Свежий выпуск №4'14

МИРОВЫЕ ИТОГИ ’2013. НЕФТЬ И ГАЗ

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере
Статья
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Под давлением правительства переход отечественных НПЗ на выпуск топлива классов Евро-4 и Евро-5 оказался весьма стремительным. Но, как уже отмечала «Вертикаль», этот переход не сопровождался улучшением характеристик деятельности нефтепереработки. Вынужденные укладываться в прокрустово ложе государственных требований, нефтяные компании сделали ставку на сооружение установок по повышению качества горючего, а не по углублению переработки сырья.
И в большинстве случаев для достижения нужных параметров бензинов широко используются топливные добавки. По мере того, как все большее количество НПЗ переходят на выпуск Евро-4 и Евро-5, увеличивается потребность в присадках, производство которых в России пока весьма ограничено. К тому же некоторые присадки далеко не безопасны для окружающей среды и здоровья человека, и поэтому требуется переход на новые, более современные их виды.
Тем временем, вокруг присадок разгорелись серьезные политические игры. США уже запретили использование самой распространенной из них — МТБЭ, Европа стоит на пороге аналогичного запрета, а Россия продолжает наращивать их производство. Одновременно Таможенный союз перекрыл дорогу для внедрения самой верной альтернативы МТБЭ, по непонятным причинам запретив использование добавки ММА. И опять пострадавшей стороной осталась Россия…
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Одним из драйверов спроса на нефтепродукты в ближайшие годы может стать развитие авиатранспорта. С 2009-го по 2012 год пассажироперевозки увеличились на 64%, благодаря чему внутреннее потребление авиакеросина расширилось на 45,6% (в гражданской авиации — на 56,2%). По данным Минтранса, за 9 месяцев 2013 года число авиапассажиров возросло на 14%, что является лучшим показателем среди всех видов транспорта. В целом за год, по предварительным подсчетам, было перевезено около 83 млн человек.
Но так называемый коэффициент авиационной подвижности в России все еще в 3–4 раза ниже, чем в Евросоюзе и США. Это означает, что потенциал увеличения пассажиропотока огромен, а значит, есть и перспективы существенного наращивания производства и потребления авиационного топлива.
Потому ведущие ВИНК стремятся закрепиться на рынке авиатоплива. С одной стороны, идет активное строительство мощностей авиакеросина. С другой — компании стараются выстроить цепочку «от скважины до крыла», то есть так же как и в автозаправочном бизнесе максимально приблизиться к потребителю и исключить посредническое звено, активно скупая топливно-заправочные комплексы в российских аэропортах. Со своей стороны, независимые заправщики утверждают, что подобная практика ведет к олигополии и, как следствие, повышению цен на авиакеросин.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Одним из важных сегментов рынка нефтепродуктов является реализация бункерного топлива для заправки морских и речных судов. По оценкам, в России объем данного сектора составляет 8–9 млн тонн в год. А учитывая уверенный рост грузооборота российских портов в последние годы (5,6% в 2012 году и 3,9% в 2013–м), в перспективе этот рынок может преодолеть 10-миллионный рубеж. Не удивительно, что он — объект пристального внимания ведущих игроков отрасли.
Сегодня рынок бункерного топлива в России в высокой степени монополизирован, ведущие позиции на нем занимают дочерние структуры трех ВИНК — «Газпромнефть Марин Бункер», «Роснефть-Бункер» и «ЛУКОЙЛ Бункер». Малые предприятия активно вытесняются из данного сектора, что вызывает их активный протест и обращения за защитой в правительство. Поводом для дальнейшего передела отечественного рынка может стать ужесточение международных требований к бункерному топливу. Ограничение содержания в нем серы послужит стимулом для замены традиционных видов судового горючего — тяжелого (флотского) мазута и дизеля (судовое маловязкое топливо, СМТ) — на СПГ. Таким образом, число поставщиков бункерного топлива грозит ограничиться «Газпромом» и «Роснефтью» с НОВАТЭКом за спиной.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
В последний раз ФАС серьезно наехала на ВИНК в 2011 году, но урок впрок не пошел — уже в 2013 те в ответ на «маневры» государства устроили настоящий бензиновый кризис: стоимость топлива стремительно росла. Ведь отпугивающие автолюбителей ценники на бензоколонках — лишь видимая вершина айсберга, следствие более масштабных негативных процессов в отечественном НГК. С одной стороны, правительство увеличивает налоговую нагрузку на нефтяников, а с другой — ужесточает фискальное администрирование, в частности, ведет борьбу с трансфертными ценами внутри нефтяных компаний. Но платят за это конечные потребители.
