Свежий выпуск №3-4'21

АРКТИКА И ШЕЛЬФОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере
Председатель редакционного совета журнала «Нефтегазовая вертикаль» Кирилл Молодцов о значимости самостоятельного перехода по СМП танкера «Кристоф де Маржери»
08 февраля 2021 Статья
Автор: ЮРИЙ БАНЬКО, Журналист
Сегодня российская Арктика обеспечивают добычу 80% природного газа и 17% нефти в стране. Ее недр содержат 85,1 трлн м3 «голубого топлива» и 17,3 млрд тонн «черного золота». На нее приходится 6,2% валового регионального продукта. В суровых условиях Крайнего Севера проживают 2,5 млн наших граждан. Здесь находятся объекты стратегических сил сдерживания в целях недопущения агрессии против Российской Федерации и ее союзников. Арктика – это и Северный морской путь, транспортный коридор мирового значения, используемый для доставки национальных и международных грузов. Объем перевозок по СМП, по сравнению с наиболее продуктивным советским периодом (6,5 млн тонн в 1987 году), в 2019 году вырос в пять раз и достиг 31,5 млн тонн. А в соответствии со стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента России №645 от 26 октября 2020 года, грузопоток должен вырасти к 2030 году до 90 млн тонн (в том числе транзитных грузов – до 2 млн тонн), а в 2035 году – до 130 млн тонн (транзит – до 10 млн тонн).
08 февраля 2021 Статья
Автор: Подготовлено медиа-группой «ПортНьюс» специально для «Нефтегазовой Вертикали»
Несмотря на сложную внешнеэкономическую ситуацию и заморозку ряда крупных проектов, процесс освоения российской Арктики в 2020 году продолжался с нарастающей силой. Грузопоток по Севморпути бьет исторические рекорды (см. «Грузооборот крупнейших портов Арктического бассейна за январь-ноябрь 2020 года»), новые ледоколы сдаются в эксплуатацию, хотя и с опозданием, а СК «Звезда» приступил к активному строительству арктического флота. Впрочем, не всем планам суждено быть реализованными.
08 февраля 2021 Статья
Автор: ИРИНА ФИЛИМОНОВА, АННА КОМАРОВА, ВАЛЕРИЙ КАЗАНЕНКОВ, ВАСИЛИЙ НЕМОВ, Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, Новосибирск
Устойчивое социально-экономическое развитие Арктических регионов России является одним из важнейших условий для экономического и технологического развития России, обеспечения энергетической безопасности, реализации конкурентных преимуществ в сфере энергетики и транспорта, укрепления территориальной целостности.
Особая роль Арктических регионов в инновационном росте экономики страны и комплексном развитии территорий закреплена в ряде государственных документов, имеющих стратегическое значение. Арктическая зона играет важную роль в промышленном производстве, однако в настоящее время существенно повышается значимость региона и в социально-экономическом плане.
Для реализации потенциала развития Арктической зоны необходимы привлечение инвестиций, строительство инфраструктурных объектов, разработка и внедрение новых технологий, адаптированных к арктическим условиям, повышение качества жизни на северных территориях. Это позволит реализовать конкурентные преимущества страны на международных рынках, обеспечить энергетическую безопасность, выйти на траекторию стабильного экономического роста.
08 февраля 2021 Статья
Автор: АЛЕКСЕЙ КНИЖНИКОВ, Всемирный фонд дикой природы (WWF России), ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВ, кандидат геолого-минералогических наук, Институт геоэкологии РАН

Аварийный разлив дизельного топлива в конце мая 2020 года на ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании, принадлежащей «Норникелю», войдет в историю не только как крупнейший разлив в мире такого вида нефтепродукта c беспрецедентными исками по взысканию вреда водным объектам и ущерба водным биологическим ресурсам. Он запомнится еще и попыткой менеджмента компании списать аварию на природно-климатические факторы.

