02 января 2021 Статья

Urals торговалась с премией к Brent

В июне 2020 года российская нефть Urals торговалась в Европе с рекордной премией к североморской Brent в $2,55 за баррель. Такого уровня премия достигла впервые за всю историю мониторинга агентства Argus, которое сообщило о рекорде, с сентября 1994 года. Поддержку стоимости российской нефти оказала информация о снижении отгрузок Urals в июле более чем на 40% из-за сокращения добычи сырья в России в рамках соглашения ОПЕК+.

В июне 2020 года российская нефть Urals торговалась в Европе с рекордной премией к североморской Brent в $2,55 за баррель. Такого уровня премия достигла впервые за всю историю мониторинга агентства Argus, которое сообщило о рекорде, с сентября 1994 года. Поддержку стоимости российской нефти оказала информация о снижении отгрузок Urals в июле более чем на 40% из-за сокращения добычи сырья в России в рамках соглашения ОПЕК+.

Основа для Urals – нефть, которую добывают «Роснефть», «Башнефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Татнефть». Urals экспортируют в основном в страны Европы, а ее переработкой занимаются НПЗ Белоруссии, Польши, Казахстана. По Европе нефть доставляют либо морским путем через порты Усть-Луга и Приморск или Новороссийск на юге, либо по нефтепроводу «Дружба». Российская, более тяжелая нефть, Urals, традиционно торговалась с дисконтом к Brent примерно в $0,9.

Апрель 2019 года стал для марки черным. Из-за загрязнения в нефтепроводе «Дружба» хлорорганическими соединениями остановились поставки нефти. Россия срочно искала другие пути экспорта и перестроила логистику в пользу морского транспорта. В результате инцидента пострадали НПЗ Белоруссии, Польши, Венгрии, Словакии, Германии. «Транснефть» договаривалась о возмещении убытков каждой из сторон. В мае транши постепенно возобновились. Скандал подорвал доверие потребителей к Urals. Из-за ограничения предложения на торгах Urals подорожала, а в случаях с морскими поставками из порта Усть-Луга даже торговалась в плюсе относительно Brent (до $0,7-1 за баррель), но это были кратковременные, точечные явления, вызванные форс-мажором.

В марте 2020 года, на фоне пандемии коронавируса, цены на нефть рухнули до исторических минимумов – $10,54 за баррель. Активизировались покупатели из Поднебесной, они закупили подешевевшую российскую Urals. Поскольку бόльшая доля производств из-за ограничительных мер были приостановлены или работали не в полную силу, нефть закачивалась в китайские нефтехранилища. Таким образом, несмотря на обвал цен, объем экспортных поставок Urals в апреле вырос до 2,1 млн тонн, что составило четверть всего морского экспорта этой марки. Кроме КНР, впрок закупились Нидерланды, Финляндия, Греция и Литва. Нефть в эти страны Европы доставляли по морю. Италия и Турция уменьшили запланированные поставки.

В апреле 2020 года страны-производители нефти договорились о рекордном сокращении добычи в мае—июне – на 9,7 млн баррелей в сутки. Среди них – Саудовская Аравия и Россия. Однако соглашение вступало в силу только в мае, и апрель выдался тяжелым. К моменту договоренностей ОПЕК+ основные апрельские договоры были уже подписаны, законтрактованы и оплачены покупателями. Эксперты рынка сходятся на том, что решение по ОПЕК+ запоздало. Тем не менее, решение стабилизировало обстановку, и цены начали медленно расти. В апреле премия к эталону составила $0,20 за баррель. В конце мая – начале июня марка Urals торговалась с премией к Brent уже в $1,55–3,18 за баррель по сделкам в Европе. Напомним, обычно коэффициент составляет $0,9.

Эксперты рынка связывают явление с тем, что Россия в мае сократила поставки сырой нефти морским транспортом. Падение составило 40% от апрельских показателей: 885 тыс. баррелей против 1,24 млн баррелей. Почти столько же отгрузили в декабре 2014 года.

