09 марта 2021

НТС: «Положение в топливной отрасли тяжелое»

Тяжелее всего приходится независимым сетям АЗС
Поделиться:
На топливном рынке нет смысла ориентироваться на национальные и региональные биржевые индексы, как и на оптовые и розничные. Такое мнение высказал «Нефтегазовой вертикали» вице-президент Независимого топливного союза (НТС), заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

«Сегодня плюс, завтра – минус. В целом, необходимость в них примерно такая же как необходимость измерения температуры трупов в морге больницы для изменения методов лечения живых пациентов. Сложившаяся система нескольких контуров ценообразования в России ни коим образом не влияет ни на цены, ни на спрос и предложения. Равно как и изменение одних индикаторов не говорит о корреляции с другими», – пояснил Гусев.

По словам вице-президента НТС, существующие диспаритеты цен регулируются только в ручном режиме. Добыча отдельно от переработки, переработка – от опта, мелкий опт и розница – также отдельно. При этом изменение фискальных параметров в одних наносит удар другим, а в розничном сегменте на потребителе не отражается.

Объясняется это тем, что в России сложилась двухконтурная система реализации нефтепродуктов. Первый контур: опт и мелкий опт, который связан с экономикой добычи и переработки и там система действует в относительно рыночном режиме в постоянной взаимосвязи с мерами министерства финансов по изменениям фискального режима.

«Положение в отрасли тяжелое, основная задача – наполнение бюджета с помощью валютной выручки и балансирование с попытками нахождения инвестиций для поддержания и развития. Главный фактор – Минфин, который основной задачей отрасли ставит рост поступлений в бюджет. За последние 20 лет фискальный режим менялся в среднем 2 раза в год», – подчеркивает Гусев.

Второй контур – реализация нефтепродуктов населению. С 2019 года рост цен на нефтепродукты ограничен пределами инфляции и дополнительно рост прямых налогов на топливо, напоминает вице-президент НТС. Поэтому во взаимодействии с населением основные убытки несут непосредственно сети автозаправочных станций. Они получают нефтепродукты по почти рыночному ценообразованию, учитывающему мировые тенденции, но продавать вынуждены в условиях жестко установленных ценовых пределов.

«Причем независимым сетям АЗС тяжелее, так как у них нет возможности создания центров затрат в добыче или переработке, – указывает Гусев. – Одновременно с этим жесткое лобби торговых сетей всячески препятствует развитию торговли сопутствующими товарами на АЗС. Также не созданы конкурентные условия для автозаправок в части развития сопутствующего бизнеса, не созданы государством преимущества, которые могут компенсировать отрицательную маржинальность реализации топлива населению».

Ранее в понедельник компания Refinitiv опубликовала данные по ценам на автомобильное топливо за прошедшую неделю. Средняя по России стоимость бензина в рознице выросла на 9-12 копеек за литр, дизель подорожал на 6 копеек. Однако по отдельным видом топлива в ряде регионов рост цен достигал 23-35 копеек за литр.
Читайте также
27 сентября 2022
Это связано с проблемой нехватки электроэнергии в преддверии зимы
27 сентября 2022
25 ноября 2022 года в Москве в отеле «Балчуг Кемпински»
27 сентября 2022
Shell планирует построить заводы по производству экологичного авиационного топлива (SAF)