Руководство «Норникеля» в лице первого вице-президента Сергея Дяченко практически сразу после случившегося объявило вероятную причину аварии – таяние многолетнемерзлых пород: «…Из-за летних аномально мягких температур, которые длились несколько лет, могло пройти растепление мерзлоты и могло произойти частичное проседание опор, на которых стоит платформа». Так ли это?

08 февраля 2021 Статья
Автор: ПАВЕЛ БОГОМОЛОВ, Кандидат политических наук
В штате Техас, этом чемпионе Америки по нефте- и газодобыче, за 11 месяцев прошлого года подали заявки на защиту от тяжелой процедуры банкротства 1656 компаний, связанных с сектором upstream, нефтегазовым сервисом, транспортировкой, переработкой и сбытом «черного золота» и «голубого топлива». А в целом по Соединенным Штатам число корпоративных жертв пандемийного года в углеводородном ТЭК достигло многих тысяч! Столь кошмарного потрясения новейшая история США еще не испытывала. А ведь речь идет не только о малых и средних отраслевых игроках. Как напоминает журнал Fortune, в бездну разорения опустились и такие «супермейджоры», как Diamond Offshore Drilling с ее былой капитализацией $6,3 млрд! А поскольку не только американцы, но и все земляне привыкли жить и работать в мире устоявшихся понятий и символов, нам подчас кажется, что самое страшное – это и есть лавинообразная полоса банкротств. Но речь-то в данном случае идет только о части проблемы. Ибо в долгосрочном плане экспертов больше волнует другое. Пугает то, что и у тех звеньев ТЭК, которые пока еще держатся на плаву, не остается пространства для финансового маневра. Иными словами, на нефтегазовом рынке все меньше доступных денег, сколь бы банально это ни звучало.
09 февраля 2021 Статья
Автор: Дмитрий Гусев, вице-президент Независимого топливного союза
Нефтяная отрасль всегда была нацелена на создание продукции глубокого передела с высокой добавленной стоимостью, но была вынуждена на первоочередные запросы общества – необходимости в простом и эффективном источнике энергии. Ни дерево, ни уголь не могли в ХХ веке обеспечить технологический переходы и повысить качество жизни людей. Что же ждет нас в XXI веке, когда «зеленая» повестка дня диктует свои условия использования ресурсов?
09 февраля 2021 Статья
Автор: МАРИЯ КУТУЗОВА, Журналист
Появление эффективных вакцин и начало массовой вакцинации против COVID-19 привело к росту цен на нефть. Акции энергетических компаний в IV квартале 2020 года продемонстрировали рекорд по квартальному приросту с 1989 года. Goldman Sachs прогнозирует среднюю цену Brent в 2021 году на уровне $65 за баррель. Saxo Bank подсчитал, что североморская смесь в декабре 2020 года «отбила» 61,8% потерь от обвала, произошедшего в начале ушедшего года. В конце 2020 года сырьевые рынки штурмовали новые высоты и, согласно прогнозам Saxo, не прекратят рост в наступившем году. Однако в краткосрочной перспективе цена может «зависнуть» в районе около $50 – по крайней мере до того момента, пока не произойдет существенное увеличение спроса.
09 февраля 2021 Статья
Автор: АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК, Советник Генерального директора ООО «Газпром экспорт», соруководитель с российской стороны Рабочей группы 2 «Внутренние рынки» Консультативного совета Россия-ЕС по газу
В последнее время проект «Северный поток – 2» (СП-2) постоянно находится в центре внимания как деловых, так и политических СМИ по обе стороны Атлантики. А отраслевые информационные сводки пестрят ежедневными сообщениями, относящимися к различным аспектам проекта. Из всего этого информационного многообразия отмечу лишь два недавних события, соседних по датам, но противоположных по существу и выводам.
