01 февраля 2021

НТС: рост оптовых цен ведет к кризису в нефтепереработке

Считает Дмитрий Гусев, вице-президент НТС, заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер»
Поделиться:

По словам собеседника «Нефтегазовой вертикали» Дмитрия Гусева, национальные биржевые индексы первичного рынка цен на нефтепродукты СПбМТСБ показали в течение недели с 25 по 29 января разнонаправленную динамику.

«C учетом совещания у вице-премьера Александра Новака, ожидания конкретных результатов для рынка цены на оптовом рынке находились в боковом тренде, но по сравнению с той же датой прошлого года динамика оптовых цен явно превышает рекомендованный для розницы рост в пределах роста инфляции и налогов. Рост оптовых цен означает кризис в нефтепереработке, которая из текущих фискальных параметров при прошлогодних уровнях цен не может выйти в зону положительной маржинальности. Для розницы рост оптовых цен означает начало года с отрицательными значениями, которые могут оставаться в этой зоне до осени», - отмечает собеседник. .

Сравнение национальных биржевых индексов на 29 января 2021 года с началом недели 25 января и 29 января 2020 года (начало недели к концу недели и год к году). Регуляр-92 достиг уровня 51 812 рублей за тонну (-1,1%; +15%); Премиум-95 - 52 451 рублей за тонну (-0,8%; +8,7%); дизтопливо летнее 46 424 рублей за тонну (+0,3%; +0,5%); дизтопливо межсезонное 45 172 рублей за тонну (+0,6%; -0,2%); дизтопливо зимнее 49 308 рублей за тонну (+1,3%; +1,6%); топливо самолетное 38 564 рубля за тонну (-2%; -10%); мазут 19 010 рублей за тонну (+4,5%; +67,46%); сжиженные углеводородные газы 30 520 рублей за тонну (+5,6%; +82,93%).

«Показателем неэффективности демпфера по отношению к нефтепереработке стали данные ЦДУ ТЭК (за 20-28 января 2021 года). По отношению к средним агрегированным показателям 2017-2020 года производство бензинов в указанный период 2021 года сократилось на 2,07%, отгрузки бензина на внутренний рынок сократились на 5,56%, остатки по бензинам сократились на 27,85%. Производство дизтоплива увеличилось на 6,73%, поставки на внутренний рынок упали на 5,4%, запасы увеличились на 0,99%», - говорит Дмитрий Гусев.

«Как мы упоминали в прошлом обзоре, по отношению к 17 января 2020 года по данным ЦДУ ТЭК средняя цена на бензин 92 выросла на +2,37% (+1,02 руб./литр), на АИ-95 — на +2,87% (+1,32 руб./литр), на дизельное топливо зимнее — на +1,60% (0,77 руб./литр), на дизельное топливо летнее — на +1,32% (+0,61 руб./литр). По сравнению с российским рынком на 25 января 2021 года к 25 января 2020 года среднеевропейские цены изменились следующими образом: стоимость бензина выросла до 1 128 евро за 1000 литров (10 4 рубля 11 копеек за литр по текущему курсу) на 0,2%; стоимость дизельного топлива составила 1 088 евро за 1000 литров (100 рублей 42 копейки за литр) и опустилась за год на 9,5%. Значительные показатели, особенно в части снижения стоимости дизтоплива, достигнуты за счет рыночной системы ценообразования и отсутствия сдерживания розничных цен. Относительная стоимость топлива значительно превышает российскую, но данная цифра позволяет с большим успехом проводить политику энергоэффективности, расширять использование газомоторного топлива, а также возобновляемых источников энергии. По сути дела, стоимость топлива в Европе – это стоимость с инвестиционной надбавкой, гарантирующей снижение потребления топлива в будущем каждым человеком, а также гарантированный чистый воздух», - заключает собеседник «Нефтегазовой вертикали».