Свежий выпуск №22'17

Спецвыпуск. Аналитическое обозрение "Вектор"

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере
Статья
Автор: АЛЕКСАНДР БЫЛКИН, АННА ЛЬВОВА, VYGON Consulting
Могут ли небольшие нефтеперерабатывающие заводы, мощностью в 100 раз меньше привычных НПЗ, оказать заметное влияние на отечественный рынок нефтепродуктов? Ответ утвердительный, особенно если учесть способность большей части мини-НПЗ обходить существующие регуляторные ограничения.
Рынок не ощущает функционирования отдельно взятых независимых от ВИНК теневых мини-НПЗ, но  суммарно их  деятельность сопоставима с  небольшой нефтяной компанией. Однако, в  отличие от последней, они не приносят дополнительных бюджетных поступлений и не производят качественных моторных топлив.
Статья
Автор: СЕРГЕЙ СМИРНОВ, Независимый эксперт, Казахстан
Неспособность казахстанских НПЗ обеспечить потребности внутреннего рынка породила дефицит топлива, который растянулся на годы. Правительства меняются, но проблемы не решаются. При ежегодной добыче почти 80 млн тонн нефти страна не может обеспечить себя необходимым объемом горюче-смазочных материалов. Особенно тяжелая ситуация складывается с высокооктановыми сортами бензина. Из года в год повторяющаяся проблема каждый раз оказывается для правительства абсолютно неожиданной. Проводятся многочисленные совещания, на  которых чиновники находят оправдания очередному кризису, но извлечения уроков для предупреждения перебоев с топливом не происходит. День сурка продолжается. Не стала исключением и наступившая осень…
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Производство сжиженного углеводородного (нефтяного) газа (СУГ) – надежный источник прибыли для нефтегазовых компаний в бывшем СССР. Цены на него быстро растут и в странах изготовления, и в государствах-импортерах. Растет и потребление, так как рыночная стоимость СУГ по-прежнему ниже цен на нефтепродукты, а круг потребителей весьма широк: от нефтехимических производств до автомобилей и закусочных в местах, лишенных электричества. Сжиженный нефтяной газ чрезвычайно конкурентоспособный товар на рынке углеводородов. В бывшем СССР целый ряд стран – от Беларуси до Узбекистана – занимается производством СУГ, но только у двух – России и Казахстана – годовые промышленные объемы исчисляются миллионами тонн. В РФ это 15–17 млн тонн ежегодно, а РК выпускает почти 3 млн. Казахстан тесно связан с  Россией и  встречными поставками СУГ, и  непрерывной конкуренцией на  рыночном пространстве от  Европы до  Китая. Соответственно, казахстанский сегмент сжиженного углеводородного газа это источник и возможностей, и рисков для широкого круга российских компаний – производственных, торговых, экспедиторских, поставщиков других разнообразных услуг для данной подотрасли.
Статья
Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА «Нефтегазовая Вертикаль»
С целью привлечения средств для реализации стратегии «Видение 2030» Саудовская Аравия объявила о намерении частично приватизировать национальную нефтяную компанию Saudi Aramco. Первичное публичное размещение 5 % акций намечено на конец 2018 года. Однако окончательные решения о времени, месте и форме листинга пока не приняты. Неопределенность добавляет реальная стоимость компании, так как заявленная правительством оценка $2 трлн вызывает сомнения в компетентных аналитических кругах.
За  исключением подтверждения ранее объявленных сроков, представители Королевства никаких заявлений не делают. В отсутствие официальной информации вопросы, связанные с приватизацией крупнейшей в мире нефтяной компании, решаются на уровне предположений и неформальных сведений от якобы близких к теме источников. Молчание Эр-Рияда дает повод для предположения о разногласиях в правительстве и возможном сдвиге сроков IPO за пределы 2018 года. По самым свежим сведениям из уст наследного принца Мухаммада ибн Салмана в конце октября, работа по IPO идет в заданном темпе и готовится множество решений, о которых вскоре будет объявлено.
