Утилизационный грант и состояние рынка бурового оборудования
Рынок нефтегазового оборудования в России, обычно стабильный, всегда с наименьшими потерями переживал кризис. Но так было ровно до прошлого года. В 2020 году, когда рухнули цены на нефть, ОПЕК+ наложил ограничения на добычу, а инвестпрограммы ВИНК сократились на 15-30%. Нефтяные компании, чтобы сэкономить, предпочитали модернизировать устаревшие буровые установки и другое оборудование вместо того, чтобы приобретать новое.
В результате, по итогам первого полугодия 2020 года отечественный рынок нефтегазового оборудования обрушился сразу на 6%, что стало самым большим кризисом в сегменте за последние 20 лет. Об этом свидетельствуют данные Союза производителей нефтегазового оборудования. Однако стоит отметить, что объем поставок 2020 года формировался благодаря «докризисным» контрактам 2019 года, а вот объем новых контрактов в 2020 году по ряду направлений нефтегазового машиностроения упал в 5-6 раз, и это чрезвычайное падение заказов отразится в объемах поставок в текущем году и многие отечественных производители могут без поддержки оказаться на грани выживания. «Своевременная поддержка (прежде всего через механизм субсидирования) со стороны государства помогла рынку в этот тяжелый момент», – отметил глава НКО «Союз производителей нефтегазового оборудования» Константин Радинский в интервью «Нефтегазовой вертикали». «В случае отсутствия новых экономических шоков, постепенного восстановления деловой активности в мире и восстановления международной торговли, а также, при сохранении поддержки отечественных производителей и потребителей со стороны государства, мы ожидаем постепенное восстановление рынка нефтегазового оборудования в России и выход его по итогам 2022 года на докризисный уровень».
Рынок буровых установок в России
К середине 2020 года для отечественных производителей буровых установок сложились неблагоприятные условия. Заказов не предвиделось. По словам Радинского, в первую очередь пострадали производители стационарных и блочно-модульных станков для кустового бурения. Возникла опасная ситуация: замаячила перспектива массовых сокращений рабочих, снижения производства и нагнетания социальной напряженности.
В ситуацию вмешался Минпромторг России. На поддержку отрасли нефтегазового машиностроения планировалось выделить до 35 млрд рублей до 2024 года. В качестве механизмов помощи выступают льготные займы от Фонда развития промышленности, единая субсидия на НИОКР, предоставление финансирования на реализацию проектов по производству оборудования для средне- и крупнотоннажного производства СПГ. В конце прошлого года Министерство запустило дополнительно такие механизмы поддержки как «лизинговая субсидия» и субсидии на приобретение новых отечественных буровых установок взамен установок, сданных на утилизацию.
Во время пандемии и связанных с ней ограничений для нефтедобывающих компаний, применяющих на месторождениях импортное оборудование, ситуация осложнилась дополнительно. Разрушились привычные и наработанные логистические цепочки, и компании столкнулись с задержками комплектующих. Запрос на импортозамещение еще никогда не был так актуален.
Таким образом, несмотря на очевидные трудности, которые испытывала отрасль в 2020 году, отечественные производители не сдали позиций. Лидером на российском рынке по производству тяжелых буровых установок остался ООО «Уралмаш НГО Холдинг», или УНГОХ. По оценкам аналитического агентства WMT Consult, УНГОХ занимает около 19% российского рынка всех и до 70 % рынка тяжелых буровых установок. «“Уралмаш НГО Холдинг”, который входит в машиностроительный кластер Газпромбанка, хорошо почувствовал, как резко поменялись условия для производителей. Большая часть инвестиционных проектов нефтедобывающих компаний переориентировалась на продление ресурса и консервацию оборудования. Но помог механизм субсидиарной господдержки на утилизацию устаревшей техники и покупку новых буровых установок. Этот стимулирующий механизм сформировал спрос на отечественное буровое оборудование более чем на 3 млрд рублей, чем существенно поддержал производителей. Полагаем, что эта программа должна быть продлена по крайней мере до 2023 года», – заявил Константин Радинский.
Были и другие производители, которым удалось не просто сохранить, но и укрепить позиции на рынке нефтегазового оборудования в минувшем году: ПАО ОМЗ, ООО «ПК «БОРЕЦ», АО «Новомет-Пермь», АО ГСМ «Нефтемаш», ООО НПП «Буринтех», ООО «Челябинский компрессорный завод», АО «Группа ГМС», ОАО «Волгограднефтемаш» и другие.
Утилизационный грант – 2020
Суть программы утилизации буровых установок – в отказе от модернизации морально и физически устаревшего бурильного оборудования и приобретение современного отечественного.
Компаниям, победившим в конкурсном отборе, перечислят субсидию в размере 20% от стоимости новой буровой установки, но не выше 50 млн рублей за мобильную буровую установку и до 100 млн рублей – за стационарную или кустовую буровую установку. Если же в установке применены инновационные решения, то возместят 25% стоимости, или до 150 млн рублей.
По оценке Минпромторга, в России действует порядка 1360 буровых установок. Из тех, что эксплуатируются более 20 лет, около 70% приходится на установки грузоподъемностью 160-200 тонн и 10% – на тяжелые, от 320 тонн.
К 2024 году возраст 21% всех действующих буровых установок перевалит за 20 лет. Эти установки – их более 270 штук – первые «претенденты» не на модернизацию, а на замену и утилизацию. Еще 12% бурильного оборудования возрастом 15-20 лет окажется «на подходе» к истечению эксплуатационного срока. Таков пессимистичный прогноз Минпромторга, который не включает в себя госсубсидии на утилизацию при замене буровой установки.