В качестве панацеи правительство и многие эксперты предлагают развитие системы биржевых торгов. Действительно, теория говорит о том, что увеличение оборота на бирже нефти и нефтепродуктов позволяет установить баланс спроса и предложения и определить справедливые цены.
Но тот небольшой опыт биржевых продаж, который накоплен в России в последние годы, вызывает противоречивые оценки. Одни эксперты — всяк кулик свое болото хвалит — говорят о реальных успехах и начале формирования новой модели рынка. Другие же считают данные торги профанацией, своеобразной потемкинской деревней, воздвигнутой для успокоения ФАС и налоговиков.
Для сбора и транспортировки попутного нефтяного газа наряду с другими установками широко используются установки с винтовыми маслозаполненными компрессорами. В статье рассматриваются особенности эксплуатации этих установок на тяжелом газе, при крайне низких значениях входного давления, в холодных климатических условиях. Излагаются инженерные решения, позволяющие предотвращать влияние образования конденсата в рабочих ячейках компрессора на потребляемую мощность и не допускать нарушений циркуляции масла в масляной системе во время запуска компрессорной установки при отрицательных температурах (ниже –10°C).
Статья
Автор: Дмитрий Давыдов,старший инженер ЗАО «3М Россия» Юлия Бычкова, координатор по маркетингу и продажам ЗАО «3М Россия»
Трубопроводы — необходимые артерии для транспортировки энергоносителей. На создание разви- той сети, позволяющей доставлять газ и нефть потребителям, требуются значительные инвестиции. Большую часть стоимости (до 95%) составляют затраты на стальные трубы, фитинги и фасонные из- делия разных диаметров и формы. Стальные конструкции нуждаются в защите от коррозии для про- дления срока эксплуатации, снижения издержек, а также уменьшения вложений в капитальный ремонт. Преимущества создания внешнего защитного покрытия на трубах разного диаметра неоспоримы, однако вопрос о необходимости нанесения внутренних покрытий на трубы более дискуссионный. В данной статье мы остановимся более подробно на гладкостных покрытиях, предназначенных для транспортировки сжиженного газа по трубам диаметром от 508 мм.
Согласно распространенному литературному штампу, трубопроводы — это кровеносная система. Однако если продолжить сравнение, то выкидные линии скважин — это капилляры, система нефтесборных трубопроводов — вены, водоводы — лимфатическая система, напорные нефтепроводы — артерии… И вся эта система должна быть надежной и готовой реагировать на изменения среды. Учитывая специализацию трубопроводов, ОАО «Сургутнефтегаз» имеет различные подходы к решению проблем повышения надежности эксплуатации различных промысловых трубопроводов. Компания с уверенностью смотрит в будущее и надеется, что реализуемая в настоящий момент комплексная программа, включающая в себя применение труб с внутренним и наружным антикоррозионным покрытием, труб в стеклопластиковом исполнении, применение механического метода соединения труб «Батлер», качественный входной контроль трубной продукции, применение автоматических сварных комплексов, применение защитных втулок сварных соединений собственного производства, постоянный мониторинг коррозии эксплуатируемых трубопроводов, находящихся в эксплуатации, повысит надежность эксплуатации трубопроводов до уровня, обеспечивающего сохранение природных комплексов в неизменном и недеградированном виде в зоне своей ответственности.
Статья
Автор: ВЛАДИСЛАВ ВОЦАЛЕВСКИЙ, ЗАО «ГЕОТЕК Холдинг» ИГОРЬ ГОЦ, ОАО «Нарьян-Марсейсморазведка»
Средне- и дальнесрочные перспективы развития отечественного нефтегазового комплекса сегодня принято связывать, в первую очередь, с освоением континентального шельфа, в частности арктического. Между тем, низкая геологическая изученность региона сейсморазведкой и бурением (в сравнении с Каспием и даже Дальним Востоком), специфика работ в суровых природно-климатических и географических условиях Крайнего Севера, а также огромные финансовые, технологические и экологические риски замедляют темпы реализации проектов, в том числе стратегических.