Статья
Автор: АЛЕКСАНДР МАЛАНИЧЕВ, приглашенный профессор РЭШ
Несмотря на стремительное развитие «зеленых» технологий, нефть остается одним из главных энергоносителей, который обеспечивает поступательное развитие мировой экономики. Высокий уровень цен на нефть еще несколько лет назад обеспечивал инвестиции в разведку и добычу на уровне 4 % мирового ВВП. Страны-экспортеры получали более $1 трлн в год за поставки этого сырья и использовали данные средства на развитие инфраструктуры, модернизацию производства и увеличение благо- состояния граждан.
Ситуация резко изменилась после начала снижения цен на нефть в середине 2014 года. Это привело к замедлению развития стран ОПЕК, рецессии в России, ослаблению роста инвестиций в экономику США и к сдерживанию инфляции в развитых государствах. Считается, что существенную роль в падении нефтяных котировок сыграло увеличение добычи нефти на сланцевых месторождениях в США. Дальнейшие перспективы сланцевой революции во многом связываются с освоением крупнейшего перспективного бассейна Permian. Он обладает гигантскими ресурсами нефти, превосходящими потенциал саудовского месторождения Гавар. А использование передовых технологий позволило серьезно снизить издержки производства нефти в этом бассейне.
Статья
Автор: АНАСТАСИЯ ОКОРОЧКОВА, эксперт в области устойчивого развития, НИКИТА КОРНЮХИН, эксперт в области нефтяной и газовой промышленности
Новости о достижениях «зеленой энергетики» не сходят со страниц газет и журналов, редкий отраслевой форум обходится без круглого стола на тему возобновляемых источников энергии (ВИЭ), интернет пестрит новостями о беспрецедентно дешевой и чистой энергии. Однако в этом потоке информации лишь иногда встречаются упоминания о Российской Федерации. Даже Китай с его почти 75 %-й долей угля в энергобалансе страны нередко приводится в обзорах ведущих мировых аналитических агентств в качестве образца для подражания в связи с громкими заявлениями о намерениях резко увеличить долю возобновляемой энергии. России же внимания уделяется много меньше. Возникает вопрос: насколько справедливо формируемое информационным полем впечатление, что наша страна находится как бы на обочине новых мировых веяний в энергетической сфере?
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» будет прокачано нефти меньше прошлогоднего. Результат для компании, по трубам которой течет 85 % всей добываемой в России нефти, вполне предсказуемый: исполняя обязательства, взятые нашей страной по соглашению ОПЕК+, нефтяники несколько снизили объемы добычи. Но, в принципе, для «Транснефти» это проходной эпизод. Главное, что за годы после распада СССР российская нефтетранспортная монополия значительно окрепла и расширила географию поставок. Лишь в воспоминаниях остались времена, когда за место в нефтяной трубе шла нешуточная борьба. Компания продолжает развивать систему нефтепроводов. Только в  этом году введены в  эксплуатацию несколько важных объектов, в том числе магистральные нефтепроводы Заполярье–Пурпе и Куюмба–Тайшет. Показательно, что даже после падения цен на нефть нефтетранспортная монополия не снизила объем инвестиций.
Говоря о современных трендах в деятельности компании, следует отметить, что акцент ее инвестиционной активности постепенно смещается от строительства новых магистралей к обеспечению активного долголетия старых транспортных объектов. Что касается нового строительства, здесь теперь больше внимания уделяется развитию нефтепродуктопроводов. А расширять нефтетранспортную систему «Транснефть» предпочитает в восточном направлении. Впрочем, к этому ее побуждают интерес нефтяников и реальная рыночная ситуация.
Статья
Автор: ПАВЕЛ КОНДУКОВ, директор группы оказания услуг нефтегазовым компаниям Департамента налогового и юридического консультирования, KPMG
В России продолжается обсуждение различных идей и инициатив, связанных с оптимизацией налогообложения добычи углеводородного сырья: введение налога на дополнительный доход (НДД), корректировка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), режима экспортных пошлин и т. д. Время от  времени отраслевые специалисты и  топ-менеджеры нефтяных компаний вспоминают и о режиме соглашений о разделе продукции (СРП), но существенного развития эта тема не получает. Между тем режим СРП давно прописан в российском налоговом законодательстве – после долгих дебатов соответствующий инструментарий включили в Налоговый кодекс, а впоследствии ни разу не применили на практике.
Возможно, разработка российско-казахстанских месторождений Хвалынское и  Центральное, находящихся в Каспийском море и имеющих российскую «прописку», все же будет осуществляться на условиях СРП. И если это случится, будет создан важный прецедент использования в современной практике специального налогового режима. Разумеется, правовую базу придется доработать, исходя из собственного российского опыта и с учетом опыта соседей.
