Выбор парадигмы
В только что закончившемся 2023 году экспорт российского газа продолжает сокращаться и существенно. Отчетность опубликована. Цифры не секретные.
В долгосрочной перспективе, конечно, есть вероятность, что объемы восстановятся. Но пока нужно думать, что делать с актуальной конъюнктурой.
При сохранении подходов к регулированию национальный газовый экспортер будет убыточен и «больше не может стимулировать надежность системы и стимулировать рост ВВП», – такой прогноз до 2026 года включительно дало Минэнерго РФ на форуме «Газ России» в декабре 2023 года.
Экспорт не «взял» пока и может так статься, что и «не возьмет» ранее поставлявшийся на внешний рынок объем в ближайшем будущем. К этому нужно было быть готовым давно. Но и меры по реализации газа на внутреннем рынке сегодня не дают гарантии, что дальше газ будет потребляться отечественными потребителями таким образом, что баланс спроса и предложения будет гармоничным.
Сегодня ГРО и сбытовые компании генерируют убытки, при этом рост производственных затрат идет во всех газовых компаниях.
Биржа есть, но объемы торговли газом там незначительные.
Я определенно ощущаю дежавю. Я уже неоднократно высказывался по поводу развития внутреннего рынка газа. Еще раз подчеркну, что необходимо участие в торгах не одного игрока или трех, как это происходит в рамках актуальной конъюнктуры, а множества, которых нужно стимулировать к участию. Это должно помочь и переработке. Чтобы отечественные компании – малые и средние – могли перерабатывать газ в топливо или в продукцию высоких переделов. Купил сырье на бирже свободно и по нормальным ценам – и дальше преобразуешь его в товары с высокой добавленной стоимостью как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Для реализации этих задач актуальным становится изменение модели функционирования рынка газа, необходим переход к конкурентному ценообразованию на газ для всех потребителей, кроме населения и ЖКХ.
Все понимают, что формат работы на рынке надо поменять. Но особых движений в сторону формирования предложения я не вижу. Поэтому есть опасения, что газ будет сжигаться в факелах, а не перерабатываться. Способствует ли этот бэкграунд росту капитализации? Что будет с дивидендами в этом году? Они могут уменьшаться, что повлияет на стоимость акций. Целью же любого ответственного менеджера является рост капитализации, т.е. доходов акционеров. Доходы акционеров страны – граждан России – это улучшение качества жизни…
Наши дивиденды – это улучшение качества жизни в нашей стране! Решение задачи улучшения качества жизни граждан в проекции на ТЭК – вот ежеминутная долгосрочная задача менеджеров отрасли.
В этой связи я хотел бы акцентировать внимание на понимании рыночных запросов. Отмечу, что маркетинг в крупных компаниях хромает. Функции добычи, переработки, сбыта не связаны между собой, зачастую просто абсолютно сепарированы. Постоянно слышу из корпоративных источников, что «крупняк» не знает, куда сбывать, как сбывать и что нужно сбывать. Мне кажется, что это нонсенс. Оказывается, что сегодня, в XXI веке, когда, казалось бы, уже бизнес-процессы должны быть как азбучные истины, элементарные вещи не работают, маркетинг и аналитика отсутствуют как понятия. Возможно, на этом экономили, думали, что само как-то образуется. Не вышло. Поэтому сегодня компании начинают искать специалистов на аутсорсе, чтобы те подсказали или выстроили систему логистики для сбыта продукции, а также проанализировали, что именно и где хотят купить. И это еще раз к вопросу о том, что горизонтальные связи не функционируют. Нет контакта не то чтобы на уровне страновых рынков – нет связи между регионами внутри Отечества. В этой плоскости можно привлечь ИИ (искусственный интеллект). Ведь вектор тяги для отрасли – ревизия издержек и потерь. ИИ нужен для целей моделирования, прогнозирования и анализа маркетинга продукции и услуг на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу…
В этой связи вспомнился отличный фильм про бейсбол – «Человек, который изменил все». Чтобы выиграть с маленьким бюджетом герой фильма – менеджер команды – меняет правила подбора игроков, используя специальную программу. Софт подбирает игроков не по традиционным шаблонам, а по особенностям (иногда даже странным), позволяя увидеть в человеке сильные стороны, увеличить степень эффективности, синергию всей команды. В результате у него все получилось. Команда выигрывает вопреки прогнозам.
Вышеперечисленные вопросы относятся не только к газу, то же самое можно сказать и по поводу нефти.
Постоянно читаешь в новостях о том, что санкции не работают и нефть продается выше потолка. Индия покупает половину нашего морского экспорта, у Китая все-таки рост спроса, а танкеры, несмотря на препоны, осуществляют поставки всем заинтересованным покупателям. Это все хорошо. Но когда мы будем думать на перспективу? Не радоваться сиюминутным успехам, что удалось сбыть сырье и получить какую-то прибыль, а формировать концепцию долгосрочного развития по переработке сырья внутри страны.
Я понимаю интерес трейдеров, которые придумывают разные схемы в условиях санкционного прессинга и получают маржу. Но все эти ухищрения все равно распыляют потенциал отечественной экономики, нивелируют возможность получения гораздо более значительной прибыли.
Сегодня остро стоит вопрос логистики через Балтику и Черное море. Ситуация пока контролируется, но может усугубиться. Понятно, что Севморпуть нужно раскатывать и наращивать мощности, флот. Для этого необходимо сделать очень многое, продумать схемы трубопроводной и железнодорожной инфраструктуры, построить ледоколы.
Но не стоит думать об этом однобоко, с точки зрения традиционного экспортного сбыта. Давайте все-таки осмыслим возможности для внутренней переработки нефти и будем отталкиваться от этого. Независимые компании, трейдеры тоже бы могли стать переработчиками, если бы для этого были созданы условия. Кто-то и сам мог бы построить НПЗ, кто-то бы сдавал объемы на переработку. Для этого нужна воля, форматирование налоговой системы, оценка и экономические обоснования новой концепции ТЭК. Предлагаю обсудить эти вопросы на страницах журнала.
В январском номере мы предлагаем почитать про итоги года, новые инвестиционные тренды, рынок танкерных перевозок в новой реальности, а также про особенности рынков атома и водорода. В каких-то сферах успехи значительные, где-то есть что скорректировать. Надеюсь, что мы сможем сделать правильные выводы и сформулировать стратегически важные директивы.