09 февраля 2021 Статья
Автор: Алекс Дьюар — старший директор центра развития энергетики BCG, Раад Алькадири — старший директор центра развития энергетики BCG, Ребекка Фитц — старший директор центра развития энергетики BCG, Джейми Вебстер — старший директор центра развития энергетики BCG
До пандемии COVID-19 во всем мире начинали вырисовываться контуры «энергетического перехода» на низкоуглеродные источники энергии. Большая часть первопроходцев, которые раньше других освоили генерацию энергии из возобновляемых источников и «электрификацию энергопотребления», приходится на Европу и Северную Америку. Азиатские страны в целом отставали по темпам освоения низкоузглеродных технологий извлечения энергии, хотя и в них скорость распространения ветряной и солнечной генерации, Технологий накопления энергиии электромобилей (ЭМ) стремительно нарастала. И все же, если бы потребление нефти и природного газа в Европе и Северной Америке и сократилось, казалось, что это сокращение должно было быть компенсировано в Азии, где рост импорта нефти и газа, как ожидалось, станет основой экономического роста в предстоящие десятилетия.
09 февраля 2021 Статья
Автор: АЛЕКСАНДР КЛИМЕНТЬЕВ, Советник Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации
Активное промышленное развитие в Арктике на фоне ужесточающихся мер международного регулирования судоходства и качества топлив, ожидание введения углеродных налогов на промышленную продукцию третьих стран в Европейском союзе требуют долгосрочных, надежных и проверенных решений. В Арктике СПГ может производиться в различных регионах и обеспечить надежное энергоснабжение населенных пунктов и промышленных проектов даже в условиях декарбонизации мировой экономики.
09 февраля 2021 Статья
Автор: МЭТЬЮ СЭЙГЕРС, Вице-президент, АННА ГАЛЬЦОВА, Директор по исследованиям, КОНСТАНТИН САМАРИН, Старший аналитик IHS Markit
Добыча газового конденсата в РФ продолжает динамично расти. В последние годы он в основном идет на российские НПЗ, которые вынуждены все активнее увеличивать долю светлых нефтепродуктов в общем объеме производства В то же время экспортные железнодорожные перевозки «чистого» конденсата сокращаются. Однако, учитывая изменения в географии добычи газоконденсата в России, текущую ситуацию с газопроводами, перемены на международных рынках и поэтапную отмену экспортных пошлин после 2024 года, все больше российского конденсата, очевидно, начнет перенаправляться в смешанные экспортные потоки (вместе с сырой нефтью). Основным исключением в данном случае станут проекты по производству СПГ в Арктике, которые продолжат прямой экспорт«чистого» конденсата.
10 февраля 2021 Статья
Автор: МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВ, (ГЕКОН) НИКОЛАЙ МОНЬКО, (Администрация Севморпути)
Перевозки минерального сырья, добываемого в Арктической зоне Российской Федерации, определяют структуру грузопотока не только Северного морского пути, но и Северного морского транспортного коридора в целом. Северный морской транспортный коридор - морская транспортная коммуникация Российской Федерации, включающая в себя порты и морские судоходные пути арктический морей и впадающих в них рек Баренцева, Белого и Печорского морей на западном фланге, Северного морского пути (Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское) в центральной части и Берингова моря на восточном фланге. Морским транспортом вывозятся минеральные удобрения и железорудный концентрат из порта Мурманск, рудоконцентраты и полупродукция Норильска из порта Дудинка, золотой концентрат из порта Певек, уголь из портов Беринговский и Тикси (терминал Зеленый Мыс). Основные объемы связаны с круглогодичным вывозом углеводородного сырья – сжиженного природного газа, конденсата и нефти с терминалов порта Сабетта, конденсата из порта Дудинка (Пеляткинское месторождение), нефти из порта Варандей и с платформы Приразломная. Сезонный вывоз нефти в небольших объемах производится с удаленного терминала порта Мурманск на острове Колгуев (Песчаноозерское месторождение) и портопункта Нумги на реке Обь (Сандибинское месторождение).