Если же программу, которая удачно показала себя в 2020 году, продлят еще на три года, картина будет иной. Количество «возрастных» установок сократится до 15%, при этом вырастет процент нового, современного оборудования с прогнозируемых 6% до 12%.
Изменится в позитивную сторону и соотношение импортных буровых установок к отечественным. Уменьшение доли импорта – естественный процесс в структуре поставок бурового оборудования в свете санкций последних лет. Так, если, по данным агентства AT Consulting, за последние 15 лет лишь 55% приобретаемых установок были отечественного производства, то в 2020 году этот показатель благодаря государственной поддержке вырос почти до 69%.
Программа утилизации, реализованная в 2020 году (постановление Правительства РФ № 1834 от 16.11.2020), признана успешной. На реализацию выделили 0,6 млрд рублей. При этом российские производители получили заказы на производство шести буровых установок на общую сумму 3 млрд рублей. При этом бюджет страны пополнится на сумму, в два раза превысившую выделенный грант.
Нужно продолжать
Программа завершилась, но на ее продлении настаивают участники рынка. «В противном случае успех начинания нивелируется, и мы вернемся к тому, с чего начали», – комментирует Константин Радинский.
Если программу не продлят, высока вероятность того, что финансовая устойчивость заводов-производителей пошатнется, уверен Радинский. «Восстановление спроса планируется лишь чрез пару лет. Однако прожить эти годы без заказов предприятиям без потерь будет невозможно: последуют сокращения рабочих мест, мощности загрузят недостаточно, в городах присутствия предприятий неизбежно вырастет социальная напряженность. Кроме того, из-за возросшего числа буровых установок возрастом более 20 лет снизится уровень промышленной и экологической безопасности».
Обострится и импортозависимость: китайские производители буровых установок предлагают аналогичную продукцию грузоподъемностью 320 тонн по более низким ценам, чем отечественные. В среднем – на 15-20%, и такая разница в отсутствие господдержки определит выбор в пользу импортного оборудования. При этом китайские требования к стандартам безопасности и качества уступают российским.
Глава Союза производителей нефтегазового оборудования рассказал «Нефтегазовой вертикали» о письмах в Правительство РФ с просьбой продлить программу.
Кроме бюджетных средств, еще 9,6 млрд рублей планируют привлечь за счет внебюджетного финансирования. Таким образом, всего реализация программы потребует 12 млрд рублей. По словам Константина Радинского, «такая комплексная поддержка будет способствовать росту прямых инвестиций в российскую экономику, поскольку 1 рубль бюджетных ассигнований в виде субсидии обеспечит дополнительное привлечение не менее 4 рублей частных инвестиций, а также потянет за собой развитие смежных отраслей и создание дополнительных рабочих мест на рынке». Глава Союза производителей нефтегазового оборудования выразил надежду, что и в дальнейшем диалог между отечественными машиностроителями и нефте- и газодобытчиками продолжится.
Что даст программа за четыре года
Инициаторы проекта говорят о мультипликативном эффекте, который наступит при продлении и последовательном исполнении программы.
Снизится доля импорта. Константин Радинский говорит о потенциально достижимом показателе ниже 30%. При этом российские буровые установки не уступают иностранным аналогам, а подчас и превосходят по качественным требованиям и стандартам промышленной безопасности.
Нефтедобывающие компании обновят парк и получат более эффективные буровые установки взамен морально и физически устаревших. Это позволит им оставаться конкурентоспособными, особенно если учесть переориентацию в сторону трудноизвлекаемой нефти.
Нефтесервисным компаниям и другим смежным видам бизнеса удастся пережить год-два до восстановления спроса в 2022 году без потерь. Благодаря стабильным заказам производители нефтегазового оборудования останутся на плаву и не снизят темпов производства. Эти организации сохранят рабочие места, в регионах присутствия удастся избежать социальной напряженности.
По подсчетам идеологов проекта, программа выгодна для бюджета. На продление потребуется 2,4 млрд рублей, по 0,8 млрд рублей ежегодно. В прошлом году деньги выделили из резервного фонда Правительства. Госсубсидия окупит себя двукратно в виде выплат НДС, НДФЛ и других отчислений, а это 4,8 млрд рублей в течение четырех лет. Отечественные производители буровых установок получат заказы на 12-14 млрд рублей. Таким образом, деньги, на которые покупается оборудование, остаются в стране и дальше работают в российской экономике.
Реализация программы также повысит инвестиционную привлекательность проектов нефтегазового сектора. Объем внебюджетных вливаний превысит бюджетные затраты в три раза.
Польза для экологии. Утилизация старых буровых установок на черный и цветной металл и дальнейшее его использование – это современное решение, поощряемое передовыми странами.
Нефтедобывающие компании получают дополнительный стимул приобретать буровые установки, в которых используются инновационные, высокотехнологические решения.
В случае успеха субсидиарной программы в дальнейшем, полученный опыт можно будет применить и к другим категориям нефтегазового оборудования, добавил глава Союза производителей нефтегазового оборудования.
Эта программа – безусловно, отличное начинание, которое стоит того, чтобы его развивать и продлевать, считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. «Буровые установки – очень дорогостоящее оборудование. Импортные буровые имеют один серьезный недостаток – зависимость от санкций. Когда оборудование ломается и требуется заменить часть конструкции, например, подшипники, новый комплект стоимостью сотни тысяч долларов приходится ждать по несколько недель. В пандемию – еще дольше из-за разрушившихся логистических цепочек. Скважина простаивает или работает ненадежно – а компания несет прямые убытки. Если везде, где возможно, перейти на отечественные буровые установки, достать и заменить комплектующие можно будет быстро и без оглядки на американцев и работу таможни».