Статья

Загадки и сюрпризы королевства нефти

Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
Показатели, приведенные в проспекте к выпуску облигаций компании Saudi Aramco (Base Prospectus 2019), могут свидетельствовать о довольно значительном истощении месторождения Ghawar, служащего символом нефтяного могущества Саудовской Аравии. В проспекте констатируется, что ресурсы нефти и газа Саудовской Аравии принадлежат государству, и правительство обладает исключительным правом на регулирование нефтегазовой отрасли. Национальная компания Saudi Aramco осуществляет разведку, разработку и эксплуатацию углеводородных ресурсов Королевства через договор «Концессия». Размер запасов компании определяется в рамках действующей концессии и не совпадает с размером всех запасов Саудовской Аравии.

Конец нефти?

Недавно, и почти одновременно, появились два симптоматичных сообщения – о реальной производительности саудовского месторождения Ghawar и о публично высказанной на коллегии Минэнерго озабоченности по поводу уровня добычи нефти в Западной Сибири. Эти сообщения наводят на мысль о старении традиционных нефтегазовых регионов и заставляют вновь задаться вечным вопросом о «конце нефти».

Поскольку нефть и газ считаются невозобновляемыми источниками энергии, то логично признать, что конец углеводородных ресурсов в недрах теоретически неизбежен. Однако в последнее десятилетие продолжаются открытия не только крупных месторождений, но и принципиально новых нефтегазоносных провинций, зачастую там, где их никто не ждал. Например, Левантийский бассейн в восточном Средиземноморье, бассейн Ровума на восточном шельфе Африки, в географически зеркальных акваториях Гайаны в Южной Америке и Мавритании и Сенегала в Западной Африке. Происходят также множественные открытия в Египте, в подсолевых отложениях Бразилии, на глубоководном шельфе Мексики, в других регионах.

Продолжающиеся открытия никак не опровергают тезис о неизбежности «конца нефти», однако позволяют взглянуть на него в двух ракурсах. Скопления нефти как полезного ископаемого в недрах, в рамках признанной теории ее происхождения, безусловно, невозобновляемы, и потому конечны. Но нефть «на поверхности» как востребованный ресурс для мировой экономики, за счет видимой нескончаемости новых открытий, можно считать условно неисчерпаемой.

Если выдвинутая в свое время теория «пика добычи нефти» в глобальном плане не подтверждается, то для отдельных регионов она вполне реальна. Об этом свидетельствуют, например, падение добычи в Северном море (которое в 1980-1990-х годах считалось ключевой нефтедобывающей провинцией за пределами ОПЕК), нынешние состояние ресурсов Западной Сибири, истощение гиганта Ghawar и других крупных месторождений Саудовской Аравии.

Что скрывают короли?

Сведения о реальной производительности нефтяных месторождений и запасах «черного золота» Саудовская Аравия всегда охраняла как большую государственную тайну. И это не удивительно, учитывая, что экспорт нефти обеспечивает более 64% суммарных доходов страны и формирует 45% ВВП.

Официальная оценка запасов нефти Саудовской Аравии составляет плюс-минус 260 млрд баррелей. Данная цифра приводится во всех мировых статистических сводках, и время от времени называется руководством компании Saudi Aramco и стоящим за ней правительством, когда возникает необходимость защищать национальное достояние от слухов об истощении месторождений и невозможности поддерживать уровень производства на заявленном уровне.

ДОКАЗАННЫЕ ЗАПАСЫ ЖИДКИХ УВ САУДОВСКОЙ АРАВИИ И SAUDI ARAMCO, млрд барр

Слухи же об истощении запасов Saudi Aramco тянутся шлейфом за компанией по крайней мере с начала 2000-х годов. Наиболее известный «разоблачитель» неуязвимости нефтяных запасов Саудовской Аравии, Мартин Симмонс, в 2005 году опубликовал книгу «Сумерки в пустыне», якобы основанную на внутренних документах Saudi Aramco. В ней он предрекал близкий пик добычи в Саудовской Аравии, в первую очередь на крупнейшем в мире месторождении Ghawar. В 2007 Стюарт Стэнифорд спекулировал на тему истощения запасов нефти Саудовской Аравии в статье «Пикирование в пустыню» (A nosedive toward the desert). В 2011 году британская The Guardian опубликовала материалы WikiLeaks 2007-2009 годов, основанные на интервью бывшего специалиста по поискам и разведке Saudi Aramco, утверждавшего, что официальные запасы нефти компании на 40% завышены. Откровения эксперта (от которых он позднее отказался – возможно, под давлением) вызвали нескончаемые дебаты на нефтяном рынке и в прессе.

