общее снижение нефтепереработки, что приводит к снижению выпуска в том числе моторного топлива. Причина этого – недостатки фискальной политики, в частности – несовершенство демпферного механизма, который был с формирован еще в 2018 году. НПЗ уже год жалуются, что работают себе в убыток. Регуляторы будут пытаться административными, либо экономическими рычагами стимулировать нефтепереработку. Хотелось бы, чтобы экономическими.

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев

28 января должна быть поставлена точка в информационной истерии, связанной с ростом оптовых цен на топливо с начала 2020 года. Поддержанная рядом СМИ кампания привела к ряду проблем как у регуляторов, так и у производителей. Система ручного управления отраслью, выстроенная из-за постоянно изменяемой политики Минфина, связанной с постоянным ростом налоговой нагрузки на ТЭК, дала очередной сбой, который может закончиться «Протоколом Новака» в дополнение к «Протоколу Козака».

Системные убытки, в которые ненастроенный демпфер привел в начале года нефепереработчиков, ожидаемо сказались на количестве сырья, направленного на НПЗ. Одновременно снизился объем предложения на бирже из-за того, что сдерживаемые в пределах инфляции розничные цены создавали убытки для АЗС. Если в декабре российский рынок топлива позволял нефтяным компаниям зарабатывать, то в январе опять пришел сезон доплаты за каждую произведенную тонну топлива.

За две рабочих недели ситуация нормализовалась, объемы достаточные, дополнительно перенаправлены как сырье, так и продукты на внутренний рынок. Ситуация сглажена, но проблемы остались. С учетом нового статуса А.В. Новака, рынок ожидает от него решение вопроса с Минфином по перенастройке либо донастройке параметров демпфера. Об отмене его, видимо, не может быть и речи. Параллельно, надеюсь, будут заданы вопросы ФАС, которая никак не отреагировала на информационную кампанию, не провела расследования возможных манипуляций на оптовом рынке нефтепродуктов.

В целом, социальные обязательства отрасли за счет отрасли перед гражданами и государством выполнены в очередной раз. Между тем, это опять сказалось на уроне прибыли и соответственно на инвестиционных возможностях ТЭК. Есть шанс, что совещание хотя бы позволит начать дискуссию о полной перенастройке налоговой системы в ТЭК, но это маловероятно. Подэтому ждем констатации, что все справились, дефицита не допустили, а уж что дальше будет – это проблемы нефтяников. И выживать мы будем самостоятельно. Не забывая платить НДД, НДПИ, акциз, НДС, налог на прибыль, сдерживая цены на АЗС, увеличивая предложение на бирже… Какие еще шкуры не содрали?

Гендиректор «ИнфоТэк-Терминал» Рустам Танкаев

Основная проблема (причем не только топливного рынка, или нефтеперерабатывающей отрасли, а всей нефтяной отрасли РФ) – это налоговая нагрузка, уровень которой является самым высоким в мире. Подавляющая часть проектов по разведке, добыче или переработке в таких условиях становятся убыточными. Беда в том, что сейчас у правительства главная цель – это наполнение федерального бюджета, все остальные цели считаются второстепенными и подчинены главной. При этом экономический блок правительства не просчитывает потери того же бюджета от того, что не вводятся новые проекты в «нефтянке». Поэтому проблему можно решить только снизив налоговую нагрузку, но бюджетное правило, эту «священную корову», трогать явно никто не будет.

Что касается конкретно топливного рынка, то Александр Новак может попытаться получить рычаги, позволяющие административно регулировать рынок нефтепродуктов. У Козака и Силуанова такие рычаги были, у Новака их пока нет. Но даже если Новак такие инструменты получит, в корне это проблему не решит.

Замглавы Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов

С точки зрения автовладельцев, как конечных потребителей топлива, главные вопросы – это качество бензина и количество. Причем в последнем случае речь идет как о недоливе на заправках, так и о гарантиях поставок. Сейчас, например, на Дальнем Востоке, в Благовешенске, перебои с 92-м бензином, людям его просто негде взять.
В связи вопросами качества топлива и недолива, очень важно, чтобы государство понимало: недолив и продажа контрафакта – это элемент недобросовестной конкуренции. И добросовестным участникам рынка сложно конкурировать с теми, кто продает контрафактный бензин.

В 2020 году ушел в отставку руководитель Росстандарта Алексей Абрамов, его сменил Антон Шалаев. И сейчас важно понять, будет ли при новом руководстве надзорного ведомства продолжена государственная политика по надору за качеством и количеством топлива, отпускаемого на АЗС? При Абрамове, например, были введены штрафы за некачественное топливо. Планировалось ввести многократные штрафы за недолив бензина и внедрить в систему госконтроля новую методику отслеживания нарушений. Будет ли продолжаться эта политика? Учитывая, что в 2020 г. де-факто контрольно-надзорные органы проводили только проверки АЗС, связанные с обращениями граждан, а плановые проверки были отменены. А по нашим данным (ФАР) картина с качеством и недоливом топлива за время пандемии в Москве и области не только не улучшилась, а, напротив, усугубилась. Причем, если на заправках вертикально-интегрированных компаний мы не выявили нарушений, то небольшим независимым заправщикам в период падения спроса приходилось выживать за счет недолива и реализации контрафактного топлива. Поэтому для нас важно, будут ли на совещании 28 января подниматься вопросы контрольно-надзорных мер на топливном рынке?

Кроме того, автовладельцев крайне интересует вопрос фактически двойного транспортного налога, топливных акцизов. Все это влияет на цену топлива, а, например, не видно, чтобы состояние дорожного покрытия (на улучшение которого должны идти средства, полученные за счет транспортного налога) кардинально улучшилось.

Компании «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», а также Федеральная антимонопольная служба на запрос о комментарии не ответили.
Читайте также