ВР заглянуло в будущее
Компания ВР представила в России свой очередной «Прогноз развития мировой энергетики до 2035 года». Главный экономист корпорации Спенсер Дейл выступил с презентацией этого исследования в Москве, в Институте мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова.
Как отметил С.Дейл, подобные прогнозы важны для самой компании, поскольку облегчают процесс определения стратегического курса и принятия внутренних решений. В прошлом году ВР значительно сократила свои инвестиции. Но, тем не менее, вложения только в нефтегазовый сектор составили около $70 млрд. Поскольку это долгосрочные инвестиции, необходимо понимать, как будет выглядеть энергосистема мира через 15-20 лет.
Согласно прогнозам ВР, глобальный ВВП в период до 2035 года будет расти в среднем на 3,4% в год. Частично это будет обусловлено увеличением населения, но главным драйвером будет служить расширение производства. В основном оно будет наблюдаться в Китае, Индии и других развивающихся странах.
Ожидается, что благодаря экономическим успехам развивающихся государств около 2 млрд людей, то есть примерно четверть населения Земли, уйдут из сектора низких доходов в сектор средних доходов. Это станет основным фактором изменений в энергетике. Так, спрос на первичные энергоресурсы вырастет примерно на 30% по сравнению с нынешним уровнем.
В странах же ОЭСР изменения объемов потребления энергии практически не будет. В некоторых развитых государствах они даже немного сократятся.
Уменьшится также количество энергии, необходимое для производства одной единицы ВВП. Это произойдет, в первую очередь, благодаря развивающимся странам. В частности, Китай уже начинает отказываться от расширения энергоемкого промышленного производства в пользу потребительского сегмента, который менее энергозатратен. Хотя тенденция повышения энергоэффективности будет характерна практически для всех стран.
Эксперты ВР полагают, что сохранится тенденция декарбонизации глобального топливно-энергетического баланса (ТЭБ). На не ископаемые виды энергоресурсов придется примерно половина прироста производства первичной энергии. Так, доля ВИЭ за исследуемый период вырастет в 4 раза. Это будет обусловлено повышением конкурентоспособности ветровых, и особенно солнечных, электростанций. Они наконец-то смогут конкурировать с газом и углем.
Соответственно, доля нефти, газа и угля в глобальном ТЭБ сократится с нынешних 86% до 77% в 2035 году. Тем не менее, ископаемое топливо останется основным источником роста производства энергоносителей.
Еще одной важной тенденцией станет увеличение доли первичных энергоресурсов, используемых для производства электроэнергии. На электрогенерацию придется 2/3 прироста глобального потребления в ближайшие 20 лет и до 80% прироста в период 2035-2050 годов.
Наиболее быстрыми темпами среди «традиционных» энергоресурсов будет расширяться потребление газа. На втором месте окажется нефть, но рост спроса на нее будет замедляться. Динамика же потребления угля сократится в 10 раз по сравнению с предыдущими двумя десятилетиями. Прогнозируется, что к середине 2020-х годов добыча угля достигнет пика, а затем пойдет на спад.
Основным драйвером этих изменений опять-таки станет Китай, который будет постепенно отказываться от угля. Его доля в энергобалансе КНР сократится с нынешних двух третей до 45%. Примерно то же самое будет происходить и в Индии.
Согласно базовому сценарию, производство нефти увеличится с 95 млн барр./сут. до примерно 110 млн барр./сут., то есть на 15 млн барр./сут. Около 2/3 этого прироста придется на транспортный сектор.
Вместе с тем, роль транспорта, как драйвера спроса, будет становиться все меньше и меньше. Это будет происходить благодаря повышению энергоэффективности автомобилей. Как следствие, динамика потребления нефти будет постепенно замедляться.
В краткосрочной перспективе спрос на нефть будет расширяться ежегодно на 1 млн барр./сут. Это примерно соответствует уровню последних лет. А к концу исследуемого периода ежегодная динамика составит всего 0,4 млн барр./сут. Причем к 2035 году основным источником роста потребления нефти будет уже не ее сжигание в ДВС, а использование в качестве сырья для нефтехимии.
В настоящее время автомобили потребляют 19 млн барр./сут., что соответствует примерно 20% совокупного спроса. За прогнозируемый период глобальный парк машин увеличится в 2 раза – с 0,9 до 1,8 млрд единиц. При этом в развивающихся странах он утроится. Практически весь этот прирост будет приходиться на вновь возникающий средний класс.