10 февраля 2021 Статья
Автор: АНАТОЛИЙ ЗОЛОТУХИН, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
Общественное мнение медленно, но неуклонно склоняется к замене углеводородных ресурсов на альтернативные источники энергии. Это вызывает довольно интересные процессы в самом нефтегазовом секторе экономики. Одни компании считают нефть и газ уже отжившими свое время и потому переформатируют свои активы. Другие полагают, что углеводороды еще долгое время будут играть ключевую роль в энергетике, и потому рано списывать их со счетов.
10 февраля 2021 Статья
Автор: Шмаль Генадий Иосифович, президент Союза нефтегазопромышленников России, Черных Сергей Петрович, старший советник Межотраслевого экспертно-аналитического центра Хакимов Айрат, аналитик Межотраслевого экспертно-аналитического центра СНГПР
Союз нефтегазопромышленников России в своей деятельности уделяет большое внимание вопросам использования природного газа в качестве газомоторного топлива, проблемах, стоящих на пути распространения этого экологичного и экономичного вида топлива. Нередко можно услышать о газомоторном топливе (ГМТ) и его перспективах в качестве энергоносителя. В данном обзоре будет описаны виды ГМТ, преимущества и недостатки данного вида топлива, а также инфраструктура для его использования.
11 февраля 2021 Статья
Автор: СЕРГЕЙ КОМЛЕВ, ООО «Газпром экспорт»
Если с конца 1990-х годов основной задачей европейской энергополитики было развитие конкуренции на европейском газовом рынке, в том числе за счет преодоления «излишней» зависимости от российского газа, то ее новым вектором стало «устойчивое развитие». Теперь ставка делается на возобновляемые виды энергии с постепенным отказом от использования углеводородных топлив в качестве источника первичной энергии. Смена вектора энергетической политики вносит новые акценты во взаимоотношения РФ с партерами в Евросоюзе. Хотя природный газ и рассматривается как переходный вид топлива на пути к «углеродной нейтральности», он относится к семейству углеводородов, от которых Европа собственно и хочет избавиться.
В контексте планов по декарбонизации меняется и отношение к основному поставщику природного газа в Европу – России. Сохранит ли РФ свою роль как ведущего экспортера природного газа в ЕС? От ответа на это вопрос в ближайшие десятилетия будут зависеть и ответы на и многие другие вопросы. Например, исчерпан ли потенциал у находящихся в строю советских газопроводов, оправдана ли ставка на строительство новых экспортных магистралей в Европу?
11 февраля 2021 Статья
Автор: Олег Бобылев, генеральный директор ООО «Персистем», Игорь Григорьев, управляющий ООО «КомПромГаз», Роман Брезицкий, генеральный директор ChemTechEnergyUG
Текущая ситуация с ценами на энергоносители требует от недропользователей эффективного использования текущих финансовых ресурсов с целью получения прибыли. Так большинство компаний идет по пути снижения затрат и остановки нерентабельных или низкорентабельных объектов. Данный путь ведет к тому, что немалая часть вложенных денежных ресурсов обесценивается и снижает эффективность производственного процесса в целом. Другим путем является повышение эффективности работы существующих объектов и вывод их в рентабельную зону.
10 февраля 2021 Статья
Автор: ЯРОСЛАВ ТРЫКИН, Независимый эксперт
Крайне высокий уровень союзнических отношений между Москвой и Минском не избавляет от разногласий в чувствительных областях, коей энергетика, безусловно, является. Насколько же запутаны причины энергетических споров двух «братских» стран, и какого прогресса удалось достичь в последние годы?
Попытаемся дать обзор развития российско-белорусских отношений в энергетике за последние несколько лет, выявить основные точки расхождения интересов, рассмотреть эпизод с загрязнением нефтепровода «Дружба» и проанализировать последствия сооружения БелАЭС для развития двусторонних отношений в энергетической сфере.