Но Saudi Aramco сумела охладить дискуссию. По сообщению агентства Reuter, фирмами Gaffney, Cline & Associates и DeGolyer и MacNaughton в 2016 году был проведен первый независимый аудит месторождений Saudi Aramco. Он подтвердил и даже несколько превзошел собственную оценку компании. Объем запасов был оценен в 268,5 млрд баррелей.

Однако происхождение данной цифры не совсем чисто. Дело в том, что в статистике Саудовской Аравии эта оценка появилась практически в одночасье. Все статистические источники показывают стабильный рост запасов саудовской нефти в первые десятилетия: с 57 млрд барр в 1962 году до 96 млрд в 1973-м, 113 млрд в 1980-м и 170 млрд в 1987 году. Но в 1988 году, по данным Oil&Gas Journal и BP Statistical Review, запасы нефти и конденсата Саудовской Аравии вдруг сделали скачок до 255 млрд баррелей, продолжили рост до 260 млрд барр в 1989 году и затем без существенных колебаний застыли на этом уровне до настоящего времени. Стабильность оценки на протяжении 30 лет наводит на мысль, что она служит лишь прикрытием реального размера запасов.

Поэтому опубликованный 1 апреля нынешнего года проспект эмиссии к первому размещению облигаций Saudi Aramco (Base Prospectus 2019) вызвал оживленный интерес аналитиков. Он дает ответы на некоторые вопросы о финансовом и сырьевом состоянии Саудовской Аравии и статусе Saudi Aramco.

Сколько нефти в Королевстве?

Ответ на вопрос о запасах нефти Саудовской Аравии зависит от масштаба их оценки – в стране в целом или в компании Saudi Aramco.

Как следует из Base Prospectus 2019, все природные ресурсы, включая углеводородные, принадлежат государству. Правительство Саудовской Аравии обладает исключительным правом на регулирование нефтегазовой отрасли – в том числе, исходя из национальных или стратегических интересов, на определение максимального уровня добычи углеводородов в стране.

Национальная компания Saudi Aramco, через договор «Концессия» получает исключительные права на разведку, разработку и эксплуатацию всех углеводородных ресурсов Королевства, кроме тех, что находятся на «Исключительных территориях». К ним относятся Разделенная зона и прилегающие части шельфа (в соответствии с договором с Кувейтом), общая зона Красного моря по соглашению с Суданом и территории священных городов Мекка и Медина.

ЗАПАСЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПЯТИ КРУПНЕЙШИХ

По состоянию на 31 декабря 2018 года портфель компании включал 136 месторождений на суше и на шельфе, в том числе 101 месторождение нефти. Большая часть поисково-разведочной деятельности компании сосредоточена в Восточной провинции. В 2018 году компания добывала 13,6 млрд барр нефтяного эквивалента в сутки, включая 10,5 млн барр/сут. нефти и конденсата, 1,1 млн барр/сут. жидких УВ, получаемых при переработке газа, 8,9 млрд ф3/сут. природного газа и 1 млрд ф3/сут. этана.

Месторождения Королевства славятся уникальными характеристиками рентабельности. В 2018 году себестоимость добычи углеводородов (в нефтяном эквиваленте) составляла $2,8/барр, капитальные затраты в секторе upstream – $4,7/барр н.э. Коэффициент извлечения нефти, за счет высококачественных характеристик нефтеносных пластов, находится в диапазоне 41-80%.

Мандат Saudi Aramco, полученный от правительства в рамках концессионного соглашения, включает управление запасами и ресурсами углеводородов, а также обеспечение их воспроизводства. Коэффициент воспроизводства в 2016-2018 годах составлял в среднем 127% в год, воспроизводства нефти и конденсата – 104%.

По условиям первичной концессии, которая действовала до 24 декабря 2017 года, права Saudi Aramco на углеводороды не были ограничены сроком действия. С 24 декабря 2017 года действует новое концессионное соглашение, согласно которому правительство страны предоставляет компании право на разведку и добычу на срок 40 лет с возможностью продления на 20 лет, итого до 2077 года.

