Нефтяники снова увлеклись экспортом бензина
За первые две недели января из России экспортировано 206,31 тыс. т высокооктанового бензина, следует из предварительных данных Минэнерго. Если нефтяные компании сохранят темпы отгрузки высокооктанового бензина на экспорт до конца текущего месяца, то по итогам января из России может быть вывезено 455–460 тыс. т товара. Это станет рекордным месячным объемом экспорта, как минимум, за последние два года.
В IV квартале 2013 года из России, по предварительным данным Минэнерго, экспортировано почти 745 тыс. т высокооктанового бензина, что примерно на 200 тыс. т превысило объем экспорта за аналогичный период 2012 года.
С 9 по 22 января биржевая цена бензина Регуляр-92 производства Рязанской НПК взлетела почти на 7%, до 32350 руб./т, Уфимской группы НПЗ – на 6%, до 31000 руб./т, Ачинского НПЗ – на 15%, до 32200 руб./т, и Ангарской НХК – на 11%, до 32200 руб./т. В последние дни рост биржевых цен на бензины ускорился, при этом ситуация на рынке становится все более похожей на ту, которая наблюдалась летом прошлого года.
Происходящее на рынке бензина ставит сразу несколько вопросов. Летом 2013 года основной причиной роста цен на бензин стало резкое увеличение объема экспорта этого товара в апреле–июле, которое привело к падению товарных остатков бензина ниже на НПЗ и нефтебазах нефтяных компаний на 1,3 млн т. Однако по результатам последовавших разбирательств к компаниям не были применены санкции за изъятие бензина с внутреннего рынка, которое вылилось в 30%-ный рост цен за два с половиной месяца. Пошла ли на пользу такая снисходительность в отношении нефтяных компаний, сделаны ли правильные выводы?
Весной 2011 года в России были введены заградительные экспортные пошлины на бензины в размере 90% от ставки пошлины на нефть, которым была отведена роль экономического и политического стимула для насыщения внутреннего рынка. Между тем, с января по ноябрь 2013 года из России экспортировано 2,26 млн т высокооктанового бензина, что на 33,8% превысило объем экспорта товара за аналогичный период 2012 года. Получается, заградительные пошлины перестали работать еще в прошлом году?
Пора задуматься о неоднозначном влиянии дифференциации акцизов в зависимости от экологического класса бензина и дизтоплива. В настоящее время на бирже торгуется 70% бензина экологического класса 5. При этом, когда возникает необходимость обосновать прибыльность экспорта, в формулу расчета экспортного паритета закладывается не акциз для класса 5 (самый низкий), а для класса 3 (самый высокий).
Ввиду несовершенства методик расчета экспортного паритета, существует возможность занижения транспортных затрат. В результате экспортный паритет может быть завышен на 5000–6000 рублей на тонну по сравнению с реальным уровнем. Такое положение дел способствует завышению цены товара на внутреннем рынке и позволяет обосновать «на бумаге» практически любые экспортные поставки.
Существующая система дифференциации акцизов не стимулирует нефтепереработку, а, скорее, провоцирует увеличение объемов экспорта товарного бензина из России, на который существует спрос внутри страны. Логика таких операций проста: на экспорт в отдельные месяцы отгружается 15–20% производимого высокооктанового бензина с некоторой потерей в экономике, если сравнивать с ценой на внутреннем рынке, но при этом завышается цена на оставшиеся 80–85% бензина, продаваемого внутри страны.
В этом раскладе бензин класса 5 реализуется на внутреннем рынке не по его экспортному паритету на уровне 27500 руб./т, а по паритету для класса 3, который составляет примерно 32500 руб./т (приведены данные для НПЗ Центральной России).
Чтобы устранить обозначенную проблему, на первом этапе достаточно установить единый акциз на товарный бензин примерно на уровне 7000 рублей на тонну независимо от его экологического класса. Акциз на прямогонный бензин должен быть ненамного выше, чем на автомобильный, чтобы у нефтяников не было формального повода производить вместо товарного бензина прямогонный и поставлять его на экспорт. Прямогонный бензин преимущественно экспортируется из России, а российским нефтехимикам это сырье поставляется без уплаты акциза.
Кроме того, комплексному решению проблемы избыточного экспорта бензина может способствовать ограничение экспортных поставок исключительно биржевым ресурсом. Для этого на бирже необходимо разработать и внедрить отдельную спецификацию для экспортного товара, предусмотрев возможность его покупки нерезидентом для экспорта и резидентом – для поставки на внутренний рынок.
В случае реализации этой идеи, торговля экспортными объемами станет полностью прозрачной, а вопрос «Как правильно считать экспортный паритет?» отпадет сам собой, так как реальную цену экспортируемого товара можно будет увидеть на бирже. Нефтяным компаниям станет сложнее поставлять ресурс на экспорт в ущерб интересам российских потребителей. Участники биржевых торгов смогут «перехватить» товар, если какая-либо компания попытается продать его экспортеру по цене ниже рыночной.
Один из западных профессиональных инвесторов в недавней статье «10 причин, по которым поклонники золота потеряли деньги» написал: «На деле любые рыночные активы стоят ровно столько, сколько за них готовы заплатить. Для сырья это особенно верно, так как для него не существует объективной меры дороговизны и дешевизны».
Эта фраза не теряет своей актуальности применительно к российскому рынку нефтепродуктов, но с одной принципиальной оговоркой. Российский рынок монополизирован, на нем снижается конкуренция и растет рыночная сила крупнейших нефтяных компаний. Поэтому в России готовность потребителей покупать нефтепродукты по высокой цене может в равной степени отражать как высокий спрос, так и намеренное ограничение предложения. Первое является объективным фактором, а второе – проявлением монополизма. С первой ситуацией должен работать сам рынок, а со второй необходимо бороться регуляторам.