Впрочем, Арктика — это ведь не только шельф. Огромным сырьевым потенциалом сегодня обладают месторождения, расположенные на арктическом побережье, а также в транзитной и мелководной зоне (на глубине до 30 метров). Все технологии и оборудование, а также опыт, необходимые для обеспечения эффективного, безопасного и экономически выгодного освоения данных территорий, имеются. Очевидно, что развитие направлений прибрежной и мелководной сейсморазведки в Арктике могло бы не только ускорить, но и существенно удешевить освоение ресурсов отдельных морских месторождений. Однако заинтересованность государства и недропользователей в проведении данных видов работ сегодня фактически отсутствует.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Одним из пионеров освоения российского шельфа стал ЛУКОЙЛ: компания Вагита Алекперова еще в 1990-х — начале 2000-х годов приступила к эксплуатации морских участков на Каспии и Балтике. Большие надежды возлагались и на перспективы разработки месторождений в Арктике. Но закон, закрывший частным компаниям путь на шельф, поставил крест на планах компании. Многочисленные попытки менеджмента ЛУКОЙЛа добиться отмены или хотя бы смягчения ограничения так и не увенчались успехом.
Корпоративным лоббистам не удалось решить и второй важный вопрос, связанный с деятельностью в Арктике, — получить разрешение на поставку сжиженного газа за рубеж. Недавняя либерализация экспорта СПГ не затронула ЛУКОЙЛ, и в результате его планы по освоению газовых ресурсов на севере Якутии оказались под угрозой.
Да и в рамках уже начатых российских шельфовых проектов дела идут неблестяще. На Балтике добыча падает, а на пути освоения Каспия постоянно возникают проблемы, требующие вмешательства государства. Более того, уточненные данные о химическом составе каспийского газа ставят под угрозу анонсированные на правительственном уровне планы по развитию газохимии в Южном федеральном округе.
Норвежский нефтяной директорат утвердил 48 компаний, которые могут претендовать на получение 65 новых лицензий на шельфе. Из них 38 на участки в Северном море, 19 — в Норвежском, восемь — в Баренцевом море. Еще семь разрешений будет выдано на действующие лицензии. Наибольший интерес компании проявили к северной части Северного моря и центральной части Норвежского моря.
Только 11 лицензий, все в Северном море, содержат жесткие обязательства по новой сейсмике и бурению одной скважины. Остальные предусматривают условия «бури или брось». Это означает, что лицензиат имеет один-три года на то, чтобы принять решение, будут ли они бурить разведочную скважину. Если нет, то лицензия возвращается в директорат.
Статья
Автор: АНДРЕЙ МЕЩЕРИН, «Нефтегазовая Вертикаль»
В этом году «Самотлорнефтегаз» начинает рассчитанный на несколько лет крупный инвестиционный проект, призванный более полно раскрыть ресурсный потенциал легендарного Самотлорского месторождения. Хотя знаменитые фонтаны Самотлора остались лишь в воспоминаниях, остаточные запасы месторождения все еще входят в «золотой фонд» российской нефтяной отрасли. Увы, это большей частью трудноизвлекаемые запасы, разработка которых требует применения все более совершенных технологических решений.
Собственно, «Самотлорнефтегаз», которому весной исполнится 15 лет, был создан с целью возродить месторождение, раньше времени постаревшее в условиях советской гонки за рекордными уровнями добычи. Хотя первоначальная идея возродить Самотлор с помощью инструментов СРП так и не была реализована, подготовительные работы помогли получить проектное финансирование, а затем и мировые цены на нефть заставили забыть о мрачных перспективах полного закрытия месторождения.
За прошедшие 15 лет «Самотлорнефтегаз» добился очень многого. Это и стабилизация добычи, и оптимизация фонда скважин. Предприятие является одним из лидеров отрасли по внедрению инновационных технологий, успешно решает природоохранные задачи. «Роснефть», новый владелец «Самотлорнефтегаза», поручила предприятию взять под свою опеку весь Самотлор, передав ему в управление соответствующие лицензионные участки других «дочек». А это — новые возможности раскрыть потенциал Самотлора.
Ордена Трудового Красного Знамени ОАО «Завод им. Гаджиева» является флагманом инду- стрии Дагестана и одним из крупнейших российских машиностроительных многопрофильных предприятий с полным циклом производства, начиная от проектно-конструкторских разработок сложной продукции до ее сервисного обслуживания.
