Необходимы нефтяные хабы федерального значения
В марте 2022 года спрос на топливо на внутреннем рынке упал. Оптовые цены падали с высоких уровней сразу до 45%. Крупнооптовым трейдерам повезло и они смогли "придержать" товар. "У нас были товарные запасы, которые, если бы мы продали в тот момент, принесли бы нам серьезный убыток. Но мы это делать не стали и правильно поступили, так как цены восстановились, и нам рентабельно удалось реализовать товар", - рассказывает Максим Дьяченко, управляющий партнер группы компаний "Петролеум Трейдинг". Но не все компании тогда смогли выдержать давление обстоятельств.
К примеру, гибкость рынку весной могло придать наличие крупных нефтехранилищ, в которых можно хранить большие объемы нефти, несколько миллионов тонн. На российском же рынке существуют максимальные частные нефтебазы до 30 тысяч тонн, более вместительные - до 300 тысяч тонн принадлежат ВИНК. Подобное инфраструктурное ограничение является риском при возникновении различных форс-мажоров.
"У нас спотовый характер рынка. Товар выставляется каждый день. Соответственно, если сломался завод, товар не выставится, цена взлетит. Если у НПЗ залиты свои базы, ему больше некуда деть, к примеру, из-за санкционных ограничений он не может залить в танкер 150 тысяч, поэтому ему тут же нужно отгрузить на рынок. Спотовые цены сами по себе предполагают такие скачки. По-хорошему, что нам нужно сделать, это построить несколько хабов федерального значения, куда пустить всех игроков и перевести работу на срочные инструменты. Когда это можно запланировать на месяц, два, три, тогда будет более сглажено".
Читайте полную версию интервью с Максимом Дьяченко в сентябрьском номере журнала "Нефтегазовая Вертикаль".