25 октября 2022

Демпфер становится рискованным для бюджета

Мнение эксперта
Поделиться:

Биржевые цены на автомобильные бензины в России снижаются уже второй месяц подряд, что указывает на необходимость пересмотреть подходы к субсидированию нефтепереработки, считает независимый эксперт Борис Луцет.

Так, согласно данным СПбМТСБ, стоимость бензина Премиум-95 в Европейской части России за месяц (с 26 сентября по 25 октября) снизилась с 41375 до 37565 за тонну.

IMG_1B5D799694DF-1.jpeg

«Общеизвестно, что начиная с сентября демпфер по бензинам был сокращён до конца года. А затем было принято решение продлить эту норму и далее. Тем не менее, как можно видеть, эти уже принятые и планируемые законодательные решения никак не сказались на динамике оптовых цен - на них продолжают воздействовать совершенно иные факторы», - отмечает эксперт.

В связи с этим вопрос о влиянии налоговых субсидий на цены оптового рынка переходит в разряд риторических. Но расходы бюджета на выплаты нефтяным компаниям, тем не менее, растут очень высокими темпами.

«Как можно видеть из материалов к проекту федерального бюджета, в этом году выплаты по обратному акцизу на нефтяное сырьё должны составить более 3 трлн рублей при том, что было запланировано 940 млрд. А на следующий год только в планах более двух триллионов, а по факту скорее всего снова будет значительно больше. И что характерно: планируемая доля демпфера в общей сумме обратного акциза резко возрастает», - подчеркивает Луцет.

По его мнению государству стоило бы изменить подходы к субсидированию нефтепереработки: «Отказаться от акцизного демпфера Минфин и Минэнерго в обозримой перспективе, видимо, не смогут. Но изменить подходы к определению размера субсидии им по силам. Например, было много разговоров о неприемлемости котировок иностранных ценовых агентств - прислушайтесь к аргументам специалистов. Оттолкнувшись от этого, можно порассуждать и о самом принципе расчёта субсидий как разницы между экспортной альтернативой и некой индикативной ценой. Самое время отвязаться от условных величин в пользу реальных рыночных индикаторов, в противном случае демпфер из механизма стимулирования поставок на внутренний рынок рискует окончательно превратиться в плохо контролируемый источник дополнительных расходов бюджета. Главное, чтобы при обсуждении очередных «донастроек» услышали всех участников рынка, а не только ВИНК. Может быть и резервы для снижения цен на АЗС тогда найдутся».