Одним из направлений деятельности завода является выпуск инновационной продукции для предприятий нефтегазовой отрасли, в частности, насосных установок для добычи нефти, не уступающих лучшим зарубежным аналогам.
Статья
Автор: ОЛЕГ ЛУКИН, «Нефтегазовая Вертикаль»
Малайзийская Petronas, возлагавшая большие надежды на успешный газовый бизнес в странах Центральной Азии, решила минимизировать свое присутствие в этом регионе. В Узбекистане компания закрыла три действующих проекта в области добычи и сократила свою долю в проекте по переработке. В Туркменистане Petronas уже 18 лет не может вывести проект на максимальный уровень добычи.
Среди главных причин, помешавших малайзийцам добиться успеха в этих странах, не только не оправдавшие себя прогнозы о крупных запасах природного газа на договорных блоках, но и сузившиеся возможности для его экспорта. Пример Petronas обозначает тенденцию, что газовый сегмент рынка уже поделен и в нем осталось место только для самых крупных игроков, другим придется уйти.
Статья
Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
Мировые доказанные запасы газа к началу 2014 года составляют 210,2 трлн м 3 . В региональном плане они выросли в АТР, Африке, Латинской Америке и США, остались без изменений на Ближнем Востоке и снизились в Европе. Примечательно, что максимальный рост произошел в Мозамбике. Подтверждение продолжающихся с 2010 года открытий в новой газоносной провинции на шельфе страны позволило поднять оценку с 0,13 трлн м 3 до 2,7 трлн м 3 . Последний раз рост запасов газа такого масштаба отмечался в 2011 году в Иране. В России прирост запасов в 1000 млрд м 3 преимущественно обеспечен доразведкой Крузенштернского и Ковыктинского месторождений. Вклад новых открытий, самое крупное из которых оценивается в 16 млрд м 3 , незначителен. Мировая добыча газа в 2013 году выросла на 0,8%, до 3,4 трлн м 3 . Среди 10 ведущих стран увеличение отмечено только в США, России и Китае. Суммарные поставки СПГ в страны ОЭСР за 10 месяцев прошлого года по сравнению с тем же периодом 2012 года сократились на 4,3%, до 200 млрд м 3 . Новым экспортером СПГ стала Ангола. Цена на импортный газ в Европе, по данным Всемирного банка, в среднем составляла $11,8/млн БТЕ ($422/тыс. м 3 ), увеличившись за год на 3%. Цены спот на площадке Henry Hub в США поднялись до $3,73/млн БТЕ ($132/тыс. м 3 ). Цены на СПГ на рынке Японии снизились до $15,9/млн БТЕ ($513/тыс. м 3 ).
Статья
Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
Главный позитив прошедшего года — снижение риска возникновения нового экономического кризиса. В США начался рост спроса на нефть, в Европе замедляется темп снижения. Нефтяные цены в течение года оставались относительно стабильными, с минимальным за последнее время диапазоном колебаний.
Глобальные запасы нефти оцениваются в 231 млрд тонн. Годовой рост на 0,4% оказался самым низким за десятилетие. Рассекреченные запасы нефти России на начало 2014 года можно оценить в 18 млрд тонн, что ставит страну на шестое место в мире.
Мировая добыча увеличилась менее чем на 1%. Столь скромный результат связан с возникновением конфликтных ситуаций в нескольких странах, что привело к срыву поставок нефти общим объемом 2,6 млн барр/день. В США, при набирающем силу росте добычи, повышается уровень самообеспеченности и сокращаются поставки зарубежной нефти. На этом фоне Китай во втором полугодии выдвинулся на первое место по объему импорта нефти. Для поддержания мирового баланса Саудовская Аравия вынуждена сдерживать собственное производство.
В этих условиях Россия утвердилась в позиции мирового лидера добычи нефти. Прирост добычи в 2013 году на 1% Минэнерго РФ объясняет изменениями в налоговом законодательстве в пользу разработки трудноизвлекаемых запасов нефти. Однако потенциал налоговых преференций, по-видимому, уже исчерпан, так как к 2020 году, по прогнозу Минэнерго, добыча может вырасти только на 0,2%, до 524 млн тонн.