Статья
Автор: АЛЕКСАНДРА КОНОВА, «Делойт», СНГ , ОЛЬГА ЖУКОВА, ПАО «Газпром»
В чем заключается современная налоговая функция в нефтегазовых компаниях? Каковы ее цели, особенности и параметры будущего развития? Такие вопросы возникают все чаще и чаще на фоне быстро меняющегося налогового законодательства.
Налоговым директорам приходится решать все более сложные задачи. Чем перспективнее становится налоговая функция как направление, тем динамичнее выстраиваются ее связи внутри холдингов с финансовой, юридической, бухгалтерской и коммерческими службами. В условиях неопределенности большое значение приобретают централизация, регламентация, унификация и контроль над реализацией. Управление эффективной налоговой ставкой в группе компаний и единая групповая налоговая методология становятся насущными проблемами налогового специалиста.
Статья
Автор: ДЕНИС БОРИСОВ, ДМИТРИЙ ДЗЮБА, Московский нефтегазовый центр EY
Почему стоимость бензина в России постоянно растет не только в условиях увеличения, но и падения мировых цен на нефть? Этот вопрос является одним из наиболее популярных, при этом ответ на него связан с комплексным характером системы ценообразования на моторные топлива в стране. Безусловно, глобальная конъюнктура оказывает существенное влияние на российский рынок нефтепродуктов, однако важнейшую роль играет и отечественная система налогообложения, подверженная постоянным изменениям. В частности, уменьшение вывозных пошлин на нефтепродукты способствовало повышению так называемого экспортного нетбэка, что толкало вверх отпускные цены на НПЗ.
При этом весомый вклад в цены, которые водители видят на АЗС, вносят и косвенные налоги. В первую очередь акциз, который постоянно растет. В результате в последние годы динамика повышения цен на бензин далеко не всегда соответствовала ожиданиям потребителей. Справедливости ради отметим, что бензин в России остается относительно дешевым по сравнению с большинством зарубежных стран. Тем не менее при определении дальнейшего направления фискальных реформ необходимо очень тщательно оценивать их последствия для конечных потребителей моторного топлива.
Статья
Автор: ВИТАЛИЙ ЕРМАКОВ, заведующий Центром анализа энергетической политики НИУ ВШЭ, ДАРЬЯ КИРОВА, эксперт Центра анализа энергетической политики НИУ ВШЭ
В эпоху низких цен на сырьевые товары вечный конфликт интересов производителей углеводородов и государства относительно оптимальной величины налоговой нагрузки разгорается еще сильнее. В России, бюджет которой формируется главным образом за счет нефтегазовых налогов, эта проблема носит особенно острый характер. Преследуя благую цель создания более стабильного и справедливого способа взимания налогов, в 2014 году государство предложило дифференцированную систему налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для российского природного газа. Но применение этой модели на практике привело к непредвиденным последствиям.
В условиях профицита свободных производственных мощностей у ПАО «Газпром» появилась возможность выбирать между высокой и низкой ставкой НДПИ, увеличивая добычу на льготируемых месторождениях и снижая добычу на тех, где льготы отсутствуют. В результате государство уступило контроль над важнейшими инструментами влияния на экономически оптимальный выбор портфеля добывающих газовых активов. Одновременно кривая себестоимости добычи российского газа без учета налогов сместилась вверх, так как в добыче выросла доля льготируемых месторождений с более высокой себестоимостью (не включая НДПИ). Это увеличивает общую себестоимость поставок и снижает традиционное конкурентное преимущество российской газовой отрасли.
Статья
Автор: ВЛАДИМИР СОЛОВКИН, эксперт Ассоциации «АссоНефть»
8 ноября Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поступивший из правительства закон, содержащий очередную порцию изменений в Налоговый кодекс России. Наряду с другими нововведениями, документ предлагает расширить круг продуктов нефтепереработки, относимых к средним дистиллятам, как известно, облагаемых акцизом. По оценке Минфина РФ, такая мера позволит собрать в федеральную казну в 2018 году порядка 16,5 млрд рублей (но на этот счет есть большие сомнения).
