EIA: роста экспорта нефти Ирана не будет
EIA не ожидает непосредственного воздействия соглашения, подписанного 24 ноября между Ираном и пятью странами - постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай и Германия) -- по ядерной программе Ирана, на мировые поставки жидкого топлива.
Данное соглашение не позволяет напрямую организовать дополнительные поставки иранской нефти, но приостанавливает действие транспортных и страховых санкций в отношении банков и компаний, сотрудничающих с правительством Ирана в сфере торговли нефтью, а также с предприятиями ТЭК и нефтехимического сектора страны.
Их введение ЕС в июле 2012 года оказало значительное влияние на экспорт Ирана, но страна смогла найти обходные пути и организовать ограниченные поставки нефти в некоторые страны.
В EIA не ожидают, что эти страны смогут по крайней мере в ближайшие шесть месяцев значительно нарастить импорт нефти из Ирана без смягчения санкций, охватывающих возможности страны продавать дополнительные объемы нефти.
По оценкам EIA, в ноябре 2013 года Иран добывал 2,8 млн барр/с сырой нефти, и это снижение по сравнению со среднегодовым показателем 2011 года в 3,7 млн барр/с и 3 млн барр/с в 2012 году. Экспорт сырой нефти за первые девять месяцев 2013 года, по данным МЭА, в среднем составлял всего 1,1 млн барр/с, тогда как в 2011 году был на уровне 2,5 млн, а в 2012 году -- 1,5 млн.
Действующие санкции США и ЕС нацелены на экспорт и импорт нефти Ирана, они запрещают масштабные инвестиции в нефтегазовый сектор страны и отрезают стране доступ к европейским и американским источникам финансовых сделок. Дополнительные меры воздействия затрагивают ЦБ Ирана, в то время как ЕС ввел эмбарго на иранскую нефть и в июле 2012 года запретил Европейскому клубу взаимного страхования обеспечивать иранских поставщиков нефти страховкой и вторичной страховкой.
А европейские страховщики принимают в страховку страховые полисы мирового танкерного флота, охватывая 95% танкеров всемирно. От этого запрета пострадал иранский нефтеимпорт, так как отсутствие адекватного страхования препятствует продажам сырой нефти страны.
В июле 2012 года иранский экспорт упал до менее 1 млн барр/с именно потому, что покупатели из Японии, Китая и Северной Кореи столкнулись с трудностями поиска страховых альтернатив. К августу и сентябрю 2012 года экспорт несколько восстановился, так как упомянутые страны начали выдавать государственные гарантии судам, перевозящим иранскую нефть и конденсат, а Китай и Индия начали обеспечивать гарантии иранского страхового общества Kish P&I Club по судам, поставлявшим нефть на их НПЗ.
В 2012 году выручка от экспорта нефти Ирана была значительно ниже, чем $95 млрд в 2011 году. По самым оптимистичными данным, в 2012 году она составила $69 млрд, это если предполагать, что Иран мог получать платежи в твердой валюте за весь экспорт и не предлагал скидок, несмотря на действие санкций ЕС и США. Такая оценка может сильно завышать реальный объем доходов от нефтеэкспорта.
СогласноThe Economist Intelligence Unit, в Иране на доходы экспорт нефти приходится 80% от общих экспортных поступлений, и 50-60% государственных доходов.
Скачать материал можно по ссылке: