Читайте в номере
Статья
Статья
Фраза о необходимости подумать относительно повышения пошлин на СУГ, оброненная В.Путиным на совещании в Тобольске (см. «Тобольская свара олигархов», НГВ #21-22’13), вызвала настоящую бурю. Чиновники восприняли туманные рассуждения президента как руководство к действию и принялись разрабатывать схемы увеличения пошлин. Одни компании этому рады — они надеются, что барьеры на пути экспорта позволят насытить внутренний рынок и снизить цены на сырье. Другие же предупреждают, что непродуманная государственная политика может дестабилизировать нефтехимический рынок и поставить под угрозу реализацию крупных проектов. Участники конференции «СУГ-2013», организованной компанией CREON Energy, отметили, что ситуация в данной сфере что-то напоминает. Дежавю? Несмотря на бурные дискуссии и вроде бы активно реализуемые проекты по производству и транспортировке СУГ, на самом деле кажется, будто время застыло на месте — ни один из основных вопросов, о чрезвычайной срочности решения которых заявляли еще два-три года назад, так и не решен. А будущее данного рынка — как в рамках России, так и в мировом масштабе — остается весьма смутным.
Бурное развитие новых мировых центров газо- и нефтехимии — на Ближнем Востоке, в Китае, Индии и т.д., вкупе с возрождением отрасли в США на волне сланцевой революции, — ведет к усилению глобальной конкуренции и тем самым осложняет реализацию российских н/х проектов, ориентированных на экспорт.
Более того, серьезные конкуренты могут появиться и гораздо ближе к границам нашей страны — в государствах СНГ, свидетельством чему являются крупные проекты строительства г/х комплексов в Узбекистане, власти которого полны решимости уже в ближайшие годы запустить новые мощности. В результате республика сможет не только обеспечить свой внутренний рынок полимерной продукцией, но и начать ее масштабный экспорт — причем на те рынки, на которые рассчитывают и российские н/х компании.
Более того, серьезные конкуренты могут появиться и гораздо ближе к границам нашей страны — в государствах СНГ, свидетельством чему являются крупные проекты строительства г/х комплексов в Узбекистане, власти которого полны решимости уже в ближайшие годы запустить новые мощности. В результате республика сможет не только обеспечить свой внутренний рынок полимерной продукцией, но и начать ее масштабный экспорт — причем на те рынки, на которые рассчитывают и российские н/х компании.
Статья
Прошедший 2013 год продемонстрировал довольно противоречивые тенденции в сфере переработки и газонефтехимии. С одной стороны, объемы переработки сырья несколько возросли, а многие компании отрапортовали о вводе в эксплуатацию новых мощностей. С другой — несовершенная государственная политика постепенно загоняет отрасль в тупик, выход из которого может быть существенно осложнен в условиях прогнозируемой рецессии. Не оправдываются пока и надежды на быстрое развитие газо- и нефтехимии, которая за счет производства продукции высоких переделов могла бы стабилизировать ситуацию и в этом звене переработки.
Государство же, вместо обозначения бессменных приоритетов и правил игры, продолжает метаться, заменяя одни фискальные маневры на другие и анонсируя мегапроекты, которые вряд ли будут осуществлены. Последовательность инвестиционной политики могла бы дать несравнимо больший эффект, чем любые локальные маневры. Конкретные примеры не раз приводили участники прошедшего в Москве форума «Нефтегазопереработка в России», организованного компанией CREON Energy…
Государство же, вместо обозначения бессменных приоритетов и правил игры, продолжает метаться, заменяя одни фискальные маневры на другие и анонсируя мегапроекты, которые вряд ли будут осуществлены. Последовательность инвестиционной политики могла бы дать несравнимо больший эффект, чем любые локальные маневры. Конкретные примеры не раз приводили участники прошедшего в Москве форума «Нефтегазопереработка в России», организованного компанией CREON Energy…
Статья
Конкуренция на мировом рынке СПГ усиливается, но параметры анонсированных российских проектов не дают оснований надеяться на то, что отечественное сырье по себестоимости окажется дешевле зарубежного. Основную тревогу вызывают технические аспекты некоторых проектов, особенно в Арктической зоне.
В частности, как отмечали участники конференции «СПГ-2013», организованной компанией CREON Energy, выбор порта Сабетта в качестве отправной точки весьма сомнителен. Тяжелые природно-климатические условия Ямала приведут к существенному удорожанию работ. А фактический развал отечественного ледокольного флота неминуемо отсрочит реализацию данного проекта.
В то же время на второй план отодвинут проект «Печора-СПГ», который как раз и мог бы стать основной базой для поставок сжиженного газа из Арктики, поскольку он обладает гораздо лучшими исходными параметрами. Но лоббисты у него оказались слабее, чем у «Ямал-СПГ», и поэтому велика вероятность того, что корпоративные интересы вновь возьмут верх над здравым смыслом.
В частности, как отмечали участники конференции «СПГ-2013», организованной компанией CREON Energy, выбор порта Сабетта в качестве отправной точки весьма сомнителен. Тяжелые природно-климатические условия Ямала приведут к существенному удорожанию работ. А фактический развал отечественного ледокольного флота неминуемо отсрочит реализацию данного проекта.
В то же время на второй план отодвинут проект «Печора-СПГ», который как раз и мог бы стать основной базой для поставок сжиженного газа из Арктики, поскольку он обладает гораздо лучшими исходными параметрами. Но лоббисты у него оказались слабее, чем у «Ямал-СПГ», и поэтому велика вероятность того, что корпоративные интересы вновь возьмут верх над здравым смыслом.
Уже в нынешнем году «Газпром» и «Роснефть» собираются наконец-то приступить к геологоразведке тех многочисленных участков на российском шельфе, которые они с избытком набрали себе за последние годы. Власти тем самым намерены и обеспечить замену истощающимся месторождениям Западной Сибири после 2020 года, и создать мощный стимул развития промышленности за счет производства оборудования и оказания услуг для морских проектов.
Но сейчас, когда госкомпании находятся «на низком старте», стало очевидным — одновременно решить эти две задачи не удастся. Одно из двух — либо освоение Арктики (по крайней мере, на первом этапе) будет идти на основе зарубежных технологий, оборудования и материалов, либо же придется несколько отложить реализацию шельфовых проектов, чтобы успеть подготовить соответствующую материально- техническую базу.
Естественно, и нефтегазовое, и машиностроительное лобби оказались на разных баррикадах. «Роснефть» уже обратилась в правительство с просьбой освободить от налогов и пошлин импортное оборудование, необходимое для морских разработок. И хотя с подачи машиностроителей готовятся документы, которые могут закрепить обязательную долю закупок отечественной техники при реализации шельфовых проектов, победителей искать не придется, недаром они именуют себя «национальным достоянием».
Но сейчас, когда госкомпании находятся «на низком старте», стало очевидным — одновременно решить эти две задачи не удастся. Одно из двух — либо освоение Арктики (по крайней мере, на первом этапе) будет идти на основе зарубежных технологий, оборудования и материалов, либо же придется несколько отложить реализацию шельфовых проектов, чтобы успеть подготовить соответствующую материально- техническую базу.
Естественно, и нефтегазовое, и машиностроительное лобби оказались на разных баррикадах. «Роснефть» уже обратилась в правительство с просьбой освободить от налогов и пошлин импортное оборудование, необходимое для морских разработок. И хотя с подачи машиностроителей готовятся документы, которые могут закрепить обязательную долю закупок отечественной техники при реализации шельфовых проектов, победителей искать не придется, недаром они именуют себя «национальным достоянием».
Реализация шельфовых проектов, намеченных «Газпромом» и «Роснефтью», требует, помимо разработки новейших технологий и производства соответствующего оборудования, решения еще одной важной задачи — создания береговых баз. Несмотря на то, что госкомпании уже объявили о своих намерениях в самое ближайшее время начать активную стадию геологоразведки на шельфе, остается множество нерешенных вопросов, связанных именно с обеспечением береговых «тылов».
Часть баз придется создавать в тяжелых природно- климатических условиях или в районах с неразвитой инфраструктурой, что ляжет дополнительным финансовым бременем на шельфовые проекты, потенциальная прибыльность которых и так близка к порогу рентабельности.
Часть баз придется создавать в тяжелых природно- климатических условиях или в районах с неразвитой инфраструктурой, что ляжет дополнительным финансовым бременем на шельфовые проекты, потенциальная прибыльность которых и так близка к порогу рентабельности.
Лицензионные площади «Роснефти» в Карском море находятся на шельфе архипелага Новая Земля. В 2014 году здесь будет пробурена первая скважина, в 2020 году начнется добыча. О природных и техногенных проблемах освоения российского шельфа Арктики сказано много. О том, что в опасной близости находятся многочисленные захоронения радиоактивных отходов, говорится редко, и преимущественно кулуарно.
Результаты экспедиций последних лет показывают, что радиационные показатели состояния морской среды пока в норме. Однако постоянный всеохватывающий мониторинг всех захороненных объектов невозможен из-за неполноты данных о состоянии их защитного покрытия, отсутствия точных сведений о местонахождении некоторых захоронений, а также суровых арктических условий, ограничивающих сезон наблюдений одним месяцем в году.
Результаты экспедиций последних лет показывают, что радиационные показатели состояния морской среды пока в норме. Однако постоянный всеохватывающий мониторинг всех захороненных объектов невозможен из-за неполноты данных о состоянии их защитного покрытия, отсутствия точных сведений о местонахождении некоторых захоронений, а также суровых арктических условий, ограничивающих сезон наблюдений одним месяцем в году.
Статья
Одним из тормозов развития российского ТЭК стали устаревшие нормативы промышленной безопасности, в то время как планы по развитию предполагают строительство ряда новых мощностей и реконструкцию старых. Эти работы ведутся преимущественно на основе зарубежных технологий, но отечественное законодательство требует при этом соблюдения российских норм и стандартов, которые зачастую не вяжутся с базовыми проектами.
Такое вынужденное сочетание «французского с нижегородским» приводит к значимым финансовым потерям, а также к затягиванию сроков сооружения и модернизации объектов. Большинство компаний пытаются как-то мириться с ситуацией, нанимают проектные институты, чтобы адаптировать под российские условия разработки западных проектировщиков.
Первой свое недовольство выразила «Газпром нефть», которая предложила вообще отказаться от жесткого предписывающего регулирования с переходом на старый принцип «разрешено все, что не запрещено». Коллег поддержал СИБУР, предложивший собственную модель реформы техрегулирования. Остальные рыночные игроки пока предпочитают «отсиживаться в окопах» и ждать, чем же закончатся реформистские инициативы СИБУРа и «Газпром нефти». А раз так, то на каждый СИБУР найдется свой Онищенко…
Такое вынужденное сочетание «французского с нижегородским» приводит к значимым финансовым потерям, а также к затягиванию сроков сооружения и модернизации объектов. Большинство компаний пытаются как-то мириться с ситуацией, нанимают проектные институты, чтобы адаптировать под российские условия разработки западных проектировщиков.
Первой свое недовольство выразила «Газпром нефть», которая предложила вообще отказаться от жесткого предписывающего регулирования с переходом на старый принцип «разрешено все, что не запрещено». Коллег поддержал СИБУР, предложивший собственную модель реформы техрегулирования. Остальные рыночные игроки пока предпочитают «отсиживаться в окопах» и ждать, чем же закончатся реформистские инициативы СИБУРа и «Газпром нефти». А раз так, то на каждый СИБУР найдется свой Онищенко…
Несмотря на глобальный экономический кризис, Россия пытается по-прежнему наращивать производство нефти. Недавно Минэкономразвития повысило прогноз добычи на 2013 год до 520 млн тонн, что на 1 млн тонн больше, чем планировалось ранее, и на 0,2% больше, чем было извлечено из недр в прошлом году.
Однако эксперты предупреждают: силы и средства, затрачиваемые на обеспечение данного прироста, неадекватны получаемому результату. Так, объемы бурения за первый квартал увеличились на 3% при сохранении добычи на стабильном уровне.
Но как обещают нефтяные компании, пик масштабов бурения еще впереди. На 2014–2016 годы намечена сдача в эксплуатацию ряда крупных месторождений — им. Филановского, Новопортовского, Русского, им. Требса и Титова, Наульского, Восточно-Месояхского и Западно-Месояхского.
Однако уже в 2016 году в отрасли может наступить новый период стагнации — ожидается, что объем бурения сократится на 11,4% по сравнению с 2012 годом…
Однако эксперты предупреждают: силы и средства, затрачиваемые на обеспечение данного прироста, неадекватны получаемому результату. Так, объемы бурения за первый квартал увеличились на 3% при сохранении добычи на стабильном уровне.
Но как обещают нефтяные компании, пик масштабов бурения еще впереди. На 2014–2016 годы намечена сдача в эксплуатацию ряда крупных месторождений — им. Филановского, Новопортовского, Русского, им. Требса и Титова, Наульского, Восточно-Месояхского и Западно-Месояхского.
Однако уже в 2016 году в отрасли может наступить новый период стагнации — ожидается, что объем бурения сократится на 11,4% по сравнению с 2012 годом…
Статья
Газовая отрасль России обеспечивает около 10% ВВП, приносит стране 12% экспортной выручки и более чем на 20% формирует доходы госбюджета. Эти цифры, подтверждающие известный тезис Виктора Черномырдина, что газ в России больше чем газ, были озвучены в ходе парламентского круглого стола, посвященного законодательному обеспечению совершенствования рынка газа.
Дискуссия показала, что проблем и белых пятен в правовом регулировании отечественного газового рынка еще очень много. Участники обсуждения одобрительно отзывались об идее Комитета ГД по энергетике перейти от лоббирования отдельных вопросов к комплексной оценке общей ситуации и совершенствованию всей системы в целом. Но на практике получилось иначе. Слишком много накопилось взаимных обид и претензий.
Слишком занимают умы конкретные проблемы. Интересно было сопоставить позиции «Газпрома» и его коллег по газовой отрасли. И те и другие считают себя обделенными вниманием и несправедливо обиженными государством…
Между тем, наметились позитивные перемены по таким актуальным проблемам нашего газового рынка, как неплатежи, налаживание биржевой торговли и развитие сегмента газомоторного транспорта. Пусть недостаточно смелые, но все же ощутимые шаги в сторону справедливо организованного газового рынка…
Дискуссия показала, что проблем и белых пятен в правовом регулировании отечественного газового рынка еще очень много. Участники обсуждения одобрительно отзывались об идее Комитета ГД по энергетике перейти от лоббирования отдельных вопросов к комплексной оценке общей ситуации и совершенствованию всей системы в целом. Но на практике получилось иначе. Слишком много накопилось взаимных обид и претензий.
Слишком занимают умы конкретные проблемы. Интересно было сопоставить позиции «Газпрома» и его коллег по газовой отрасли. И те и другие считают себя обделенными вниманием и несправедливо обиженными государством…
Между тем, наметились позитивные перемены по таким актуальным проблемам нашего газового рынка, как неплатежи, налаживание биржевой торговли и развитие сегмента газомоторного транспорта. Пусть недостаточно смелые, но все же ощутимые шаги в сторону справедливо организованного газового рынка…
В 2014 год Азербайджан вступил, завершив практически все юридические формальности, необходимые для реализации Фазы-2 газоконденсатного проекта Шах-Дениз, строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) трубопроводов.
Точки над i Баку поставил 17 декабря минувшего года, когда участники «проекта XXI века» подписали окончательное инвестиционное решение (FID) на сумму $28 млрд, включая увеличение пропускной способности Южно-Кавказского трубопровода (ЮКТ). В Баку и Брюсселе FID оценили как «историческое событие», реально запустившее весь механизм создания Южного газового коридора (до этого ЮГК «запускали» лишь вербально и с высоких трибун), составные части которого — действующий ЮКТ, TANAP и ТАР. Цена Фазы-2 Шах-Дениза и создания ЮГК стартовой мощностью 16 млрд м 3 газа в год оценены президентом Ильхамом Алиевым в $45 млрд, а начало поставок газа в Европу запланировано на конец 2019 года.
Желая успеха проекту, «Вертикаль» отмечает, что на его пути могут оказаться и подводные камни…
Точки над i Баку поставил 17 декабря минувшего года, когда участники «проекта XXI века» подписали окончательное инвестиционное решение (FID) на сумму $28 млрд, включая увеличение пропускной способности Южно-Кавказского трубопровода (ЮКТ). В Баку и Брюсселе FID оценили как «историческое событие», реально запустившее весь механизм создания Южного газового коридора (до этого ЮГК «запускали» лишь вербально и с высоких трибун), составные части которого — действующий ЮКТ, TANAP и ТАР. Цена Фазы-2 Шах-Дениза и создания ЮГК стартовой мощностью 16 млрд м 3 газа в год оценены президентом Ильхамом Алиевым в $45 млрд, а начало поставок газа в Европу запланировано на конец 2019 года.
Желая успеха проекту, «Вертикаль» отмечает, что на его пути могут оказаться и подводные камни…
Статья
Ситуация, сложившаяся на топливном рынке Казахстана, все больше напоминает театр абсурда. Причины, которыми власти республики обосновывают рост цен на бензин и его периодический дефицит на АЗС, противоречат фактам, но власти это нисколько не смущает. Так, подняв цены на бензин в октябре 2012 года в связи с ростом мировых цен на нефть, в октябре 2013 года сделали тоже самое, хотя мировые котировки снизились. Начали давать сбои и такие, казалось бы, испытанные манипуляции для обеспечения рынка топливом, как ограничения его импорта и экспорта, провалилась и затея насытить внутренний рынок китайским толлинговым бензином. Пока рынок ГСМ перенасыщен лишь обещаниями чиновников полностью обеспечить запросы потребителей в будущем.
Однозначного ответа на вопрос, сколько стоит добыча нефти из сланцевых и других плотных пород, нет. Такой вывод следует из исследования North American Resource Value канадской консалтинговой фирмы Rodgers Oil&Gas Consulting и подкрепляется большой гаммой различных оценок, которые встречаются в публикациях. Причина связана с тем, что себестоимость добычи и прибыльность проекта определяются большим количеством факторов: начальными извлекаемыми ресурсами, производительностью скважины, районом добычи, налогами и т.п.
В среднем для 15 основных плеев в США себестоимость добычи сланцевой нефти составляет $30/барр, в Канаде — $35/барр. С учетом налогов цена безубыточности оценивается в $63/барр в среднем в США и $54/барр в Канаде. Разница связана с различиями трех основных параметров, влияющих на экономические показатели: в США средняя скважина вдвое глубже, конечное извлечение нефти из скважины втрое больше, налоги выше, чем в Канаде.
В среднем для 15 основных плеев в США себестоимость добычи сланцевой нефти составляет $30/барр, в Канаде — $35/барр. С учетом налогов цена безубыточности оценивается в $63/барр в среднем в США и $54/барр в Канаде. Разница связана с различиями трех основных параметров, влияющих на экономические показатели: в США средняя скважина вдвое глубже, конечное извлечение нефти из скважины втрое больше, налоги выше, чем в Канаде.
Статья
Юго-Восточная Азия — а это и есть страны АСЕАН (Мьянма, Лаос, Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Сингапур, Индонезия, Филиппины, Малайзия, Бруней) — резко наращивает зависимость от импорта нефти. В МЭА считают, что это станет причиной предстоящих огромных расходов и сделает регион более уязвимым для возможных перебоев с ее поставками: к 2035 году, прогнозирует агентство, спад добычи на зрелых месторождениях и недостаточное число новых проектов приведут к падению добычи примерно на треть. Тем не менее, ЮВА станет четвертым по величине импортером нефти после Китая, Индии и стран ЕС. В частности, зависимость от нефти почти удвоится и вырастет до 75%, а чистый импорт увеличится с 1,9 млн до свыше 5 млн барр/сут. Расходы региона на импорт нефти к 2035 году утроятся и достигнут почти $240 млрд, при этом расходы Таиланда и Индонезии составят по $70 млрд. Не является ли такой прогноз ведущего энергетического агентства в мире поводом задуматься для российских инвесторов?
Статья
Одной из самых крепких традиций «Вертикали» стали ежегодные январские публикации событийных итогов года. С участием широкого круга отраслевых экспертов мы составляем рейтинги наиболее значимых событий и антисобытий года, магистральных тенденций в развитии нефтегазового комплекса. Кроме того, наши эксперты называют компании года и выставляют оценки органам власти за вклад в обеспечение жизнедеятельности нефтегазового комплекса страны.
Первый рейтинговый обзор «Вертикали» был опубликован 10 лет назад. И это повод обратиться к архивам и попытаться составить событийный портрет минувшего десятилетия.
К сожалению, панорама самых ярких производственных событий убеждает в том, что на обширном поле деятельности выросло не много. Иное дело — трубопроводная инфраструктура, разрастающаяся ударными темпами. С некоторой натяжкой можно говорить, что на смену «лихим нулевым» пришли уравновешенные «надцатые». Но не может не огорчать та пропасть, которая разделяет власть и бизнес.
Самые значимые и долговременные отраслевые тенденции: огосударствление сектора и протекционизм госкомпаниям, развитие транспортной инфраструктуры, а также слияния и поглощения. Кардинально изменился портрет фаворитов отрасли: вместо ЮКОСа и ТНК-ВР — «Роснефть» (хотя, основные производственные единицы, в принципе, те же). Власть эксперты постоянно критикуют, но, похоже, «пересаливают» с этим…
Первый рейтинговый обзор «Вертикали» был опубликован 10 лет назад. И это повод обратиться к архивам и попытаться составить событийный портрет минувшего десятилетия.
К сожалению, панорама самых ярких производственных событий убеждает в том, что на обширном поле деятельности выросло не много. Иное дело — трубопроводная инфраструктура, разрастающаяся ударными темпами. С некоторой натяжкой можно говорить, что на смену «лихим нулевым» пришли уравновешенные «надцатые». Но не может не огорчать та пропасть, которая разделяет власть и бизнес.
Самые значимые и долговременные отраслевые тенденции: огосударствление сектора и протекционизм госкомпаниям, развитие транспортной инфраструктуры, а также слияния и поглощения. Кардинально изменился портрет фаворитов отрасли: вместо ЮКОСа и ТНК-ВР — «Роснефть» (хотя, основные производственные единицы, в принципе, те же). Власть эксперты постоянно критикуют, но, похоже, «пересаливают» с этим…