Кроме прочего, правило, по которому тяжелая, сернистая нефть дешевле легкой и низкосернистой, в апреле перестало работать. Известно, что из легкой нефти легче произвести бензин. А из-за всеобщего карантина и самоизоляции рынок бензина «просел», и зависимость цен тяжелого сорта от легкого стала неочевидной. Рынок дизельного топлива упал не так сильно.

Резко вырос спрос на российскую сернистую нефть Urals еще и потому, что резко уменьшила поставки аналогичного сырья Саудовская Аравия, а именно на сернистую нефть в первую очередь ориентированы европейские НПЗ. И эта «заточенность» производств под определенный тип сырья ограничило покупателей из Европы несколькими марками, похожими по химическому составу. Urals оказалась выгодным вариантом, и из-за спроса выросла цена, обогнав эталон.

В июне стоимость нефти Urals превысила цену отсечения в $40 за баррель и достигла $45. Премия к Brent достигала $1,55-2,55 в зависимости от региона покупателя. На южном рынке – самая большая премия. К концу июня она снизилась на $0,75 из-за ухудшения условий поставок, маленькой маржи переработчиков и невысокого спроса конечного потребителя.

Также на стоимости сорта Brent отрицательно сказались новости об увеличении добычи и рекордных разведанных запасах в Америке. В течение июня стоимость барреля Brent падала ниже $40.

На фоне новостей о торгах Urals с премией к Brent эксперты с осторожностью говорят о становлении Urals эталонной маркой.

Бенчмарк Brent соответствует только одному из критериев для эталона – наличие ликвидного рынка биржевых инструментов (фьючерсы, спреды, свопы и т.д.), что делает нефть этой марки слабой и неустойчивой к спекуляциям. Фактически стоимость Brent не подкреплена ничем, кроме биржевых операций, поскольку месторождение в Северном море, которое и дало мировой экономике эталон, по факту исчерпано. Соответственно, о надежных поставках сорта и долгосрочных объемах добычи и большом пуле потребителей нет и речи. Именно поэтому биржевые трейдеры все с большей опаской относятся к этому эталону, и есть вероятность появления нового, более сильного европейского бенчмарка.

Говоря о российских Urals или ESPO, которая экспортируется в Азию. Однако востребованность Urals может носить временный характер. Европейские страны активно ищут альтернативу российской нефти в пользу ВИЭ и американского сырья. Составлены программы модернизации оборудования, которые позволят уйти от Urals. Но сколько времени в действительности это займет и насколько это необходимо именно сейчас, в период кризиса, остается неясным.

Укреплению позиций Urals могут помешать США. Очередные экономические санкции могут повлиять на европейских партнеров, если те решатся установить новый бенчмарк. Европа – это прежде всего рынок, на который ориентируются американские нефтяные компании.

Другой «опасностью» для нефтяного рынка является развитие «зеленой» энергетики. В кризис «зеленая» энергетика показала себя с лучшей стороны: в Нидерландах и Германии, когда приостановились традиционные энергообъекты, альтернативные электростанции привнесли более 50% от общей энергомощности. Кроме того, уже несколько лет говорят о газогидратной революции – времени, когда появится безопасная технология, позволяющая стабильно извлекать метан из природных газовых гидратов (ПГГ).

По статистике, глобальные экономические кризисы, более или менее сильные, происходят каждые 6-8 лет. Предугадать, что станет причиной следующего: очередная пандемия, резкое падение цен на энергоносители, скачок ВИЭ или производственный кризис, а также его силу,– сейчас невозможно. Если все идет так, как идет, без потрясений, скорей всего, Brent потеряет лидирующие позиции в ценообразовании, и его место займет марка нефти, востребованная европейскими производителями. Тревожным «звоночком» для Brent стала фактическая независимость российского сорта Urals от эталона во время пандемии.