07 апреля 2021

ФАС объяснила рост цен на бензин

Топливо подорожало из-за холодов и роста экспортных цен
Поделиться:
Федеральная антимонопольная служба заявила, что рост цена на бензин в России мог быть вызван похолоданием. Об этом сообщают в среду «Известия» со ссылкой на данные ФАС. Кроме того, стоимость автомобильного топлива росла из-за увеличения экспортных цен на нефтепродукты и сезонного роста спроса – как в России, так и в Европе и Азии. Также ФАС отметила снижение предложения топлива на бирже и рост мировых цен на нефть.

Согласно данным компании Refinitiv, в период с 11 по 18 января Аи-92 на АЗС стоил в среднем по России 43,8 руб. за литр, Аи-95 – 47,31 руб. Аи-100 – 53,57 руб. , а стоимость дизельного топлива составляла 49,01 рубля за литр. По итогам недели, завершившейся 2 апреля, Аи-92 стоил в рознице в среднем 45,08 рубля за литр, Аи-95 – 48,46 рубля за литр, Аи-100 – 54,63 рубля, «дизель» – 49,63 рубля.

Таким образом, с начала года бензин подорожал на 1,06 — 1,28 рубля, дизельное топливо – на 0,62 рубля за литр. Однако речь в данном случае идет о средних по РФ розничных ценах. В ряде регионов (в частности, в Сибири и на Дальнем Востоке) цены АЗС с начала года выросли примерно на 2 рубля,в зависимости от марки топлива.

В конце марта замминистра энергетики РФ Павел Сорокин в интервью «Комсомольской правде» объяснял, почему цены на бензин не снижаются вслед за нефтяными. Он назвал три причины.
Во-первых, это курс рубля, который, как правило, растет вместе с ценами на нефть и, наоборот, снижается, когда баррель дешевеет. Поэтому изменение нефтяных котировок на глобальных рынках не сильно сказывается на стоимости нефти в рублях

«Как правило, она (цена нефти, – НГВ) находится в диапазоне от 3000 до 3500 рублей за бочку. Но в середине марта, когда нефть подорожала, курс рубля не укрепился. Поэтому нефть стоила больше 5000 рублей за бочку», – пояснил Сорокин.

Во-вторых, сами по себе темпы рост топливных цен довольно плавные и не повторяют в точности динамику цен на нефть, которые могут расти или падать на десятки процентов. Удерживать розничные цены в более или менее стабильном состоянии, по словам Сорокина, позволяет демпфирующий механизм.

Третья причина – бизнес всегда неохотно снижает розничные цены, что свойственно коммерческому сектору. Так что и до введения демпфера снижение нефтяных цен не приводило к значительному снижению стоимости топлива. 
Читайте также