Понятно, что оборотной стороной предполагаемых дополнительных бюджетных доходов станет усиление фискального пресса. К тому же, как выясняется при внимательном изучении документа, расширение налоговых обязательств затронет преимущественно независимых производителей. В то же время крупные заводы, входящие в состав ВИНК, нововведение практически не затронет, о чем заблаговременно позаботились авторы законопроекта, включившие в него специальные защитные оговорки.
Возможно, в бюджет и удастся собрать дополнительные миллиарды. Но более вероятным итогом видится сворачивание производственной деятельности в первую очередь небольших НПЗ, перерабатывающих сырье независимых нефтедобывающих компаний и поставляющих относительно дешевое топливо особому кругу потребителей, которым объективно не нужен дизель высокого экологического класса. Пострадают и крупные НПЗ, не успевшие завершить модернизацию своего производства. Исходя из того, что от предлагаемого нововведения будет больше вреда, чем пользы, целесообразно внести в законопроект уточняющие коррективы. Время и возможности для этого еще есть.
Осенью – уже традиционно – возрастает интерес к обсуждению налоговой тематики. В роли катализатора обычно выступает бюджетный процесс: правительство актив- но ищет новые способы пополнения федеральной казны и взоры, в первую очередь, обращаются к нефтегазовому сектору (куда же еще?).
В этом смысле нынешняя осень оказалась на редкость спокойной. Не родились новые версии налогового маневра, остались нетронутыми ставки налога на добычу полезных ископаемых…
Не  так чтобы про  нефтегазовый сектор забыли совсем. Но обошлось без серьезных претензий на новые куски пирога нефтегазовых доходов. С чего вдруг? Возможно, относительные покой и  стабильность  –  некий бонус нефтяникам за  то, что  согласились придержать добычу и  тем  самым дали возможность государству заработать на росте цен на нефть. Ведь львиная доля доходов от  удорожания нефти идет мимо нефтяников – прямиком в казну.
Статья
Автор: АНАСТАСИЯ ОКОРОЧКОВА, эксперт в области устойчивого развития, НИКИТА КОРНЮХИН, эксперт в области нефтяной и газовой промышленности
Высокий уровень неопределенности развития мирового энергетического рынка обусловлен не только сложными геополитическими процессами, но и преобразованиями мировой экономики, изменениями регуляторной среды. Растущий спрос на  энергию, повышение энергоэффективности, информатизация (цифровизация), ужесточение экологических требований, повышение себестоимости добычи нефти и рост добычи нетрадиционных видов углеводородного сырья – основные тренды развития мировой энергетики в долгосрочной перспективе.
В  век глобального технологического прорыва и  постепенного перехода к  устойчивому развитию для Российской Федерации, как для одной из ведущих энергетических держав и крупнейшего участника энергетических рынков, особенно важно определить векторы дальнейшего развития в мировом топливно-энергетическом пространстве. Будущее России в значительной мере будет определяться уровнями диверсификации структуры производства и экономической доступности энергоресурсов, повышения энергетической эффективности национального хозяйства. Ключевыми вопросами отраслевой повестки дня остаются также рациональное природопользование и повышение экологической безопасности для целей долгосрочного социо-эколого-экономического развития российского общества.
До  конца ноября в  Москве будет введена в  эксплуатацию самая мощная в  России автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС). Она станет самой мощной станцией в России – ее производительность составит 29,8 млн м 3 газа в год. До  этого на  территории, прилегающей к  Московской кольцевой автомобильной дороге, действовала одна АГНКС. По сообщению пресс-службы «Газпрома», в  2018  году планируется завершить строительство еще восьми станций.
Статья
Автор: Виталий Бушуев
Постоянные изменения на глобальном нефтегазовом рынке, неустойчивая динамика цен на углеводородное сырье не отменяют необходимости долгосрочного планирования развития топливно- энергетического комплекса (ТЭК). Но из каких предпосылок должно исходить такое планирование?
Надо ли ставить перед собой только реальные задачи, достижение которых возможно в обозримой перспективе? Или следует заглядывать в послезавтрашний день, ориентироваться на прорывные технологии и новые методы организации производства? На эти и другие темы в интервью «Нефтегазовой Вертикали» рассуждает генеральный директор Института энергетической стратегии, профессор Виталий Васильевич БУШУЕВ.