За последние 20 лет мировой нефтяной рынок претерпел существенные изменения. Появились новые полюса влияния – сланцевая добыча в США, рост потребления в странах АТР и создание ОПЕК+. Ресурсная база в Европе оказалась истощена, а в крупнейшей по запасам «черного золота» Венесуэле свирепствует затяжной экономический кризис. Развитие Ирака, Ливии, Нигерии и Сирии было остановлено гражданскими войнами и интервенциями – страны оказались отброшены назад в истории на несколько десятков лет. В отношении России и Ирана действуют санкции США, которые, однако, не совершили честное харакири и не применили их к Саудовской Аравии после убийства Джамаля Хашогги, хотя абсолютно непонятно, чем он хуже Сергея Скрипаля. В результате конкуренция на рынке растет, нефтяные цены нестабильны и подвержены чрезмерному влиянию информационного поля, а в отрасли возникают международные альянсы, возможность которых еще несколько лет назад не рассматривалась даже теоретически.
Пошлинные субсидии сделали эффективными инвестиции в простую нефтепереработку, но сами возникшие предприятия не представляют ценности для российской экономики. Фактически государство все это время растрачивало и продолжает растрачивать нефтяную ренту на поддержку предприятий, не способных производить качественную продукцию, в которой нуждался бы внутренний рынок. Не случайно все реформы системы нефтяных экспортных пошлин, начиная со знаменитой «60–66» и заканчивая большим налоговым маневром, помимо других целей, преследовали цель удушения простой нефтепереработки путем сокращения ее субсидирования.
Тем не менее простые НПЗ, выросшие на дрожжах пошлинных субсидий, выжили и в 2017 году переработали 20,2 млн тонн нефти. Стартующее 1 января 2019 года завершение налогового маневра нацелено на полное прекращение их субсидирования. Но положит ли это конец их существованию или нужны иные меры?