Павел Сорокин: В России только 36% запасов нефти рентабельны
«В настоящее время нефтегазовая отрасль сталкивается с целым рядом проблем, которые снижают ее конкурентоспособность на мировом рынке. Общей проблемой является постепенное исчерпание запасов разрабатываемых месторождений и падение добычи нефти в традиционных нефтедобывающих регионах. Наибольшие темпы падения добычи сегодня приходятся на ключевой нефтедобывающий регион России – Западную Сибирь, добыча в которой за последние десять лет снизилась на 10 %, до 288 млн тонн», - написал заместитель министра Энергетики Павел Сорокин в своей колонке журналу «Энергетическая политика».
«Согласно данным инвентаризации экономики разработки месторождений, проведенной по поручению Правительства России, из 30 млрд тонн извлекаемых запасов нефти России только 36 % является рентабельным в текущих макроэкономических условиях», - отметил чиновник.
А между тем, стоит отметить, что осенью 2019 года замглавы федерального агентства по недропользованию Орест Каспаров на сессии международного форума «Российская энергетическая неделя» говорил о том, что рентабельными являются 67% запасов. К тому же, инвентаризация еще не завершена.
В прошлом году на площадке Тюменского нефтегазового форума сам Павел Сорокин и отмечал, что Минэнерго будет просит разрешения у правительства завершить инвентаризацию запасов в 2021 году.
«Это связано с тем, что, во-первых, в этом году очень сильно произошло изменение макропараметров из-за COVID, и параметров спроса, и сделка ОПЕК+ та же самая. Поэтому очень сильно ландшафт изменился. Ну и плюс — вот эти налоговые новеллы, их тоже теперь нужно учитывать при обсчете месторождений. Плюс, естественно, периметр инвентаризации будет расширен, потому раньше мы исключали выработанные месторождения, НДД, а теперь это все надо считать», - говорил Павел Сорокин.
Как рассказал «Нефтегазовой вертикали» источник в Минэнерго, такое снижение процента рентабельности запасов связано с «изменением мировой цены на нефть». Однако, осенью 2019 года мировые цены на нефть находились на уровне $60 за баррель, сейчас же на уровне $50.
Сегодня Павел Сорокин в своей колонке отметил что, кроме прочего, «это связано с ухудшением возможностей освоения: ростом обводненности, необходимостью строительства дорогостоящих скважин сложной конструкции, низкой проницаемостью и расчлененностью коллекторов, уходом в краевые зоны и пласты с небольшими толщинами и так далее».
«Все это не только увеличивает себестоимость добычи, но и повышает риски неподтверждения планируемых показателей разработки из-за сложности моделирования процессов и ошибок при бурении, например, выходом из продуктивного пласта при горизонтальном бурении. В результате, по некоторым активам фактическая рентабельность бурения может значительно отличаться от планов, а запасы не подтверждаться. Во-вторых, качество воспроизводства ресурсной базы также ухудшается. Средний размер открытий новых месторождений в 2015–1019 гг. составил 9–14 млн тонн (без учета нескольких крупных на шельфе и Пайяхского месторождения). Прирост запасов в последние годы во‑многом обеспечивается доразведкой в действующих регионах добычи, а также переоценкой запасов. При этом технологическая сложность геологоразведки значительно повышается. В основном, в традиционных регионах прирост происходит за счет поиска пропущенных залежей или бурения на глубокие горизонты», - написал чиновник в своей колонке.