09 октября 2019

«Нафтогаз»: «Газпрому» ничто не мешает»

Речь идет о прямых поставках российского газа на Украину
Поделиться:
Глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил в среду, что «Газпрому» ничто не помешает начать с 2020 года поставки газа потребителям Украины.

«Как только у нас будут подписаны договоры о присоединении и как только мы внедрим европейские нормы, "Газпром" сможет прийти на этот рынок и поставлять в таком количестве, как они пожелают, – сказал Коболев. – Я не удивлюсь, если 1 января мы увидим "Газпром экспорт" поставщиком газа для больших украинских потребителей, предприятий».

При этом, по словам главы «Нафтогаза», топливо «Газпрома» могут оказаться дешевле, чем от других поставщиков.

Украина полностью отказалась от прямых поставок газа из России в конце 2015 года. Свои потребности страна с того момента обеспечивала за счет реверсных поставок из Европы. Экс-президент Украины Петр Порошенко в 2016 году признавал, что реверс значительно дороже, однако такой, по его словам, была цена независимости.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер в ходе встречи с Уполномоченным Федерального Правительства ФРГ по транзиту газа через Украину Георгом Графом Вальдерзее, состоявшейся в среду, подчеркнул, что в первую очередь Украине надо определиться с объемами прямых поставок из России. Миллер отметил, что именно от этого будет зависеть пропускная способность украинской газотранспортной системы, и, соответственно, транзит.

«Газпрому» и раньше ничто не мешало поставлять газ на Украину, – напоминает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшкова. – В соответствии с контрактом, заключенном еще в 2009 году (он заканчивается с началом 2020 г., – НГВ), по-прежнему действует режим предоплаты, если бы Киев перевел деньги, «Газпром» поставил бы соответственные объемы».

Вопрос, по словам Юшкова, в том, нужно ли это самому «Газпрому». Фактически, реверсные поставки, которые сейчас обеспечивают потребление Украины – это тот же самый российский газ, точнее его остатки, не пригодившиеся европейским контрагентам «Газпрома».

«При реверсной схеме «Газпром» получает тот же доход (причем, возможно, что при прямых поставках доход был бы меньше), но не получает проблем связанных с поставками на Украину, таких, как политизация газового вопроса», – поясняет Юшков.

Поэтому эксперт считает, что упоминание прямых поставок со стороны «Газпрома» – это попытка отвлечь «Нафтогаз» от темы транзита, гораздо более важной для российской компании. Предполагается, что с 2020 года транзитом будет заниматься отдельная компания «Магистральные газопроводы Украины», выделенная из состава «Нафтогаза» и подконтрольная украинскому Минфину.

«Нафтогаз» выступал против такой модели собственного реформирования (анбандлинга), компании не хочется терять контроль над ГТС и транзитом, и она может попытаться торпедировать реформу и заключение транзитного договора с новым хозяйствующим субъектом», – говорит Юшков.