Таким образом, если до прекращения действия первичной концессии оценки запасов Саудовской Аравии и Saudi Aramco могли практически совпадать, то с вступлением в силу нового концессионного соглашения с 60-летним периодом действия запасы компании определяются в пределах этого срока.

По оценке специалистов Saudi Aramco, доказанные запасы жидких углеводородов Королевства на начало 2019 года составляли 297,6 млрд баррелей, включая 261,5 млрд баррелей нефти и конденсата, и 36,1 млрд баррелей жидких УВ, получаемых при переработке газа (см. «Доказанные запасы жидких УВ Саудовской Аравии и Saudi Aramco»).

Запасы жидких УВ компании Saudi Aramco, на базе 60-летнего периода концессии, на начало 2019 года оценены в 226,8 млрд баррелей, в том числе 201,4 млрд баррелей нефти и конденсата.

В проспекте к выпуску облигаций Saudi Aramco представила результаты независимого аудита своих запасов, завершенного фирмой DeGolyer и MacNaughton 30 ноября 2018 года. Доказанные запасы нефти, конденсата, сжиженного нефтяного газа (СНГ) и товарного природного газа были оценены на 31 декабря 2017 года. Оценка была проведена по 77 нефтяным коллекторам 29 месторождений, в которых сконцентрировано, по утверждению Saudi Aramco, приблизительно 80% всех доказанных запасов страны. Как поясняют в своем отчете аудиторы, оценка менее крупных коллекторов и месторождений потребовала бы несколько лет.

В рамках данного аудита категория доказанных запасов определяется с учетом 60-летнего срока действия лицензии Saudi Aramco. Независимая оценка запасов жидких углеводородов и газа Saudi Aramco составила 208,7 млрд барр н.э., что на 0,1% больше собственной оценки компании по тем же параметрам.

Производительность месторождений

В проспекте к выпуску облигаций Saudi Aramco констатируется, что большинство месторождений нефти эксплуатируется несколько десятилетий, с уровнем истощения 1-2%. Более 80% запасов приурочены к пластам, которые выработаны не более чем на 40%. При этом 50% истощены менее чем на 20%, и лишь 3% можно считать практически выработанными (см. «Выработанность запасов нефти»).

В результате деятельности компании по оконтуриванию известных месторождений и поискам новых залежей и нефтеносных горизонтов, запасы некоторых крупных месторождений с начала добычи увеличились. В качестве примера приводится месторождение Abqaiq, запасы которого за 75 лет эксплуатации выросли в 13,5 раза.

Пять крупнейших месторождений нефти содержат более 64% доказанных запасов Saudi Aramco и обеспечивают около 70% максимальной устойчивой производительности компании (MSC – Maximum Sustainable Capacity). Данный показатель определяется как максимальное количество баррелей нефти в среднем в сутки, которое может быть добыто в год в течение любого периода в будущем, с учетом планируемых капиталовложений и оперативных расходов. На 31.12.2018 MSC компании оценивалась в 12 млн барр/сут. (см. «Запасы и производительность пяти крупнейших месторождений»).

Запасы крупнейшего из пяти гигантов, Ghawar, на конец 2018 года составляли 58,3 млрд баррелей н.э., в том числе 48,2 млрд баррелей жидких углеводородов. При всей значительности эта цифра существенно меньше известных ранее оценок запасов нефти на уровне 70-85 млрд баррелей. Например, статистическое ведомство Министерства энергии США (EIA) в 2003 году определяло запасы Ghawar в 75 млрд баррелей. В 2006 году Американская Ассоциация геологов-нефтяников оценивала месторождение в 55 млрд баррелей. Википедия сосредоточила данные из разных источников в диапазоне 88-104 млрд баррелей.

Неожиданностью стала и производительность месторождения Ghawar: указанная в проспекте величина 3,8 млн барр/сут. оказалась значительно меньше, чем обычно оглашаемые компанией 5 млн барр/сут.

Приведенные в документе показатели могут свидетельствовать о довольно значительном истощении месторождения, служащего символом нефтяного могущества Саудовской Аравии.

Представленные в проспекте сведения по остальным месторождениям лидирующей пятерки в некоторых случаях тоже уступают данным о запасах, которые можно было встретить раньше.