Бурный рост ожидается в секторе электромобилей. Сейчас их в мире примерно 1 млн, а к 2035 году будет уже около 100 млн. То есть динамика расширения парка – 25% в год. Но даже при этих гигантских темпах на электромобили все равно будет приходиться крайне незначительная доля общего количества машин – 5-6%. Развитие электротранспорта сократит потенциальный спрос на нефть всего на 1-1,2 млн барр./сут. И даже если предположить, что число электромобилей будет расти в несколько раз быстрее, чем в базовом прогнозе, это все равно не окажет решающего влияния на динамику потребления нефти (напомним, его прирост прогнозируется на уровне 15 млн барр./сут.).
Гораздо большее влияние на нефтяной рынок может оказать повышение энергоэффективности «традиционных» автомобилей. В последние 10-15 лет она росла в среднем на 1% в год. Ожидается, что в предстоящие 20 лет темпы удвоятся. Это может «стоить» нефтяному рынку 7-8 млн барр./сут. (то есть в несколько раз больше, чем эффект внедрения автомобилей).
Большую роль будет также играть внедрение машин с автопилотом. Они более энергоэффективны, что приведет к падению темпов роста спроса на нефть. Определенный эффект может дать и распространение каршеринга, то есть совместного владения автомобилем. Это также немаловажный фактор экономии горючего.
Помимо развития транспортного сектора, одной из главных неопределенностей нефтяного рынка является политика ведущих стран-производителей. По подсчетам ВР, ресурсы, которые могут быть извлечены с использованием уже имеющихся технологий, составляют свыше 2,5 трлн баррелей. Этого более чем в 2 раза превышает глобальные потребности в период до 2050 года! Следовательно, значительная часть технически извлекаемых ресурсов так и останется в недрах.
Себестоимость добычи нефти в разных странах и регионах отличается в разы. Но производители с высокими издержками не были выдавлены с рынка потому, что страны с низкими затратами предпочитали не торопиться, а постепенно выдавать на-гора свои баррели. Но если части ресурсов все равно суждено навсегда оставаться в недрах, такая стратегия теряет смысл. Поэтому повышается вероятность того, что производители с низкой себестоимостью начнут пользоваться этим конкурентным преимуществом дабы расширить свою долю рынка. Речь идет, в первую очередь, о ближневосточных странах-членах ОПЕК и России. Хотя увеличение добычи – относительно медленный и дорогостоящий процесс.
Что касается природного газа, то согласно базовому сценарию его потребление будет расти на 1,6% в год. Две трети этого объема обеспечат сланцевые месторождения. Так, в США добыча сланцевого газа удвоится. Крупным производителем этого энергоресурса станет также Китай. Традиционный российский газ также расширит свое присутствие – как на европейском рынке, так и в Азии.
Будет также активно развиваться индустрия СПГ. К 2035 году на нее придется более половины международной торговли газом. Дополнительное предложение СПГ будет формироваться преимущественно со стороны США и Австралии. А спрос на сжиженный газ по-прежнему будет расти в основном в Азии.
Поскольку США смогут поставлять свой СПГ и в Азию, и в Европу, и в Латинскую Америку, американские цены на газ станут «якорными», эталонными для мирового рынка.
Что же касается России, то производство первичной энергии в стране в исследуемый период вырастет на 15%. При этом ее доля в мировом производстве энергоресурсов снизится с 10% до 9%.
По объемам добычи жидких углеводородов (12,2 млн барр./сут. в 2035 году) РФ будет уступать только США и Саудовской Аравии.
По производству газа (71 млрд ф3/сут. в 2025 году) Россия займет второе место в мире, но в отличие от США почти вся добыча будет вестись на традиционных месторождениях.
Россия останется самым крупным экспортером первичных энергоресурсов, поставляя за рубеж 8,6 млн барр./сут. нефти и 34 млрд ф3/сут. газа.
Энергоемкость российской экономики к 2035 году снизится на 25%, что меньше средних мировых показателей.
15 декабря 2024 года в Черном море произошла экологическая катастрофа. В шторм разломились пополам два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более 9 тысяч тонн мазута. Эта первый в мире крупномасштабный разлив мазута, который, в отличие от нефти, не...
безопасности...