04 октября 2022

Нефтяникам не хватает труб

Они вынуждены использовать ж/д для поставок нефти на Восток
Поделиться:

Из-за полной загруженности трубопроводных систем российские нефтяники прибегают к поставкам сырья на Восток по железной дороге. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на данные Argus.

Так, структура «Транснефти» «Транснефтепродукт» 25 сентября отправила в порт Козьмино 4,4 тыс. тонн сырья по железной дороге (партия ушла со станции Зуй в Иркутской области). В пункт назначения груз прибыл 3 октября.

«Коммерсант» пишет, что данные железнодорожные маршруты (от станций Зуй и Мегет, а также от Сковородино в направлении Китая или порта Козьмино) активно использовались для экспорта нефти до 2015 года. Потом была запущена вторая очередь нефтепровода ВСТО-2 (от Сковородино до терминала Козьмино в Находке), которая соединила месторождения Восточной Сибири с азиатскими рынками. Проектная мощность ВСТО-1 от иркутского Тайшета составляет 80 млн тонн в год, из них 30 млн идет по трубопроводу в Китай, 11 млн - на Комсомольский и Хабаровский НПЗ, а оставшиеся 40 млн тонн - по ВСТО-2 на экспорт.

Поскольку перекачивать нефть по трубопроводу значительно дешевле, чем везти её цистернами по железной дороге, с 2016 года ж/д маршрут перестал быть востребованным. Теперь же трубопроводных мощностей не хватает. Кроме того, санкции ЕС сильно повысят стоимость фрахта танкеров и страхования грузов, что может сделать перевозку по железной дороге более выгодной, чем отгрузку на Балтике и 40-дневный маршрут до Китая. По оценке Argus, объем поставок нефти в Козьмино по ж/д может составить 7 млн тонн в год.

Однако, как указывают источники «Коммерсанта», препятствием может быть ограниченная пропускная способность Восточного полигона (извечная проблема российской логистики). Кроме того, сейчас наблюдается нехватка цистерн.

Есть еще один аспект - переориентация части нефтяных грузов на ж/д транспорт может еще больше осложнить жизнь угольщикам РФ, поскольку для них этот маршрут является основным способом вывоза на экспорт. 

Читайте также