28 октября 2016 Статья

В РСПП представили результаты анкетирования «Антикризисный мониторинг - октябрь 2016 г.»

Автор: РСПП
Результаты анкетирования РСПП «Антикризисный мониторинг - октябрь 2016 г.»: Пятый месяц подряд не меняется тройка лидеров ответов на вопрос, какие последствия кризиса оказали самое негативное воздействие на деятельность компаний: «неплатежи со стороны контрагентов», «недостаток оборотных средств» и «снижение спроса на продукцию». Из месяца в месяц большинство респондентов отмечают, что именно это мешает нормальной работе компании.
Пятый месяц подряд не меняется тройка лидеров ответов на вопрос, какие последствия кризиса оказали самое негативное воздействие на деятельность компаний: «неплатежи со стороны контрагентов», «недостаток оборотных средств» и «снижение спроса на продукцию». Из месяца в месяц большинство респондентов отмечают, что именно это мешает нормальной работе компании.

В октябре почти половина всех респондентов (47,7%) назвали главным последствием кризиса для компаний неплатежи со стороны контрагентов. В прошлом месяце этот вариант занимал второе место по популярности с долей 35,2%.

Ответ «недостаток оборотных средств» указали 41,5% организаций. В сентябре этот вариант отмечали несколько чаще - его доля была 44,4%.

Снижение спроса на продукции - наиболее острая проблема для бизнеса, оказывающая негативное влияние на деятельность компании, по мнению трети участников опроса, доля выросла на 4,2%.

Четверть респондентов отметили вариант «валютная нестабильность / снижение курса рубля», доля за месяц почти не изменилась.

Недоступность заёмных ресурсов вследствие кризиса является препятствием для деятельности 18,5% компаний, в прошлом месяце доля этого варианта была несколько ниже - 16,7%.

О сокращении инвестиционных программ или их переносе на более поздний срок заявили 16,9% респондентов, доля этого варианта незначительно снизилась (на 1,6%).

Главным последствием кризиса 15,4% компаний назвали ухудшение условий поставки сырья и комплектующих (-1,3%).

Объёмы производства сократились из-за кризиса в 15,4% организаций, доля варианта прибавила 2,4%.

Рост фискальной нагрузки как главное последствие кризиса ощутили на себе в октябре 12,3% компаний. Данный ответ компании стали выбирать чаще - доля выросла за месяц на 4,9%. Ответ «рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей» указали 10,8% компаний, по сравнению с сентябрём доля выросла в два раза.

С невозможностью оснастить компанию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта столкнулись 7,7% организаций, доля не изменилась.

Топ 10 последствий экономического кризиса. Сентябрь-Октябрь 2016г
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

По-прежнему самый популярный ответ на вопрос, какие антикризисные меры планирует предпринимать компании в текущих условиях, - сокращать расходы, доля составила в октябре 83,3%, в сентябре она была ниже на 6,6%.

Реализовывать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий намерены 39,4% организаций, доля за месяц снизилась сразу на 16,2%, но этот вариант остался вторым по популярности, как это было на протяжении всего цикла мониторинга.

28,8% респондентов ответили, что собираются отказаться от авансирования поставщиков, доля ответа выросла на 6,6%. В то же время требовать аванс со стороны покупателей планирует пятая часть компаний (+1,2% к сентябрьскому значению).

Переориентировать предприятие на выпуск иной продукции готовы 22,7% организаций. В сентябре этот вариант указали только 16,7% участников опроса.

Прибегнуть к интенсификации - увеличению выпуска продукции без расширения производства - собираются также 22,7% компаний. Доля выросла за месяц на 4,2%.

Повысить цены на продукцию / услуги намерены 21,2% организаций. В сентябре доля была ниже на 8,2%. О возможном снижении цен в кризисных условиях заявили только 6,1% респондентов (-7% от значения в сентябре).

Продать непрофильные активы в планах у 18,2% компаний, доля снизилась на 4%.

Одинаковую долю (13,6%) набрали варианты «в кризисных условиях мы будем сокращать объёмы инвестиционных программ» и, напротив, «будем сохранять/увеличивать объёмы нвестпрограмм». В сентябре доля этих ответов была 20,4% и 7,4%, соответственно.

Сократить производство или оказание услуг готовы 7,6% организаций, доля стала выше на 2%. 7,6% респондентов выбрали ответ «в кризис компания будет оптимизировать затраты предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) и сокращения расходов», в прошлом месяце доля была 1,9%.

Антикризисные меры, которые применяют компании в условиях кризиса. Сентябрь-октябрь 2016г.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;


Сокращение расходов будет происходить в 66,7% компаний за счёт снижения бюджета на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.), 61,4% организаций перейдут на более дешёвые сырьё и комплектующие.

59,3% организаций собираются сокращать расходы на персонал.

Доля организаций, планирующих сократить расходы на благотворительные социальные программы, в октябре - 37%.

Этот вопрос мы задавали только респондентам, указавшим, что в их компаниях будет проведено сокращение расходов.

Направления для сокращения расходов компаний
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%


74,2% компаний, планирующих снижение расходов на персонал, откажутся от найма новых работников. В сентябре их доля была выше на 9,1%.

38,7% организаций рассматривают возможность сокращения сотрудников, доля выросла за месяц сразу на 17,9%.

Пятая часть компаний намерена сократить «размер» социального пакета, в сентябре этот вариант отметила половина всех респондентов.

Такую же долю - 19,4% - набрал вариант «в планах перевести сотрудников на работу на условиях неполного рабочего дня или направить их в отпуска без сохранения заработной платы в период кризиса», доля снизилась почти в два раза.

19,4% компаний-участниц опроса готовы сокращать заработную плату работников, доля этого варианта потеряла 5,6%.

Сокращение расходов на персонал
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%


В октябре 17,9% компаний ответили, что в их компаниях проводится опережающее обучение сотрудников. Доля упала по сравнению с сентябрём на 5,7%. Долю 14,9% набрали варианты «компания организует стажировки сотрудников» и «организует временную занятость работников». Доля снизилась на 8,7% и 3,2% соответственно. 61,1% участников опроса пропустили данный вопрос.

Социальные программы в 83,3% компаний включают в себя оплату путёвок (санаторно-курортное лечение, детский отдых). В сентябре доля этого варианта была равна 79,5%.

Дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством, осуществляют 80,6% организаций. Доля выросла за месяц на 11,4%.

Добровольное медицинское страхование действует в 50% компаний (+6,4% к значению сентября), а дополнительное пенсионное страхование в 33,3%, доля стала выше на 20,5%.

8,3% респондентов, указавших, что в их компаниях действуют социальные программы для работников, выбрали вариант «жилищные программы для работников (возможно с использованием механизмов ипотечного кредитования)». Доля снизилась в два раза.

Также несколько компаний дали собственные ответы: в социальные программы они включают оплату питания сотрудников, оплату съёмного жилья для молодых специалистов и др.

Социальные программы для сотрудников
За 100% принято множество тех компаний, в которых действуют социальные программы для сотрудников. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%